Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18 февраля 2019 г. N 76/2-573-2018
См. также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 апреля 2019 г. N 09-4611-2019-19
Вопрос: Согласно п.1 ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12. 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2019 - 2020 годах не проводятся плановые проверки при осуществлении государственного надзора в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением плановых проверок в рамках тех видов надзора, по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности либо производственных объектов к определенной категории риска / классу опасности.
Таким образом, по смыслу указанного положения, мораторий на плановые проверки субъектов малого бизнеса не распространяется на те виды госнадзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (РОП).
Роспотребнадзор уполномочен на осуществление, в том числе, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п. 5.1.2 Положения о Роспотребнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 , а также п. 3 Положения о надзоре в области защиты прав потребителей, утв. постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412).
Однако вопрос введения риск-ориентированного подхода в данной сфере остается открытым.
С одной стороны, п. 26 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806) обязывает осуществлять данный вид надзора с использованием РОП, а пп. "л" п. 3.1 того же Постановления обязывает Роспотребнадзор внести до 15 мая 2017 года в Правительство РФ проект акта об утверждении критериев отнесения деятельности к определенной категории риска для федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
С другой стороны, до сих пор не утверждены критерии отнесения деятельности к категориям риска, и таковые не установлены (в частности, не внесены соответствующие изменения в упомянутое Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 412).
Кроме того, согласно правовой позиции Генеральной прокуратуры РФ, недопустимо проведение плановых проверок для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП, без категорирования подконтрольных объектов (письмо от 09.02.2018 N 76/2-156-2018).
Таким образом, получается, что в 2019 году плановые проверки субъектов малого бизнеса в рамках надзора за соблюдением прав потребителя невозможны:
- либо потому, что РОП в данном виде надзора еще не применяется - в этом случае действует режим надзорных каникул, установленный ст. 26.2 Закона N 294-ФЗ,
- либо потому, что РОП в данном виде надзора уже применяется, однако категорирование подконтрольных объектов не проведено.
В связи с этим просим обосновать: законно ли проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства Роспотребнадзором в рамках надзора за соблюдением прав потребителя в 2019 году?
Ответ: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение по вопросу проведения плановых проверок в отношении малого и среднего предпринимательства с применением риск-ориентированного подхода должностными лицами Роспотребнадзора.
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" разъяснение законодательства не отнесено к компетенции органов прокуратуры. Вместе с тем по существу обозначенных вопросов полагаю необходимым указать следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) установлено, что плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Согласно части 2 статьи 26.2 Закона проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Закона.
Следовательно, если Роспотребнадзором не утверждены критерии по отнесению деятельности к определенной категории риска для федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а обязанность их использования предусмотрена Законом, в ходе его осуществления не допускается проведение плановых проверок.
Для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.
Помощник Генерального прокурора |
О.Г. Шапиева |
Генпрокуратура напомнила, что с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. плановые проверки в отношении малого и среднего бизнеса не проводятся, за исключением случаев, когда по виду контроля установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения к ним деятельности и объектов.
Если Роспотребнадзор не утвердил критерии, а обязанность использовать их предусмотрена законом, то плановые проверки не допускаются.
Для видов госконтроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования объектов не предусмотрена.
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18 февраля 2019 г. N 76/2-573-2018
Текст письма официально опубликован не был