Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных Кодексом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса.
1. В случае направления запроса о представлении указанных справок (выписок) в отношении счетов, открытых физическим лицам, наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, прямо предусмотрено статьей 86 Кодекса. Вместе с тем, Кодекс не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налогового органа, проверять наличие вышеуказанного согласия.
2. Банк при получении запроса налогового органа о предоставлении справок (выписок) по счетам клиента - индивидуального предпринимателя, представляет сведения о его счетах, используемых им для предпринимательской деятельности без указания информации по счетам, открытым ему как физическому лицу.
3. Банк при получении запроса налогового органа о предоставлении справок (выписок) по счетам клиента - физического лица, представляет сведения обо всех открытых данному физическому лицу счетах, включая счета, используемые данным физическим лицом для предпринимательской деятельности.
Одновременно обращается внимание на целесообразность рассмотрения вопроса о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, связанных с расширением полномочий налоговых органов в целях совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности. В частности, распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытых в банках, вне рамок налоговой проверки. Обоснование необходимости внесения указанных изменений направлено ранее в адрес Минфина России письмом ФНС России от 14.05.2018 N ЕД-4-2/9126@.
Действительный |
Д.В. Егоров |
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгметаллов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физлиц, не являющихся ИП, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах таких средств могут быть запрошены инспекциями при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на контроль и надзор в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации).
При направлении запроса о предоставлении справок (выписок) наличие упомянутого согласия прямо предусмотрено НК РФ. Однако Кодекс не содержит правового механизма, позволяющего банку проверять наличие согласия.
Банк при получении запроса о предоставлении справок (выписок) по счетам ИП предоставляет сведения о его счетах, используемых им для предпринимательской деятельности, без указания информации по счетам, открытым ему как физлицу.
Банк при получении запроса о предоставлении справок (выписок) по счетам физлица предоставляет сведения обо всех открытых данному лицу счетах, включая те, что используются для предпринимательской деятельности.
Целесообразно распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытых в банках, вне рамок налоговой проверки.
Письмо Федеральной налоговой службы от 28 июня 2018 г. N ЕД-4-2/12467@ "Заключение по обращению"
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 13 июля 2018 г. N 27, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 24-30 июля 2018 г. N 26