Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. N 76/2-156-2018
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрен Ваш запрос по поводу организации и проведения плановых проверок.
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" разъяснение законодательства не отнесено к компетенции органов прокуратуры. Вместе с тем по существу обозначенных вопросов полагаю необходимым указать следующее.
Частью 11.1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использования должностным лицом контролирующего органа при плановой проверке проверочных листов (списков контрольных вопросов). Проверочные листы разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Следовательно, если проверочные листы не утверждены, а обязанность их использования предусмотрена положением о виде государственного контроля (надзора), в ходе его осуществления не допускается проведение плановых проверок.
Согласно частям 1-2 статьи 8.1 Закона N 294-ФЗ при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход, определяющий интенсивность (форму, продолжительность, периодичность) мероприятий по контролю с учетом категории риска либо класса опасности, присвоенных деятельности проверяемого лица и (или) используемым ими объектам.
В силу части 9.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает особую периодичность плановых проверок для таких видов государственного контроля в зависимости от категории риска, класса опасности проверяемых объектов.
Такая периодичность определена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила).
Пунктами 14, 15 Правил установлено, что в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включаются проверки только в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного риска или 1-5 классам опасности (за исключением указанных в части 9 статьи 9 Закона N 294-ФЗ проверок с особой периодичностью проведения). Объекты низкой категории риска (6 класса опасности) не подлежат плановым проверкам.
В силу пункта 11 Правил объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки отнесено к числу грубых нарушений, влекущих признание ее результатов недействительными.
Таким образом, для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.
С уважением,
Первый заместитель |
А.Э. Буксман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положением о конкретном виде государственного контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использовать проверочные листы.
Сообщается, что если они не утверждены, то проведение плановых проверок в ходе такого контроля (надзора) не допускается.
Некоторые государственного контроля (надзора) которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
Данный подход определяет интенсивность (форму, продолжительность, периодичность) мероприятий по контролю с учетом категории риска либо класса опасности, присвоенных деятельности проверяемого лица и (или) используемым ими объектам.
Сообщается, что возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.
Несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки влечет признание ее результатов недействительными.
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. N 76/2-156-2018
Текст письма официально опубликован не был