Письмо Минфина России от 21 сентября 2018 г. N 02-06-10/67818
Вопрос
Об определении организациями государственного сектора справедливой стоимости объектов учета аренды, возникающих в рамках договоров безвозмездного пользования, в целях бухучета.
Ответ
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел Письмо от 13.08.2018 и сообщает.
В соответствии с пунктом 26 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н, объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, - как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.
При этом в соответствии с пунктом 55 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа.
Для целей бухгалтерского учета рыночной ценой является цена, которая может быть получена (уплачена) при продаже актива (обязательства) (в рассматриваемом случае при заключении договора аренды на аналогичное имущество) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (пункт 57 СГС "Концептуальные основы").
При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (пункт 59 СГС "Концептуальные основы").
При этом стоимость права пользования активом, по мнению Департамента, может быть определена одним из методов определения начальной (максимальной) цена контракта, установленных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как если бы учреждение планировало взять в аренду указанное имущество.
Аналогичный порядок определен и положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
В соответствии с пунктом 25 Инструкции N 157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
При принятии к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов определение текущей оценочной стоимости производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
Комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, при определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Необходимо отметить, что в соответствии с едиными правилами бухгалтерского учета отражение на счетах Единого плана счетов объектов учета в условной оценке - один объект, один рубль допускается в случае невозможности (отсутствия) получения данных о стоимости замещения объектов учета.
При этом после получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансовых активов (материальной ценности), отраженных на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.