Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Положение об организации и ведении гражданской обороны в Федеральной антимонопольной службе

Приложение
к приказу ФАС России
03.09.2018 г. N 1249/18

 

Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Федеральной антимонопольной службе

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в Федеральной антимонопольной службе (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2; 2014, N 6, ст. 548; N 30, ст. 4202; N 31, ст. 4398), Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2274; N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3450, ст. 3477; N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408; N 18, ст. 2622; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 7, ст. 919; N 26, ст. 3887), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 41, ст. 5024; 2005, N 7, ст. 560; 2015, N 44, ст. 6126), от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3750; 2004, N 50, ст. 5065; 2005, N 7, ст. 560; 2013, N 23, ст. 2917; 2016, N 43, ст. 6021), от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6000, 2015, N 30, ст. 4608), от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1991; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3056; 2012, N 1, ст. 154), от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006, N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948; 2015, N 16, ст. 2372), от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3064; 2010, N 38, ст. 4825; 2015, N 16, ст. 2372; 2016, N 38, ст. 5553), от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928), от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказами МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2003 г., регистрационный N 4934) с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 10 марта 2006 г. N 140 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2006 г., регистрационный N 7633), от 19 апреля 2010 г. N 186 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17539), от 30 ноября 2015 г. N 618 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2015 г., регистрационный N 40363), от 21 июля 2005 г. N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" (зарегистрирован Минюстом России 21 сентября 2005 г., регистрационный N 7032) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 14 сентября 2015 г. N 499 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2015 г., регистрационный N 39455), от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2006 г., регистрационный N 7383) с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 22 августа 2011 г. N 456 (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2011 г., регистрационный N 21873), от 30 июня 2014 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2014 г., регистрационный N 33352), от 23 мая 2017 г. N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2017 г., регистрационный N 47253), от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2015 г., регистрационный N 36320), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 31 июля 2017 г. N 309 (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2017 г., регистрационный N 47944), от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034), а также другими приказами МЧС России в области гражданской обороны, зарегистрированными Минюстом России.

2. Положение определяет основы организации гражданской обороны в ФАС России, в её территориальных органах и подведомственных организациях, а также порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в ФАС России и в её территориальных органах.

3. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в подведомственных организациях ФАС России определяется в положениях об организации и ведении гражданской обороны в подведомственных организациях, разработанных в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован Минюстом России 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740) с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 1 августа 2016 г. N 415 (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2016 г., регистрационный N 43375), от 18 ноября 2015 г. N 601 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2015 г., регистрационный N 39995).

4. Гражданская оборона в ФАС России - система мероприятий по подготовке к защите и по защите федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданских служащих) и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России (далее - работников), материальных и иных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Гражданская оборона в ФАС России организуется и ведется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, зарегистрированными Минюстом России, а также настоящим Положением.

6. Руководство гражданской обороной в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях осуществляют их руководители (далее - руководители гражданской обороны).

Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях осуществляет заместитель руководителя ФАС России, курирующий структурное подразделение, на которое возложено решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

7. В целях оперативного решения задач гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях создаются (назначаются):

- структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и от 23 мая 2017 г. N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций". В ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях издаются соответствующие приказы (распоряжения) о создании (назначении) структурного подразделения (работника), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;

- пункты управления, начальники которых определяются руководителями ФАС России, территориальных органов, подведомственных организаций. Структура (расчеты), полномочия, задачи и порядок организации работы пунктов управления определяются соответствующими правовыми актами ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций;

- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" как координационный орган управления, укомплектованный сотрудниками ФАС России во главе с заместителем руководителя ФАС России. Председатели комиссий территориальных органов и подведомственных организаций ФАС России назначаются приказами соответствующих руководителей территориальных органов и подведомственных организаций;

- комиссии по повышению устойчивости функционирования (далее - комиссии ПУФ). Председатели комиссий ПУФ назначаются соответствующими приказами ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций;

- эвакуационные комиссии. Председателем эвакуационной комиссии ФАС России назначается один из начальников структурного подразделения центрального аппарата ФАС России. Председатели эвакуационных комиссий территориальных органов и подведомственных организаций ФАС России назначаются приказами руководителей соответствующих территориальных органов и подведомственных организаций;

- штабы по делам гражданской обороны как нештатные постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны во главе с заместителем руководителя ФАС России, заместителями руководителей территориальных органов и подведомственных организаций.

Персональный состав, функции и полномочия штабов гражданской обороны, эвакуационных комиссий, комиссий ПУФ определяются в приказах (распоряжениях) центрального аппарата ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций и ежегодно уточняются.

8. Управление гражданской обороной в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях в режиме повседневной деятельности осуществляют работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном руководителем ФАС России для центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций ФАС России.

9. При введении в действие плана гражданской обороны (далее - план ГО) управление гражданской обороной в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

10. Взаимодействие по вопросам гражданской обороны организуется в целях обеспечения согласованных действий ФАС России, её территориальных органов и подведомственных организаций с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также с органами военного управления в ходе выполнения задач гражданской обороны.

При выполнении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций руководители гражданской обороны в пределах своих полномочий организуют взаимодействие с территориальными органами МВД России, Росгвардии и МЧС России.

11. Оповещение гражданских служащих и работников ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций производится ответственными дежурными (оперативными дежурными) через системы оповещения по сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, создаваемых на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, городах.

12. Сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею осуществляется ФАС России, территориальными органами и подведомственными организациями в целях обеспечения разработки, уточнения и корректировки планов ГО и защиты населения, а также контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне.

13. В целях обеспечения сбора и обмена информацией ФАС России организует сбор и обобщение необходимых сведений в подведомственных сферах ведения (от соответствующих структурных подразделений, подведомственных территориальных органов и организаций, а также органов местного самоуправления), на основании которых представляет донесения (информацию).

14. Планы ГО разрабатываются в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях. В них определяются объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по переводу гражданской обороны на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, при переводе на военное время, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

15. План ГО ФАС России утверждает руководитель ФАС России по согласованию с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России.

16. Планы ГО территориальных органов ФАС России утверждают их руководители по согласованию с соответствующим главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации.

17. Планы ГО подведомственных организаций ФАС России утверждают их руководители по согласованию:

в случае отнесения организации к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;

в случае отнесения организации ко второй категории по гражданской обороне, а также не отнесения организации к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, - с соответствующим органом местного самоуправления.

18. Корректировка плана ГО ФАС России, территориальных органов ФАС России и подведомственных организаций осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

19. Переработка плана ГО осуществляется в случае существенных изменений структуры ФАС России, территориальных органов ФАС России и подведомственных организаций по решению руководителя ФАС России или по решению МЧС России.

20. Планы ГО ежегодно уточняются до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.

21. На объектах ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" должно быть организовано проведение аварийно-спасательных работ. Для выполнения этой задачи привлекаются силы нештатных аварийно-спасательных формирований, создаваемых (при необходимости) в соответствии с приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований". В случае, если создание нештатных аварийно-спасательных формирований не предусмотрено, их функции осуществляют привлекаемые для этого гражданские служащие, работники в порядке, определяемом организационно-распорядительными документами ФАС России.

 

II. Основные задачи, функции и полномочия в области гражданской обороны

 

22. Основные задачи по организации гражданской обороны в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях:

поддержание органов, осуществляющих управление гражданской обороной, нештатных аварийно-спасательных формирований (если предусмотрено) в готовности к работе;

организация обучения гражданских служащих, работников в области гражданской обороны;

создание системы оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны;

планирование и подготовка к эвакуации гражданских служащих и работников, материальных и иных ценностей в безопасные районы;

планирование и подготовка мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов в военное время;

планирование и подготовка мероприятий по укрытию гражданских служащих и работников в защитных сооружениях и их обеспечению средствами индивидуальной защиты;

организация взаимодействия с МЧС России и его территориальными органами и органами местного самоуправления по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.

23. Основные задачи по ведению гражданской обороны в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях:

оповещение гражданских служащих и работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

выдача гражданским служащим и работникам средств индивидуальной защиты и их укрытие в защитных сооружениях;

организация работы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и нештатных аварийно-спасательных формирований (если предусмотрено);

организация эвакуации гражданских служащих, работников, материальных и иных ценностей в безопасные районы;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки объектов;

организация аварийно-спасательных работ на объектах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организация тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организация обеспечения, в том числе медицинского обслуживания, гражданских служащих и работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при возникновении чрезвычайных ситуаций, принятие других необходимых мер.

24. Основные функции ФАС России в области гражданской обороны:

принимает и доводит до территориальных органов и подведомственных организаций ФАС России организационно-распорядительные документы ФАС России в области гражданской обороны;

организует планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств, в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях;

организует устойчивое и безопасное функционирование ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций при ведении гражданской обороны, при возникновении чрезвычайных ситуаций;

направляет в установленные сроки в МЧС России доклад о состоянии гражданской обороны ФАС России за истекший год, другие отчетные документы в области гражданской обороны.

25. Функции структурных подразделений центрального аппарата ФАС России (далее - структурные подразделения) в области гражданской обороны:

принимают участие в решении задач в области гражданской обороны в пределах своих полномочий;

предоставляют работникам ФАС России, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, справки-доклады по вопросам гражданской обороны, заявки на обеспечение гражданских служащих, работников структурных подразделений средствами индивидуальной защиты и иным имуществом гражданской обороны, другие необходимые данные для решения задач в области гражданской обороны;

участвуют в подготовке документов по гражданской обороне.

26. Функции территориальных органов ФАС России в области гражданской обороны:

в пределах своих полномочий организуют выполнение задач в области гражданской обороны;

разрабатывают и согласовывают с территориальным органом МЧС России документы в области гражданской обороны;

осуществляют взаимодействие с территориальными органами МЧС России и органами местного самоуправления по вопросам организации и ведения гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций.

27. Функции подведомственных организаций ФАС России в области гражданской обороны:

в пределах своих полномочий организуют выполнение задач в области гражданской обороны;

разрабатывают положение об организации и ведении гражданской обороны;

разрабатывают и согласовывают с территориальным органом МЧС России документы в области гражданской обороны, определенные настоящим Положением;

осуществляют взаимодействие с территориальными органами МЧС России и органами местного самоуправления по вопросам организации и ведения гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;

разрабатывают проекты отчетных материалов, относящихся к области гражданской обороны и пожарной безопасности, и направляют их в ФАС России.

28. Руководитель ФАС России, являющийся руководителем гражданской обороны, отвечает за организацию и ведение гражданской обороны в ФАС России и имеет следующие права и обязанности в области гражданской обороны:

организует проведение в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях единой государственной политики в области гражданской обороны;

устанавливает организационную структуру гражданской обороны в центральном аппарате, территориальных органах и подведомственных организациях ФАС России;

устанавливает порядок назначения работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях, вводит в действие в установленном порядке план ГО ФАС России;

принимает решения, подписывает приказы, иные документы о проведении мероприятий по переводу ФАС России на работу в условиях военного времени, повышению устойчивости функционирования его объектов в военное время, эвакуации в ФАС России;

представляет ФАС России в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, отнесенным к компетенции ФАС России.

29. Права и обязанности начальника структурного подразделения, на которое возложено решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

организует выполнение задач по организации и ведению гражданской обороны в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях;

координирует деятельность территориальных органов и подведомственных организаций ФАС России по вопросам планирования и выполнения задач в области гражданской обороны;

организует подготовку руководящего состава территориальных органов и подведомственных организаций ФАС России в области гражданской обороны;

вносит предложения руководителю ФАС России по совершенствованию работы в области гражданской обороны в ФАС России.

30. Права и обязанности работника ФАС России, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны:

осуществляет координацию работы в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях при решении задач в области гражданской обороны;

разрабатывает проекты организационно-распорядительных документов ФАС России по вопросам гражданской обороны;

осуществляет планирование основных мероприятий в области гражданской обороны в ФАС России на текущий год;

осуществляет методическое руководство при планировании мероприятий гражданской обороны в территориальных органах и подведомственных организациях ФАС России;

разрабатывает план ГО ФАС России и документы по его реализации;

организует подготовку и обучение гражданских служащих, работников ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций по вопросам гражданской обороны;

разрабатывает методические материалы в области гражданской обороны, осуществляет методическое руководство подготовкой территориальных органов и подведомственных организаций ФАС России к выполнению задач в области гражданской обороны;

контролирует состояние гражданской обороны в территориальных органах и подведомственных организациях ФАС России, выполнение ими требований организационно-распорядительных документов ФАС России в области гражданской обороны и настоящего Положения;

запрашивает в территориальных органах и подведомственных организациях ФАС России необходимые данные в области гражданской обороны;

подготавливает проект доклада о состоянии гражданской обороны ФАС России за истекший год, материалы в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляет другие функции и полномочия, определяемые организационно-распорядительными документами ФАС России по вопросам гражданской обороны.

 

III. Основные мероприятия по гражданской обороне, организация и порядок их выполнения

 

31. Основные мероприятия по организации гражданской обороны, проводимые в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях:

издание приказов в целях выполнения задач в области гражданской обороны;

ежегодное планирование основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;

подготовка органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и нештатных аварийно-спасательных формирований (если предусмотрено) для решения задач в области гражданской обороны;

подготовка руководителей к проведению эвакуации гражданских служащих, работников, материальных и иных ценностей в безопасные районы;

организация переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны;

проведение командно-штабных учений или командно-штабных (штабных) тренировок, а также учебных (учебно-методических) сборов, групповых и практических занятий по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;

пропаганда знаний в области гражданской обороны, подготовка учебных, учебно-методических материалов по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

разработка, уточнение и корректировка плана ГО и документов по его реализации;

разработка и осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности, готовности к тушению пожаров при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация взаимодействия с органами управления и подразделениями пожарной охраны в целях обеспечения пожарной безопасности и тушения пожаров на объектах;

поддержание в работоспособном состоянии системы оповещения, регулярное уточнение и корректировка схемы оповещения;

выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов в военное время;

подготовка отчетных материалов, относящихся к области гражданской обороны;

накопление согласно действующим нормам индивидуальных средств защиты, хранение и поддержание их в технической исправности и готовности к использованию по назначению, обеспечение в установленные сроки гражданских служащих, работников средствами индивидуальной защиты и другим имуществом;

накопление, пополнение (освежение) запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны;

подготовка безопасного района для размещения гражданских служащих, работников, материальных и иных ценностей;

организация и осуществление мероприятий по обеспечению сохранности и готовности существующих защитных сооружений к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене вышедших из строя ограждающих конструкций, гидроизоляции, защитных устройств и оборудования;

определение объектов, подлежащих световой маскировке и другим видам маскировки;

создание и поддержание в состоянии готовности к использованию по назначению запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (если предусмотрено) для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах;

организация взаимодействия с силами гражданской обороны Российской Федерации, органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и другими формированиями в интересах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах;

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения гражданских служащих, работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при возникновении чрезвычайных ситуаций;

выявление, обобщение и внедрение в практику передового опыта в организации и выполнении мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций.

32. Основные мероприятия по ведению гражданской обороны в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях:

оповещение руководящего состава и гражданских служащих, работников в рабочее и нерабочее время, организация управления и связи на пункте управления гражданской обороной и ликвидации чрезвычайных ситуаций постоянной дислокации;

организация работы органов, осуществляющих управление гражданской обороной;

выполнение первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй, третьей очередей;

выдача гражданским служащим, работникам средств индивидуальной защиты;

укрытие гражданских служащих, работников в защитных сооружениях; эвакуация гражданских служащих, работников, материальных и иных ценностей в безопасные районы;

организация управления и связи с запасного пункта управления в безопасном районе;

выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов в военное время;

организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди гражданских служащих, работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;

эвакуация пострадавших гражданских служащих, работников в лечебные учреждения;

взаимодействие с территориальными органами МЧС России по вопросам контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

санитарная обработка гражданских служащих, работников, специальная обработка материальных средств, обеззараживание объектов, тушение пожаров.

33. Организация повседневной работы в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях по планированию и выполнению мероприятий в области гражданской обороны возлагается на работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

34. Разработка документов гражданской обороны осуществляется в соответствии с приказами ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций, в которых должны быть определены сроки разработки документов гражданской обороны, гражданские служащие и работники, ответственные за их разработку, а также привлекаемые для этих целей силы и средства. При разработке документов гражданской обороны должны учитываться особенности дислокации конкретных объектов, а также данные по гражданской обороне, полученные из МЧС России.

Перечень основных документов в области гражданской обороны, разрабатываемых в центральном аппарате ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях, их формы и содержание, порядок разработки, уточнения и корректировки определяются нормативными правовыми актами и организационно - распорядительными документами МЧС России.

35. Подготовка к ведению гражданской обороны в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите гражданских служащих, работников, материальных и иных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

36. Ведение гражданской обороны в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе планов ГО.

37. Для укрытия гражданских служащих, работников ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций заблаговременно могут создаваться защитные сооружения гражданской обороны (далее - защитные сооружения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", которые используются в соответствии с приказом МЧС России от 21 июля 2005 г. N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время". При отсутствии защитных сооружений или недостаточном их количестве для укрытия гражданских служащих, работников ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций используются заглубленные помещения, метрополитен и другие сооружения подземного пространства.

38. Обеспечение гражданских служащих, работников ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", приказами МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" и от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты".

39. В целях повышения устойчивости функционирования в военное время на объектах ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" разрабатываются планы по повышению устойчивости функционирования, в которых отражаются мероприятия гражданской обороны:

выполнение на объектах мероприятий по повышению надежности функционирования сетей энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, системы канализации, каналов связи;

организация выполнения мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление световой и других видов маскировки объектов.

40. В соответствии с Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях создаются запасы материальных средств, которые предназначены для:

первоочередного обеспечения гражданских служащих и работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (если предусмотрено) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

41. Медицинское обеспечение (проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и ветеринарно-санитарного надзора) в интересах гражданской обороны в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях организуется в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

42. Обучение гражданских служащих, работников ФАС России, территориальных органов и подведомственных организаций по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в порядке, установленном руководителем ФАС России и настоящим Положением, и осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

43. В целях подготовки к выполнению задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - область гражданской обороны) в ФАС России, территориальных органах и подведомственных организациях проводятся командно-штабные учения или командно-штабные (штабные) тренировки, а также учебные (учебно-методические) сборы, групповые и практические занятия по отработке вопросов оповещения, приведения гражданской обороны в различные степени готовности, организации укрытия гражданских служащих, работников в защитных сооружениях, эвакуации гражданских служащих, работников, материальных и иных ценностей, действий при пожаре, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

IV. Заключительные положения

 

44. ФАС России планирует и осуществляет финансирование мероприятий гражданской обороны за счет средств федерального бюджета.

Финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для обеспечения мероприятий гражданской обороны, включаются в планы, сметы и заявки, представляемые в соответствующие довольствующие органы.

45. Допускается использование средств индивидуальной защиты для учебных целей с последующим приведением их в надлежащий порядок и восполнением пришедших в негодность.

46. В целях проверки установленных требований в области гражданской обороны, а также реальности выполнения планов ГО, готовности органов, осуществляющих управление гражданской обороной (структурных подразделений и работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны), сил и средств гражданской обороны к выполнению мероприятий гражданской обороны осуществляется государственный надзор и ведомственный контроль в области гражданской обороны.

47. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется МЧС России и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документальных и выездных проверок.

48. Ведомственный контроль в области гражданской обороны осуществляют структурные подразделения (служащие и работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с планом основных мероприятий ФАС России.

Ведомственный контроль за организацией и состоянием гражданской обороны в системе ФАС России организуется и проводится в ходе подготовки и выполнения мероприятий гражданской обороны, а также в ходе инспектирования, проверок, ревизий, учений, тренировок и занятий.

Методы, элементы, показатели состояния гражданской обороны, сроки и периодичность проверок определяются правовыми актами ФАС России.

49. Руководители, гражданские служащие и работники территориальных органов и подведомственных организаций ФАС России за несоблюдение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.