Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июня 2018 г. N 03-04-06/42143
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. В отношении порядка уплаты налога на доходы физических лиц обособленными подразделениями организации сообщаем следующее.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен данной нормой.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 226 Кодекса налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
При этом в соответствии с абзацем третьим пункта 7 статьи 226 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется, в частности, исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.
С учетом изложенного сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов, выплачиваемых налогоплательщикам организацией и ее обособленным подразделением, признаваемыми налоговыми агентами, должна быть перечислена в бюджет по месту постановки на учет самой организации и по месту нахождения ее обособленного подразделения.
В случае предоставления более подробной информации в отношении порядка выплаты денежных средств территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации и исполнения организацией обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц вопрос, изложенный в обращении, может быть рассмотрен дополнительно.
2. В отношении обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами денежных средств, выплачиваемых педагогическим работникам образовательных организаций за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена, сообщаем следующее.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
Таким образом, выплата упомянутой денежной компенсации педагогическому работнику является оплатой за его работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена, а не возмещением затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей или выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Налог на доходы физических лиц.
Согласно статье 41 Кодекса доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
Основания для освобождения денежных средств, выплачиваемых педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена, в статье 217 Кодекса не содержится, и такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Согласно абзацам восьмому и десятому подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Специальной нормы о включении в перечень не облагаемых страховыми взносами сумм денежных компенсаций педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, в статье 422 Кодекса не предусмотрено.
При этом перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.
Учитывая изложенное, если организация производит выплату компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, то организация обязана исчислить и уплатить с сумм компенсации независимо от источника ее финансирования страховые взносы.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что выплата педагогам за работу по подготовке и проведению ЕГЭ не носит компенсационный характер и является оплатой за работу, а не возмещением затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей или выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера. Поэтому такая выплата облагается НДФЛ и страховыми взносами.
Также указано, что в соответствии с НК РФ налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
При этом сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется, в частности, исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам, заключаемым с физлицами обособленным подразделением от имени организации.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июня 2018 г. N 03-04-06/42143
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", декабрь 2018 г., N 34