Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64587 Об уплате НДС и налога на прибыль при получении организацией субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на компенсацию недополученных доходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым тарифам

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64587

 

Вопрос: Акционерное общество (далее по тексту - Общество) просит дать письменный ответ по вопросу применения законодательства по налогам и сборам в отношении налогообложения субсидии, получаемой аэропортом из федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1665 от 27.12.2017 г. (далее - Постановление) организация оказывает услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них.

Согласно Постановлению размер субсидии определяется суммой недополученных доходов от предоставления услуг, под которыми понимаются доходы организации от предоставления услуг, которые она могла бы получить в случае отсутствия освобождения от платы за эти услуги пользователей воздушного пространства.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета и отражаются на дату реализации услуг по наземному и аэропортовому обслуживанию воздушных судов.

Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 г. N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ", что средства, получаемые организацией, в связи с возмещением недополученных доходов, представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются.

Просим пояснить, верно ли организация понимает, что при оказании вышеуказанных услуг:

1) у организации не возникает налогооблагаемой базы от реализации услуг в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость (ни в момент оказания услуги, ни в момент получения субсидии);

2) в целях налогообложения налогом на прибыль организация включает недополученные доходы от оказания услуг в состав выручки за оказанные услуги на дату реализации.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыть организаций и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы, определяемые согласно статьям 249 и 250 Кодекса.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Статьей 249 Кодекса установлено, что в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09.

Таким образом, в случае если предоставляемая субсидия была выделена в качестве недополученного дохода при оказании соответствующих услуг, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату реализации этих услуг.

Что касается применения налога на добавленную стоимость при получении организацией субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на компенсацию недополученных доходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым тарифам, то при решении данного вопроса рекомендуем руководствоваться письмом Минфина России от 2 апреля 2018 г. N 03-07-15/20870, направленным ФНС России нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (письмо от 3 апреля 2018 г. N СД-4-3/6586@), копия которого прилагается.

Приложение: на 2 л.

 

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Даны разъяснения по вопросам налогообложения при получении организацией субсидии из федерального бюджета.

Из судебной практики следует, что субсидии, получаемые организацией в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, постановление Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09).

Таким образом, если субсидия была выделена в качестве недополученного дохода при оказании соответствующих услуг, то она отражается в составе доходов на дату реализации этих услуг.

Что касается НДС, то субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, включаются в налоговую базу (за некоторым исключением). При этом суммы НДС подлежат вычету.


Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64587


Текст письма официально опубликован не был