Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 77-АПГ18-8 Суд отменил решение суда первой инстанции и признал недействующей часть 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" в части установления расстояния от входа в стационарный торговый объект до входов в автостанции, железнодорожные станции

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 77-АПГ18-8

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" на решение Липецкого областного суда от 27 июня 2018 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления о признании не действующей части 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" в части установления расстояния от входа в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., представителей ООО "Альфа Владимир" Леженина В.В. и Коростелёвой Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей главы администрации Липецкой области Букреева Ю.С. и Липецкого областного Совета депутатов Орловой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

согласно части 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" (в редакции Законов Липецкой области от 8 октября 2013 года N 210-ОЗ, от 27 апреля 2017 года N 60-ОЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных на расстоянии менее 50 метров от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в следующие объекты: автостанции, железнодорожные станции; крупные автостоянки (более 50 мест); гаражные кооперативы; зоны рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом).

Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующей названной нормы в части установления расстояния от входа в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции, ссылаясь на её противоречие требованиям статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", по смыслу которой минимальные значения расстояний от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в автостанцию, железнодорожную станцию, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также способы расчёта данных расстояний должны быть определены органами местного самоуправления Липецкой области.

Решением Липецкого областного суда от 27 июня 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Относительно доводов апелляционной жалобы Липецким областным Советом депутатов, администрацией Липецкой области и заместителем прокурора Липецкой области представлены письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы апелляционной жалобы об отмене решения заслуживающими внимания.

Разрешая вопрос о законности оспариваемой нормы, суд посчитал, что региональный законодатель, исходя из предоставленных ему полномочий, не лишён был возможности ввести запрет на продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных на расстоянии менее 50 метров от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции.

Выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу.

Суд не учёл, что федеральный законодатель, говоря в статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" о запрете розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6, то есть за исключением оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, а также на территориях, прилегающих к указанным местам (подпункты 3, 6, 10 пункта 2), указывает, что границы прилегающих территорий, названных в подпункте 10 пункта 2 данной статьи, определяются с учётом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 8).

В свою очередь, Правила определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425, формулируя понятие территории, прилегающей к организациям и объектам, указанным в пункте 2 Правил (пункт 4), гласят, что границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил, в том числе к вокзалам, аэропортам.

Постановлением администрации Долгоруковского муниципального района от 11 апреля 2017 года N 207 определены границы прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Долгоруковского муниципального района (пункт 1), а также определён способ расчёта расстояния от организаций и объектов, указанных в приложении 1, до границ прилегающих территорий и установлено, что минимальное расстояние от организаций и (или) объектов, указанных в приложении 1, до границ прилегающих территорий составляет 20 метров (пункты 3 и 4).

Как видно из содержания оспариваемой нормы, субъект Российской Федерации, вводя ограничения розничной продажи алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных на расстоянии менее 50 метров от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции, определил не места, где ограничена розничная продажа алкогольной продукции, как того требует федеральный законодатель, а определил границы прилегающих территорий для автостанций, железнодорожных станций, вместо органов местного самоуправления.

Поскольку такое регулирование осуществлено региональным законодателем за пределами своих полномочий в указанной сфере отношений, у суда не было оснований для выводов о соответствии оспариваемых положений федеральному законодательству, регулирующему спорное правоотношение.

В связи с изложенным, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Липецкого областного суда от 27 июня 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Альфа Владимир" удовлетворить.

Признать не действующей часть 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" (в редакции Законов Липецкой области от 8 октября 2013 года N 210-ОЗ, от 27 апреля 2017 года N 60-ОЗ) в части установления расстояния от входа для покупателей в стационарный торговый объект до входа в автостанции, железнодорожные станции с момента вступления настоящего решения в законную силу.

 

Председательствующий

Хаменков В.Б.

 

Судьи

Калинина Л.А.

 

 

Корчашкина Т.Е.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 77-АПГ18-8


Текст определения официально опубликован не был