1. Решение комиссии, основанное на неправомерном требовании документации о закупке, является незаконным.
В ФАС России поступила жалоба ООО "Т" на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки автомобилей с краном-манипулятором для нужд ОАО (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе от 11.09.2018 N 5991/ОАЭ-ТЭ/18/1 (далее - Протокол), Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 6.7.3.2 Документации, в связи с несоответствием участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
В соответствии с пунктом 2.1 Документации участник должен иметь опыт по фактически выполненным поставкам автомобилей с краном-манипулятором и/или автотранспорта специального назначения, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении N 2 к Документации. При этом учитывается стоимость всех фактически выполненных поставок автомобилей с краном-манипулятором и/или автотранспорта специального назначения (с учетом правопреемственности) товаров (по выбору участника закупки) автомобилей с краном-манипулятором и/или автотранспорта специального назначения.
В подтверждение опыта осуществления поставок автомобилей с краном-манипулятором и/или автотранспорта специального назначения участник в составе заявки должен представить:
- документ по форме приложения N 10 Документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.1 аукционной документации;
и
- накладные о поставке автомобилей с краном-манипулятором и/или автотранспорта специального назначения;
и
- договоры на поставку автомобилей с краном-манипулятором и/или автотранспорта специального назначения;
- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с отсутствием в составе заявки документов, подтверждающих опыт по фактически выполненным поставкам автомобилей с краном-манипулятором и/или автотранспорта специального назначения.
Вместе с тем, отсутствие у участника Аукциона опыта по поставке автомобилей с краном-манипулятором и/или автотранспорта специального назначения не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя на участие в Аукционе ввиду отсутствия опыта по фактически поставленным автомобилям с краном-манипулятором на момент подачи Заявки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.10.2018 г. по делу N АК1025-18)
2. В документации о закупке заказчик должен установить объем выполняемых работ.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение полного комплекса работ по строительству, включая поставку оборудования по объекту (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с приложением N 2 Документации работы выполняются на объекте "Модернизация земляного". При этом, согласно разделу 3.1.2 Приложения N 8 к Документации, подрядчик (лицо, с которым по итогам Аукциона принято решение о заключении договора в установленном Документацией порядке) обязан обеспечить качественное выполнение комплекса работ в полном соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, действующими строительными нормами, правилами, техническими условиями.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме. Представители Заказчика подтвердили отсутствие части проектной документации в составе Документации, в том числе отсутствие локальных смет.
Отсутствие в полном объеме проектной документации в составе Документации на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не размещена в полном объеме проектная документация в ЕИС, что нарушает пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 01.11.2018 г. по делу N 223ФЗ-652/18/АК1160-18)
3. Комиссия заказчика не вправе отказывать в допуске к участию в закупке организации за непредоставление сведений в отношении наличия производственных мощностей (ресурсов) для выполнения работ по предмету закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту здания административного (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 10.09.2018 N 488/ОКЭ-ПРИВ/18/3 (далее - Протокол), Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании части 2 пункта 7.5.3.1 Документации, в связи с представлением документов, содержащих информацию об участнике Конкурса, не соответствующую действительности.
В соответствии с пунктом 7.5.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена.
В соответствии с пунктом 4.2 Документации оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии.
Согласно части 2 пункта 4.2 Документации в подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить:
- документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);
- - сведения о наличии производственных мощностей (ресурсов) для выполнения работ по предмету Конкурса (справка по форме приложения N 11 к конкурсной документации.
Заявителем в подтверждение соответствия заявки части 2 пункта 4.2 Документации представлен договор аренды от 01.06.2018 N 01/06/2018 с ООО "Паритет", согласно которому ООО "Паритет" обязуется передать во временное пользование указанные производственные мощности.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с предоставлением недостоверной информации в отношении наличия производственных мощностей (ресурсов) для выполнения работ по предмету Конкурса.
24.08.2018 представителями Заказчика на основании пункта 7.5.10 Документации проведена проверка фактического наличия производственных мощностей на базе Заявителя. По результатам проведения проверки представителями Заказчика составлен Акт от 24.08.2018 б/н о проверке достоверности информации, где указано, что на момент проведения проверки производственные мощности (автомобили в количестве 4 900 единиц) на базе Заявителя отсутствовали.
Вместе с тем, отсутствие указанной техники на момент проведения Заказчиком выездной проверки не свидетельствует о фактическом отсутствии данной техники у Заявителя и предоставлении им недостоверных сведений в заявке, в том числе поскольку указанные производственные мощности могут быть, в том числе, задействованы в момент проведения проверки по иному адресу или на ином объекте.
Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к однозначному выводу о предоставлении в заявке Заявителем недостоверных сведений.
Кроме того, возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.
При этом, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Кроме того, согласно Протоколу от 10.09.2018 участникам: ООО С, ООО "М", ООО "О", ООО "Р" также отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с предоставлением недостоверных сведений о производственных мощностях (ресурсах), установленных путем проведения выездной проверки представителями Заказчика и отраженных в Актах проверки достоверности информации (от 07.09.2018 и 03.09.2018).
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, отклонившего заявки ООО С, ООО "М", ООО "О", ООО "Р", ООО "А" на участие в Конкурсе на основании представления документов, содержащих информацию об участнике Конкурса, не соответствующую действительности, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 01.11.2018 г. по делу N 223ФЗ-704/18/АК1161-18)
4. Заказчик должен размещать протоколы, составляемые в ходе проведения проверки, в срок, установленный в Законе о закупках.
Должностное лицо ФАС России рассмотрело материалы проверки соблюдения заказчиком требований Закона о закупках и установило следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее, чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В нарушение части 12 статьи 4 Закона о закупках, протокол рассмотрения первых частей заявок, подписанный 11.05.2018, размещен с нарушением установленного срока. Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 02.11.2018 г. по делу N 223ФЗ-723/18/АК1173-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2019)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.