Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 2-АПГ18-19 Об оспаривании отдельного положения постановления правительства Вологодской области от 12.02.2018 г. N 127 "О внесении изменений в постановление правительства области от 29 апреля 2013 года N 484"

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 2-АПГ18-19

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бороздиной О.С. на решение Вологодского областного суда от 24 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании отдельного положения постановления правительства Вологодской области от 12 февраля 2018 года N 127 "О внесении изменений в постановление правительства области от 29 апреля 2013 года N 484".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением правительства Вологодской области от 29 апреля 2013 года N 484 утверждена областная адресная программа N 7 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2015 годы" (в действующей редакции - областная адресная программа N 7 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2013-2017 годы").

Приложением N 1 к названной областной адресной программе является перечень аварийных многоквартирных домов, согласно первоначальной редакции которого в данный перечень включен многоквартирный дом, находящийся по адресу: ..., имеющий 35 жителей, планируемых к переселению. Кроме этого, в этом перечне указано на то, что количество единиц расселяемых жилых помещений составляет 17.

12 февраля 2018 года правительством Вологодской области принято постановление N 127 "О внесении изменений в постановление правительства области от 29 апреля 2013 года N 484", согласно которому названный выше многоквартирный дом имеет 37 жителей, планируемых к переселению, а количество единиц расселяемых жилых помещений составляет 16.

Бороздина О.С., являющаяся собственником 1/25 доли квартиры N ... в названном многоквартирном доме, обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании постановления правительства Вологодской области от 12 февраля 2018 года N 127 "О внесении изменений в постановление правительства области от 29 апреля 2013 года N 484" недействующим в части исключения из областной адресной программы N 7 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 29 апреля 2013 года N 484, квартиры N ..., находящейся в многоквартирном доме по адресу: ..., ссылаясь в обоснование своего административного искового требования на противоречие оспариваемого положения постановления правительства Вологодской области Федеральному закону от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Жилищному кодексу Российской Федерации.

Решением Вологодского областного суда от 24 сентября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Бороздина О.С. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Вологодской области, администрацией Великоустюгского муниципального района Вологодской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что постановление правительства Вологодской области от 12 февраля 2018 года N 127 "О внесении изменений в постановление правительства области от 29 апреля 2013 года N 484" принято в пределах полномочий правительства Вологодской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение Вологодского областного суда в указанной части не обжалуется.

Между тем, проверяя соответствие содержания оспариваемого положения постановления правительства Вологодской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к неверному выводу об отсутствии оснований для признания данного положения недействующим.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно части 1 статьи 3 которого в целях данного федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в пункте 3 статьи 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в пункте 4 статьи 2 данного федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции не учел, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Статьей 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, одним из которых в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2013 года до 1 сентября 2017 года является, согласно пункту 9.10 части 1 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 483-ФЗ), наличие обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2017 года. Другим условием в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, согласно пункту 9.10 части 1 указанной статьи, является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 этого же федерального закона.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 19 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. В случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, к заявке прилагается, среди прочих документов, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная в соответствии со статьей 16 указанного федерального закона.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 483-ФЗ) предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в первоначальной редакции).

Частью 2.1 статьи 16 этого же федерального закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, не допускается.

Как видно из материалов административного дела, на основании заявки Вологодской области Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства было принято решение о предоставлении финансовой поддержки на реализацию этапа областной адресной программы 2016-2017 годов, при этом этапом 2016 года этой программы, на реализацию которого запрашивалась финансовая поддержка, было предусмотрено переселение граждан из многоквартирного дома, находящегося по адресу: ..., имеющего 17 жилых помещений, планируемых к переселению.

Постановлением правительства Вологодской области от 12 февраля 2018 года N 127 в областную адресную программу внесены изменения, согласно которым количество единиц расселяемых жилых помещений уменьшено до 16 за счет исключения из этой программы квартиры N ... находящейся в многоквартирном доме по адресу: ...

Вместе с тем из приведенных выше положений Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" следует, что исключение одного лишь жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанным федеральным законом не предусмотрено и свидетельствует о нарушении прав граждан, являющихся собственниками данного помещения и имеющих право выбора способа обеспечения их жилищных прав.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о противоречии оспариваемого положения постановления правительства Вологодской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и наличии, в этой связи, оснований для признания данного положения недействующим.

Определяя дату, с которой оспариваемое положение постановления правительства Вологодской области подлежит признанию не действующим, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о необходимости признания указанного положения не действующим со дня его принятия в связи с применением этого положения только в отношении собственников одной квартиры.

Таким образом, обжалуемое решение Вологодского областного суда, как принятое на основании неправильного истолковании норм материального права, подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Вологодского областного суда от 24 сентября 2018 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым административный иск Бороздиной О.С. удовлетворить.

Постановление правительства Вологодской области от 12 февраля 2018 года N 127 "О внесении изменений в постановление правительства области от 29 апреля 2013 года N 484" в части исключения из областной адресной программы N 7 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 29 апреля 2013 года N 484, квартиры N ..., находящейся в многоквартирном доме по адресу: ... признать не действующим со дня его принятия.

Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в издании "Красный Север".

 

Председательствующий

Зинченко И.Н.

 

Судьи

Горчакова Е.В.

 

 

Калинина Л.А.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 2-АПГ18-19


Текст определения официально опубликован не был