Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 17069-2017
"Доступный дизайн. Правила и технические средства для организации доступных собраний"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1626-ст)
Accessible design. Consideration and assistive products for accessible meetings
ОКС 11.180
Р23
ОКПД2 71.12.1
03.080.01
Дата введения - 1 января 2019 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1626-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17069:2014 "Доступный дизайн. Правила и вспомогательные средства для организации доступных собраний" (ISO 17069:2014 "Accessible design - Consideration and assistive products for accessible meeting", IDT)
5 Введен впервые
Предисловие к ISO 17069:2014 (Е)
ИСО (Международная организация по стандартизации) является Всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (органов - членов ИСО). Работу по подготовке международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый Комитет - член ИСО, заинтересованный темой, для работы над которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, связанные с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.
Процедуры, использованные для разработки этого документа, описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, для различных видов документов ИСО могут быть необходимы различные критерии согласия. Этот документ был подготовлен в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые из элементов этого документа могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию любого или всех таких патентных прав.
Какие-либо торговые наименования, используемые в данном документе, являются информацией, которая дается для удобства пользователей и не носит рекламный характер.
Для объяснения значения специфических терминов и выражений ИСО, применяемых для оценки соответствия, равно как информации о соблюдении ИСО принципов ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) смотрите следующий URL: Предисловие - Дополнительная информация.
Настоящий стандарт подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности", подкомитетом ПК 7 "Доступный дизайн".
Введение
Имеются различные типы собраний, ранжируемых от небольших рабочих или производственных собраний до более крупных собраний, таких как научные заседания, сессии или конференции. Участие лиц с ограничениями жизнедеятельности в заседаниях является необходимым условием для полноценного включения их в общественную деятельность, как это предусмотрено в Конвенции Организации Объединенных Наций о Правах инвалидов [1].
Так как социальному партнерству пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности оказывается содействие, все больше пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности имеют возможность посещать собрания (заседания). Для того чтобы гарантировать полноценное участие всех людей в собрании (заседании), необходимо преодолеть любые помехи, которые могут стать препятствием. Печатные уведомления о заседании и документы могут не восприниматься участником с ослабленным зрением или слепым. Сложные тексты могут быть препятствием для человека, который имеет нарушение когнитивных функций организма. Обсуждения могут быть трудны для восприятия участнику с ослабленным слухом или для глухого. Узкие проходы, проемы и лестницы могут стать преградой для человека, который использует кресло-коляску или вспомогательные средства для перемещения. Люди с проблемами речи могут иметь трудности, пытаясь на собрании выразить собственное мнение.
Организаторы собраний должны понимать и учитывать возникающие препятствия таким образом, чтобы все участники могли принимать полноценное участие в собрании (заседании). Тщательное планирование, обслуживающий (вспомогательный) персонал, а также использование соответствующих вспомогательных средств могут помочь преодолеть препятствия. Подготовка материалов собраний в альтернативных форматах, таких как крупный шрифт, шрифт Брайля, или цифровые форматы могут облегчить восприятие для лица с ослабленным зрением или для слепого. Четкие и лаконичные тексты могут облегчить понимание их человеком с нарушениями когнитивных функций. Усиление речи с помощью микрофонов может явиться соответствующей поддержкой для человека с нарушением слуха. Переводчики жестового языка могут помочь глухонемому человеку следить за ходом обсуждений и участвовать в дискуссии. Застроенная окружающая среда с подъемниками и пандусами может сделать помещения доступными для лица, имеющего нарушение статодинамической функции организма.
Настоящий стандарт определяет области (сферы), которые необходимо принимать во внимание, а также поддерживающие и вспомогательные средства, которые могут способствовать полноценному участию пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности в собраниях (совещаниях).
В настоящем стандарте представлены правила, соображения и вспомогательные средства, которые могут внести свой вклад, чтобы сделать собрание доступным, с учетом человеческих сил и способностей. Чтобы помочь организаторам собраний, в стандарте дано приложение А, которое содержит подробные руководящие материалы и контрольный перечень правил и средств для облегчения процесса организации доступного собрания.
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет правила, а также поддерживающие и вспомогательные средства, которые могут быть использованы при организации общественного собрания, в котором могут принимать активное участие пожилые люди и люди с ограничениями жизнедеятельности.
Телеконференции и веб-конференции являются продуктивными методами, которые могут быть использованы, чтобы привлечь для участия в совещаниях пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 доступное собрание (accessible meeting): Собрание, которое организовано так, что пожилые люди и люди с ограничениями жизнедеятельности могут активно в нем участвовать, и когда для облегчения их участия необходимы вспомогательные средства и служебный персонал поддержки.
2.2
вспомогательное средство (assistive product): Любое средство (включая устройство, оборудование, инструменты, приборы и средства программного обеспечения), специально изготовленное или общедоступное, используемое человеком или для человека с ограничениями жизнедеятельности для выполнения следующих функций: - для участия (пользования, общения): - для защиты, поддержки, тренировки, измерений или замены функций/структуры тела и деятельности; - для предотвращения повреждений, устранения ограничений активности или ограничения участия (общения). [ИСО 9999:2016, статья 2.2] |
2.3 служебный персонал поддержки (support staff): Коллектив сотрудников, решающих задачи, связанные с обеспечением доступности собрания и помогающих пожилым людям и людям с ограничениями жизнедеятельности участвовать в собрании.
Примечание - Служебный персонал поддержки обязательно включает помощника-проводника (2.4) и помощника-информатора (2.5).
2.4 помощник-проводник (guide assistant): Лицо, которое ведет и помогает человеку с ограничением жизнедеятельности в его размещении на собрании должным образом с учетом особенности и формы нарушения здоровья этого человека.
2.5 помощник-информатор (communication assistant): Лицо, которое оказывает помощь в общении и обмене информацией.
Пример 1 - Лицо, которое осуществляет дублирование необходимой для людей с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации посредством сурдоперевода, тифлосурдоперевода или применяя вспомогательную усилительную связь (ААС).
Пример 2 - Лицо, которое выражает мнение от имени участника.
Пример 3 - Лицо, которое помогает участнику отслеживать документацию, например переворачивает страницы документов, обращает внимание участника на информацию в документах.
2.6 сопровождающий (attendant): Лицо, которое сопровождает пожилого человека или человека с ограничениями жизнедеятельности и обеспечивает ему возможность участвовать в работе собрания.
2.7 информационные услуги (information services): Интерактивная коммуникационная поддержка с использованием служебного персонала поддержки и вспомогательных средств, в том числе новых информационно-коммуникационных технологий и систем с тем, чтобы пожилые люди и люди с ограничениями жизнедеятельности могли активно участвовать в работе собрания.
3 Планирование и организация для полноценного участия
3.1 Принцип
3.1.1 Основной принцип
Организаторы собрания должны знать факторы, которые могут препятствовать участию пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности в собраниях.
При планировании собрания, организатор должен определить и рассмотреть меры, которые он должен предпринять для обеспечения полноценного участия людей с ограничениями жизнедеятельности в этом собрании. Уместно использовать средства для веб-конференций, такие как субтитры, слуховые и текстовые отображения для нетекстовых презентаций. Для общественных или открытых собраний, на которых предварительная регистрация не представляется возможной, организатор должен предусмотреть меры по обеспечению приемлемого помещения.
3.1.2 Перед собранием
Все участники должны получить необходимую информацию (например, уведомление, приглашение, повестку дня, документы собрания) в соответствующем формате и им должна быть предоставлена возможность выразить любые требования, которые имеют отношение к их активному участию в собрании. Чтобы это реализовать, может быть полезной предварительная регистрация (см. приложение В).
Примечание - Информация о формате доступна в документе W3C/WAI [3].
Место проведения собрания и его программа должны быть проверены на соответствие их требованиям участников.
Организаторы собрания должны информировать персонал относительно требований участников.
Организаторы собрания и служебный персонал поддержки должны планировать обеспечение требуемой поддержки и выполнение чрезвычайных процедур в связи с требованиями участников. Методы информации о чрезвычайных ситуациях и процедурах эвакуации должны быть общедоступными и понятными
Организаторы собрания, будь то спикеры, руководители семинаров, посредники и т.д., имеющие отношение к обсуждаемым проблемам, должны быть в наличии при представлении и проведении собрания в соответствии с требованиями участников.
Организаторы собрания должны информировать всех участников собрания о любых аллергических или раздражающих субстанциях, которые они не должны носить, использовать или приносить на собрание в соответствии с требованиями участников.
Организаторы встречи должны предоставлять информацию о доступности адаптированного программного обеспечения веб-конференции.
3.1.3 На собрании
Информация, представленная на собрании, должна соответствовать требованиям участников.
Информация о режиме проведения собрания (например, длительность перерывов, пауз, время обеденных перерывов, время завершения собрания) и о помещении (например, местоположение туалетов) должна быть предоставлена при открытии собрания.
Все участники собрания должны быть проинформированы о правилах, которые они должны соблюдать для того, чтобы гарантировать всем присутствующим на собрании возможность активного участия в обсуждении.
Эти правила включают, но не исчерпывают информацию о специальных устройствах сидений, правила пользования микрофоном, рекомендации о неторопливой манере выступления (разговора), позволяющей осуществлять интерпретацию текста, например сурдоперевод говорящего; о необходимости соблюдения процедуры: перед началом выступления каждого из участников собрания представлять себя аудитории, а также другие соображения (рекомендации) в отношении аллергии, непереносимости или гиперчувствительности отдельных участников собрания.
Желательно, чтобы процедура (система) создавала благоприятные условия для каждого участника в отношении возможности сигнализировать (например, с помощью карточки) о необходимости короткой паузы в ходе дискуссии (совещания, разговора и т.д.) или, когда необходимо продлить время перед началом дискуссии, (например, чтобы проконсультироваться с сурдопереводчиком, помощником или сопровождающим).
Организаторы собрания должны гарантировать, что все участники собрания могут принять участие в дискуссиях (обсуждениях).
3.1.4 После собрания
Материалы собрания и протоколы (включая любые тезисы и презентации) должны быть изданы и направлены участникам в подходящем для них формате.
Участникам должна быть предоставлена благоприятная возможность осуществления обратной связи, касающейся доступности собрания.
Организаторы собрания должны прослеживать обратные связи и осуществлять корректировки в планировании процедур и распорядков последующих собраний.
3.2 Особые правила и поддерживающие средства
3.2.1 Общие положения
Этот пункт включает в себя правила и средства, относящиеся к особым функциям человека.
Более подробная информация о доступности, правилах дизайна и функциях человеческих органов, способностях или ограничениях способностей содержится в ИСО/МЭК Руководство 71 [4].
Примеры соответствующих поддерживающих средств включают в себя вспомогательные средства и персонал, которые обеспечивают организацию собрания и прибытие на собрание лиц с ограничениями жизнедеятельности. Перед тем как все участники прибудут, организатор должен гарантировать, что вспомогательные средства и персонал поддержки могут быть размещены на собрании.
3.2.2 Зрение
3.2.2.1 Правила
Должны быть соблюдены правила в отношении письменной информации, мобильности и ориентации как слепых и слабовидящих, так и людей, страдающих дальтонизмом (дальтоников).
В случае необходимости информация о месте проведения собрания должна быть доступной до начала собрания или представлена в устной форме на сайте.
3.2.2.2 Примеры соответствующих поддерживающих средств
Ниже даны примеры соответствующих поддерживающих средств, предназначенных для людей с нарушением функции зрения:
- подходящая цветовая гамма в документах и идентификационных комплектах (для дальтоников);
- документы для чтения со звуковым выходом и для чтения с укрупненным шрифтом (для слабовидящих);
- алфавит Брайля, звуковая и цифровая версия документов (для слепых);
- вспомогательные устройства, такие как Брайлевские дисплеи, Брайлевские пишущие машинки, тактильные графические дисплеи и компьютеры с приложением для чтения, и компьютеры с Брайлевской клавиатурой (для слепых);
- вспомогательные устройства, такие как видеосистемы, увеличивающие изображение карты, тактильные направляющие карты, тактильные трости и т.п. (для слепых и слабовидящих);
- служебный персонал поддержки, например помощники-проводники;
- рабочее пространство для размещения сопровождающих;
- сопутствующая информация (например, представление участников и сведений об их месторасположении в помещении собрания в начале встречи или совещания и т.д.), в случае необходимости;
- список клавишных комбинаций быстрого вызова для программного обеспечения веб-конференций.
3.2.3 Слух
3.2.3.1 Правила
Такие факторы, как хорошая звуковая среда во всем помещении и хорошее освещение, облегчающее чтение по губам, следует принимать во внимание в связи с разговорным общением, проведением презентаций, дискуссий и подачей уведомлений звуковым сигналом тревоги.
3.2.3.2 Примеры соответствующих поддерживающих средств
Ниже даны примеры соответствующих вспомогательных средств, предназначенных для людей с нарушением функции слуха (глухих и слабослышащих):
- проекционные установки, белые доски;
- усилители, коммуникационные громкоговорители (для слабослышащих);
- хорошее освещение, для облегчения чтения по губам (для людей глухих или слабослышащих читающих по губам);
- микрофоны (для слабослышащих);
- вспомогательные системы для слуха (для слабослышащих, глухих и слепоглухих), например индукционно-петлевые системы, инфракрасные (IR) системы для звуковой информации и радиотрансмиссионные системы;
- интерпретация языка знаков (для глухих и слабослышащих);
- речь, преобразованная в текст/CART (для глухих и слабослышащих). CART (Communication Access Realtime Translation) является отражением в реальном времени дословной записи на компьютере или большом экране с использованием специальной клавиатуры/stenotype с помощью специального программного обеспечения;
- ввод титров/субтитров (для глухих и слабослышащих): ввод титров применяют для предоставления фрагмента текста, появляющегося на экране в качестве части фильма или радиопередачи, в то время как ввод субтитров применяют для предоставления титров, отображаемых в нижней части экрана кино или телевидения, которые переводят или расшифровывают диалог, или рассказ;
- прямой (живой) ввод титров применяют посредством программного обеспечения веб-конференций;
- конспектирование (для глухих и слабослышащих): конспектирование применяют для подготовки сводного отчета на бумаге, написанного вручную (ручное конспектирование) или на экране портативного компьютера (компьютеризированное конспектирование);
- система перевода в соответствии с предпочтениями или требованиями участника (для слепоглухих);
- информационные услуги и помощники-информаторы;
- рабочее пространство для размещения сопровождающих;
- соответствующая информация.
3.2.4 Осязание
3.2.4.1 Правила
Места проведения собраний должны быть обследованы относительно наличия факторов, которые могут затронуть сенсорную способность человека, например, таких как острые кромки и горячие или холодные поверхности. Если есть какие-либо проблемы, касающиеся безопасности, участники с сенсорными нарушениями должны быть опрошены до собрания.
3.2.5 Вкус и/или обоняние
3.2.5.1 Правила
Следует принимать во внимание соображения относительно наличия факторов, которые могут затронуть вкусовую и обонятельную чувствительность человека. Если есть какие-либо проблемы, касающиеся безопасности, участники с нарушениями вкусовой и/или обонятельной чувствительности должны быть опрошены до собрания.
3.2.6 Использование руки и кисти
3.2.6.1 Правила
Места проведения собраний и дороги к размещению парковки и транспортных сооружений должны быть обследованы относительно всего, что может помешать использованию руки или кисти, например двери, которые открываются вручную, размещение объектов и материалов, с которыми придется иметь дело и т.п.
3.2.6.2 Примеры соответствующих поддерживающих средств
Ниже даны примеры соответствующих поддерживающих средств, предназначенных для людей с нарушением функций руки или кисти:
- альтернативные дороги с подходящими идентификационными знаками;
- обустройство помещения собрания и размещение документов, материалов, охладительных напитков и т.п.;
- служебный персонал поддержки, помощник-проводник;
- рабочее пространство для размещения сопровождающих;
- соответствующая информация.
Примечание - Использование руки и кисти соответствует функциям структуры верхней части тела (ИСО/МЭК Руководство 71) [4].
3.2.7 Подвижность (мобильность)
3.2.7.1 Правила
Места проведения собраний и дороги к размещению парковки и транспортных сооружений должны быть обследованы относительно всего, что может помешать мобильности, например неровные тротуары, ступеньки, недостаток адекватного пространства для тех, кто имеет ограниченную подвижность, или, кто использует ходунки и кресла-коляски.
3.2.7.2 Примеры соответствующих поддерживающих средств
Ниже даны примеры соответствующих поддерживающих средств, предназначенных для людей с ограниченной подвижностью:
- устранение помех или отклонение от помех или опасностей, которые могут вызвать опрокидывание и/или падение;
- альтернативные маршруты с соответствующими идентификационными знаками;
- организация помещения собрания и размещение документов, материалов, прохладительных напитков и т.д.;
- служебный персонал поддержки, помощник-проводник;
- рабочее пространство для размещения сопровождающих;
- соответствующая информация.
Примечание - Мобильность соответствует функциям структуры нижней части тела в ИСО/МЭК Руководство 71 [4].
3.2.8 Голос и речь
3.2.8.1 Правила
Следует принимать во внимание соображения относительно числа участников, акустики и размера помещения. Организаторы собрания совместно с участниками, имеющими проблемы с голосом и речью, перед собранием должны проверить наличие подходящих поддерживающих средств и альтернативных форм информации, таких как "язык знаков" или "усилительные и альтернативные информационные технологии". Применение других средств коммуникационной поддержки может зависеть от индивидуальных потребностей и ситуаций.
3.2.8.2 Примеры соответствующих поддерживающих средств
Ниже даны примеры соответствующих поддерживающих средств, предназначенных для участников с нарушением голосо-речевой функции организма:
- микрофоны;
- усилители голоса;
- служебный персонал поддержки и помощник-проводник;
- рабочее пространство для размещения сопровождающих;
- соответствующая информация.
3.2.9 Познание (познавательная способность)
3.2.9.1 Правила
Документы собрания должны быть написаны так, чтобы они были легко понятны для всех участников. Следует принимать во внимание соображения относительно нужд индивидуальных участников и особых ситуаций на собрании. Места проведения собраний и дороги к размещению парковки и транспортных сооружений должны быть обследованы относительно всего, что может быть помехой для познавательной способности, например сложные маршруты.
3.2.9.2 Примеры соответствующих поддерживающих средств
Ниже даны примеры соответствующих поддерживающих средств, предназначенных для людей с нарушением познавательной способности:
- легкие для понимания документы;
- альтернативные форматы, подходящие для нужд отдельных участников и конкретных ситуаций;
- соответствующие индикаторы с визуальными и звуковыми сигналами;
- аудио или устная информация;
- служебный персонал поддержки, помощник-информатор;
- вмешательство посредника для объяснения и перефразирования процедур собрания;
- рабочее пространство для размещения сопровождающих;
- соответствующая информация.
3.2.10 Иммунологическая система
3.2.10.1 Правила
Аллергия, интолерантность и реакции гиперчувствительности могут быть побуждены внешним воздействием. Любое вещество или аллерген, которое участник определил, как угрозу его безопасности, должен быть удален с места проведения собрания. Освежающие напитки должны быть выбраны на основе информации, полученной до начала собрания. Следует отметить, что животные (например, собаки-проводники с комплектом снаряжения) могут вызвать аллергические реакции. Если какое-либо животное-проводник должно присутствовать на собрании, организаторам собрания следует обратиться к соответствующим участникам до начала собрания.
3.2.10.2 Примеры соответствующих поддерживающих средств
Ниже даны примеры соответствующих поддерживающих средств, предназначенных для людей с нарушением иммунологической системы:
- информирование всех участников собрания до проведения собрания о любых аллергенах или повышающих чувствительность веществах, которые они не должны носить, использовать или приносить на собрание;
- четко информировать об освежающих напитках, предлагаемых на собрании, которые содержат ингредиенты, которые могут вызвать аллергическую, интолерантную или гиперчувствительную реакцию.
Библиография
[1] |
United Nations Convention on Human the Rights of persons with Disabilities, United Nations, 2006 (Конвенция "О правах инвалидов", принятая резолюцией 61-106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.) |
|
[2] |
ISO 9999:2016 |
Assistive products for persons with disability - Classification and terminology (Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология) |
[3] |
W3C/WAI document: http://www.w3.org/WAI/training/accessible.php |
|
[4] |
ISO/IEC Guide 71, Guide for addressing accessibility in standards (ИСО/МЭК Руководство 71. Руководство по решению в стандартах вопросов создания доступной среды) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 17069-2017 "Доступный дизайн. Правила и технические средства для организации доступных собраний" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1626-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 января 2019 г.
Приказом Росстандарта от 29 ноября 2022 г. N 1403-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 июня 2023 г. введен в действие ГОСТ Р ИСО 17069-2022