Письмо Минфина России от 21 марта 2018 г. N 02-09-06/17933
В связи с письмом по вопросам правомерности действий заказчика при формировании, заключении и исполнении государственных контрактов на выполнение капитального ремонта, реконструкции и приспособления выявленного объекта культурного наследия, связанных с выделением сумм налога на добавленную стоимость, сообщаем.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. При этом право отказаться налогоплательщику от указанного освобождения от налогообложения нормами главы 21 Кодекса не предусмотрено.
Что касается государственных контрактов, заключенных без учета (выделения) налога на добавленную стоимость, то согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).
Таким образом, формирование контрактной цены за выполненные (оказанные) подрядными организациями работы (услуги) с включением в нее сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных этим организациям по материалам и оборудованию, приобретенным для выполнения (оказания) работ (услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, не противоречит Кодексу.
Одновременно сообщаем, что на основании подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на налогоплательщика, применяющего освобождение от налогообложения, предусмотренное, в том числе подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, только в случае выставления таким налогоплательщиком покупателю (заказчику) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость.
Кроме того, считаем необходимым отметить следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) определяется на основании положений статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Положениями части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрен проектно-сметный метод, который заключается в определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, а также Заключения государственной экспертизы в обязательном порядке содержат выводы в отношении соответствия сметной документации нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих порядок пересмотра сметной стоимости объектов, указанной в положительном заключении государственной экспертизы.
Таким образом, при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства заказчик обосновывает НМЦК на основании проектной документации, подготовленной уполномоченной организацией и имеющей положительное заключение государственной экспертизы, и не вправе уточнять положения сметной документации, в том числе в части выделения сумм налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования НМЦК.
Кроме того, согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта, либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, с учетом положений Закона N 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной победителем закупки.
Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.
В силу статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Таким образом, заказчик - получатель бюджетных средств не вправе принимать соответствующие бюджетные обязательства и подтверждать обязанность по оплате денежных обязательств по указанным контрактам с уменьшением объема указанных обязательств на сумму НДС.
|
А.О. Котиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.