Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 18-КГ18-116 Суд отменил апелляционное определение в части отмены решения районного суда и об отказе в иске о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу, а также о возложении на военный комиссариат обязанности предоставить призывнику отсрочку от призыва на военную службу и оставил в силе в указанной части решение суда первой инстанции, поскольку воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 18-КГ18-116

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Колпакова А.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2017 года, которым отменено решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2017 года об удовлетворении его административного иска о признании незаконными решений призывных комиссий о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочек от призыва на военную службу и возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Колпакова А.Ф. - Колпакова Ф.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Колпаков А.Ф. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату Краснодарского края, военному комиссариату Западного и Прикубанского округов города Краснодара и военному комиссариату Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании незаконными решения призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округов города Краснодара от 9 декабря 2016 года о призыве его на военную службу, а также решений призывной комиссии военного комиссариата Усть-Лабинского района Краснодарского края от 23 мая 2012 года о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу на период освоения программы среднего общего образования до 25 июня 2012 года и от 6 июля 2012 года о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по программе среднего общего образования до 1 октября 2012 года. Колпаков А.Ф. просил возложить на военный комиссариат Краснодарского края обязанность предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на период обучения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" на период освоения образовательной программы магистратуры до 21 августа 2018 года. В обоснование своих требований Колпаков А.Ф. утверждал следующее.

Решения о предоставлении отсрочек от призыва на военную службу приняты в период его обучения в средней школе, когда он достиг возраста 18 лет. Данное обстоятельство расценено как не подпадающее под перечень оснований для предоставления повторной отсрочки, предусмотренных статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который не включает граждан, обучающихся в высших учебных заведениях по программам магистратуры. Поскольку он получает в Кубанском государственном аграрном университете имени И.Т. Трубилина высшее образование по программе магистратуры при наличии ранее предоставленных двух отсрочек от призыва на военную службу для получения среднего общего образования, было принято решение о его призыве на военную службу. Такое решение нарушает принцип равенства граждан перед законом, исходя из того, что в отношении лиц, не достигших к моменту окончания средней школы возраста 18 лет, решение об отсрочке от призыва на военную службу не принимается, и при последующем получении ими образования по программе магистратуры отсрочка считается первичной. Также нарушено его право на получение непрерывного образования.

Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2017 года административный иск удовлетворен.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2017 года решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В кассационной жалобе Колпаков А.Ф. просит отменить апелляционное определение и оставить без изменения решение суда.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2018 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Против удовлетворения кассационной жалобы военным комиссариатом Западного и Прикубанского округов города Краснодара представлены письменные возражения.

Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" представлен письменный отзыв на кассационную жалобу.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие существенные нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции.

Отменяя решения суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, предоставление Колпакову А.Ф. двух отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением среднего общего образования исключает последующее предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем образовательном учреждении по программе магистратуры.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда апелляционной инстанции не согласилась.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 указанной статьи).

В соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Абзацами седьмым и девятым указанного подпункта установлено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

- программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

- программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная названным выше подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (абзац тринадцатый подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Как видно из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при его рассмотрении и разрешении, решением призывной комиссии военного комиссариата Усть-Лабинского района Краснодарского края от 23 мая 2012 года Колпакову А.Ф. на основании абзаца второго подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время получения среднего (полного) общего образования до 25 июня 2012 года, поскольку до окончания обучения в средней школе ему исполнилось 18 лет.

Решением этой же призывной комиссии от 6 июля 2012 года на основании подпункта "г" пункта 2 статьи 24 названного федерального закона Колпакову А.Ф. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по программе среднего общего образования до 1 октября 2012 года.

В связи с окончанием Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина 8 июля 2016 года Колпакову А.Ф. выдан диплом бакалавра.

На основании приказа ректора названного образовательного учреждения от 19 августа 2016 года Колпаков А.Ф. с 1 сентября 2016 года зачислен на 1 курс очной формы обучения по программе магистратуры.

Решением призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округов города Краснодара от 9 декабря 2016 года Колпаков А.Ф. призван на военную службу.

Признавая незаконным решение о призыве административного истца на военную службу, суд первой инстанции правильно исходил из необходимости обеспечения законодательного принципа равенства прав граждан, получивших среднее общее образование в один и тот же период, на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программам магистратуры.

Суд апелляционной инстанции придал определяющее значение формальному содержанию подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающего разовый характер отсрочки от призыва на военную службу, вне его взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации и иными нормами данного закона.

Вместе с тем, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 года N 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в котором выявлен конституционно-правовой смысл проверяемого законоположения, обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти. Закрепляя в статье 43 (часть 1) данное право и одновременно провозглашая в статье 59 (части 1 и 2) защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, в том числе посредством несения военной службы, Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, оборону и безопасность, федеральную государственную, включая военную, службу (статья 71, пункты "в", "м", "т"), а к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы воспитания и образования (статья 72, пункт "е" части 1).

Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В системе действующего правового регулирования реализации гражданами конституционного права на образование допускается возможность обучения в общеобразовательной организации до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования лиц, которые достигли восемнадцатилетнего возраста.

Как следует из положений абзаца второго подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть призваны на военную службу до окончания обучения и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования. Такой подход предопределен законодательно предусмотренными гарантиями конституционного права на образование и требованиями к регулированию порядка и условий его реализации применительно к среднему общему образованию.

Право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего, но и высшего образования.

Для обеспечения баланса предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

Согласно положениям статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры (если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата) - в период освоения указанных образовательных программ.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу, в том числе, при получении высшего образования по программам магистратуры.

Вместе с тем в отношении граждан, получающих высшее образование по программам магистратуры, как это следует из подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", указанная возможность ограничена числом отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться.

Соответственно, граждане, которые относятся к одной и той же категории, а именно, реализовавшие право на получение среднего общего образования в соответствии с установленным порядком (то есть с учетом возрастного критерия для поступления в общеобразовательную организацию), оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в общеобразовательной организации одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие этого возраста не достигли и потому в такой отсрочке не нуждались.

Конституционный принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности, обусловленные принадлежностью субъектов к одной социальной категории.

В этой связи принадлежность граждан к социальной категории выпускников образовательных учреждений среднего общего образования обусловливает равное право на последующее непрерывное получение высшего образования, в том числе, по программам магистратуры.

Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование - не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности.

Лица, которым предоставлена отсрочка в общеобразовательной организации, в случае получения высшего образования по программам бакалавриата, будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть до наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.

В силу статьи 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Соответственно, при осуществлении предусмотренных статьей 26 названного федерального закона полномочий по организации призыва на военную службу военные комиссариаты должны обеспечивать и равенство прав граждан на получение высшего образования, в том числе, посредством недопущения призыва на военную службу до полной реализации этих прав в течение определенного законом периода.

Поскольку при установленных по административному делу обстоятельствах Колпаков А.Ф. был признан подлежащим призыву на военную службу до окончания его обучения в высшем образовательном учреждении по программе магистратуры, суд первой инстанции правильно признал такое решение незаконным, истолковав взаимосвязанные положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" сходным образом.

Формальное применение судом апелляционной инстанции закона, которое лишает Колпакова А.Ф. права на получение отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по программе магистратуры и ставит в неравное положение с относящимися к одной с ним категории лицами, нарушает право административного истца на образование, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.

С выводом суда апелляционной инстанции о пропуске Колпаковым А.Ф. установленного срока обращения с административным исковым заявлением в суд в полном мере согласиться нельзя, поскольку данный вывод не соответствует действительности, так как с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округов города Краснодара от 9 декабря 2016 года Колпаков А.Ф. обратился 14 декабря 2016 года, то есть в установленный законом срок.

Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами кассационной жалобы Колпакова А.Ф. относительно незаконности решений о предоставлении отсрочек от призыва на военную службу, поскольку сами по себе, вне взаимосвязи с решением о призыве на военную службу, данные решения его права не нарушают.

Принятие призывной комиссией решений о предоставлении Колпакову А.Ф. отсрочек от призыва на военную службу для получения среднего общего образования обусловливалось фактом достижения возраста 18 лет, что соответствует подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". С учетом же вышеприведенных законоположений данные решения не влекли обязанность административного ответчика принимать решение о призыве Колпакова А.Ф. на военную службу до окончания его обучения в высшем образовательном учреждении по программе магистратуры.

Таким образом, обжалуемое апелляционное определение в части отмены решения суда и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным оспариваемого решения призывной комиссии о призыве Колпакова А.Ф. на военную службу, а также о возложении на военный комиссариат обязанности предоставить Колпакову А.Ф. отсрочку от призыва на военную службу до 21 августа 2018 года является незаконным, в указанной части подлежит отмене с оставлением без изменения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2017 года в части отмены решения Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2017 года и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округов города Краснодара от 9 декабря 2016 года о призыве Колпакова Антона Федоровича, ... года рождения, на военную службу, а также о возложении на военный комиссариат Краснодарского края обязанности предоставить Колпакову Антону Федоровичу, ... года рождения, отсрочку от призыва на военную службу до 21 августа 2018 года отменить.

В указанной части решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2017 года в части признания незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата Западного и Прикубанского округов города Краснодара от 9 декабря 2016 года о призыве Колпакова Антона Федоровича, ... года рождения, на военную службу, а также возложения на военный комиссариат Краснодарского края обязанности предоставить Колпакову Антону Федоровичу, ... года рождения, отсрочку от призыва на военную службу до 21 августа 2018 года оставить без изменения.

В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2017 года оставить в силе, кассационную жалобу Колпакова А.Ф. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Зинченко И.Н.

 

Судьи

Горчакова Е.В.

 

 

Калинина Л.А.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 18-КГ18-116


Текст определения официально опубликован не был