Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 февраля 2019 г. N 03-15-06/5854
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу о применении в 2018 и 2019 гг. пониженных тарифов страховых взносов организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, и сообщает.
Из запроса следует, что организация применяет пониженные тарифы страховых взносов как осуществляющая деятельность в области информационных технологий и не являющаяся вновь созданной. Среднесписочная численность работников составляет более 7 человек. По итогам 9 месяцев 2018 года не было выполнено условие о доле доходов от ИТ-деятельности, но по итогам расчетного периода - 2018 года данное условие выполнено.
Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 8,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0 процента, на обязательное медицинское страхование - 4,0 процента.
В соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:
- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее семи человек.
При этом исходя из положений абзаца 11 пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса в случае если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно вышеупомянутое условие, то такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.
Таким образом, учитывая, что по итогам отчетного периода - девяти месяцев 2018 хода организацией не было выполнено условие о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий, то данная организация лишилась права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, т.е. с 1 января 2018 года, и должна была произвести перерасчет платежей по страховым взносам с учетом общеустановленного тарифа страховых взносов, а также представить уточненные расчеты по страховым взносам за предыдущие отчетные периоды с учетом данных изменений.
Однако, в случае если по итогам расчетного периода - 2018 года условие о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий было выполнено, то у данной организации вновь возникло право на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала этого расчетного периода, т.е. с 1 января 2018 года, и она может произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов, рассчитанных исходя из общеустановленных тарифов страховых взносов, в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврат указанных сумм страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса.
При этом организации следует снова за каждый отчетный период 2018 года представить уточненный расчет по страховым взносам, подтверждающий право на применение пониженных тарифов страховых взносов.
Что касается применения пониженных тарифов страховых взносов в расчетном периоде 2019 года, то в случае если организация выполняет по итогам расчетного периода 2018 года установленные пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса условия о доле доходов и средней численности работников, что подтверждает в уточненных расчетах по страховым взносам за каждый отчетный период 2018 года, в том числе за 9 месяцев 2018 года, то она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1 января 2019 года.
Заместитель директора |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если по итогам отчетного периода - девяти месяцев 2018 г. организация не выполнила условие о доле доходов от деятельности в области информационных технологий, то она лишилась права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, т. е. с 1 января 2018 г. В этом случае нужно сделать перерасчет по страховым взносам исходя из общеустановленного тарифа, а также представить уточненные расчеты за предыдущие отчетные периоды с учетом данных изменений.
Если по итогам расчетного периода - 2018 г. условие было выполнено, то у организации вновь возникло право на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала этого расчетного периода, т. е. с 1 января 2018 г. Тогда она может зачесть излишне уплаченные взносы, рассчитанные по общеустановленным тарифам, в счет предстоящих платежей или вернуть указанные суммы страховых взносов.
При этом организации следует снова за каждый отчетный период 2018 г. представить уточненный расчет, подтверждающий право на применение пониженных тарифов.
Что касается их применения в расчетном периоде 2019 г., то при выполнении по итогам расчетного периода 2018 г. условия о доле доходов и средней численности работников, если это подтверждено в уточненных расчетах за каждый отчетный период 2018 г., в том числе за 9 месяцев 2018 г., организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1 января 2019 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 февраля 2019 г. N 03-15-06/5854
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 19 - 25 февраля 2019 г. N 7, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 19 марта 2019 г. N 6