Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 сентября 2018 г. N 14-3/В-718
Вопрос: 1. О представлении копии письма Минтруда России N 14-1/ООГ-1874.
2. Согласно ст. 44 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ удержания из заработной платы осужденных к исправительным работам производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы.
Просим пояснить, как правильно произвести расчет удержаний: до исчисления и удержания НДФЛ (т.е. со всей суммы заработка без исключения из этой суммы налогов) либо после удержания НДФЛ (т.е. из дохода, уменьшенного на величину налога)?
Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение о представлении копии письма Минтруда России и об удержании из заработной платы при исполнении наказания в виде исправительных работ и по компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
О представлении копии письма Минтруда России N 14-1/ООГ-1874.
Письмо Минтруда России N 14-1/ООГ-1874 является ответом (разъяснением) на конкретное обращение гражданина и организации.
В связи с этим следует отметить, что, поскольку разъяснения Минтруда России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минтруда России, предоставленные по обращениям конкретных граждан и (или) организаций, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минтрудом России ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как Минтруд России не предоставляют в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минтруда России и Роструда).
Об удержании из заработной платы при исполнении наказания в виде исправительных работ.
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
Согласно абзацу первому и второму пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
В связи с чем при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются доходы налогоплательщика, полученные, в частности, в денежной форме, без учета каких-либо удержаний (письмо Минфина России от 23 июля 2018 г. N 03-04-06/51621).
Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам определяется положениями статьи 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). Согласно данной статье удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам; при производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного; удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.
В соответствии со статьей 50 Уголовного кодекса Российской Федерации из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.
Согласно части 2 статьи 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются в том числе общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, правоотношения, возникающие при исполнении наказания в виде исправительных работ, регламентируются положениями уголовно-исполнительного законодательства.
В связи с этим полагаем, что статья 44 УИК РФ определяет первоочередность удержаний при исправительных работах по отношению к отчислениям по исполнительным документам и отсутствие какой-либо взаимосвязи при их производстве, и не содержит специальной оговорки о том, что исчислять удержания нужно из суммы заработной платы, оставшейся после удержания НДФЛ как, например, оговорено в части 1 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Аналогичные выводы подтверждаются судебной практикой (апелляционное определение Тверского областного суда от 18 июля 2017 г. по делу N 33-2756/2017).
Одновременно сообщаем, что за дополнительными разъяснениями по применению статьи 44 УИК РФ в части удержания из заработной платы осужденного до или после уплаты НДФЛ вам следует обратиться в Минфин России и ФСИН России.
Директор Департамента оплаты |
М.С. Маслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.