Методика проверки банка по вопросам страхования вкладов (утв. решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 17 декабря 2018 г. (протокол N 143))

Методика
проверки банка по вопросам страхования вкладов
(утв. решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 17 декабря 2018 г. (протокол N 143))

 

1. Общие положения

 

1.1. Методика проверки банка по вопросам страхования вкладов (далее - Методика) разработана государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 177-ФЗ), инструкцией Банка России от 5 декабря 2013 г. N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (далее - Инструкция Банка России N 147-И), указанием Банка России от 13 января 2005 г. N 1542-У "Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Указание Банка России N 1542-У).

1.2. В соответствии со статьей 32 Федерального закона N 177-ФЗ и пунктом 2.1 Указания Банка России N 1542-У работники Агентства могут привлекаться Банком России к участию в проверке банка (далее - проверка) по следующим вопросам:

1) объем и структура обязательств банка* перед вкладчиками;

2) своевременность и полнота уплаты банком страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов (далее - ФОСВ);

3) ведение учета обязательств банка перед вкладчиками;

4) представление банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов (далее - ССВ), о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

5) размещения банком информации о ССВ в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

6) способность банка сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками (далее - реестр) по установленной форме и в установленный срок.

 

2. Подготовка к проведению проверки

 

2.1. Предпроверочная подготовка проводится в соответствии с главой 4 Инструкции Банка России N 147-И (с особенностями, установленными главой 5 Указания Банка России N 1542-У) и осуществляется на основе имеющейся в Банке России и (или) Агентстве информации для уточнения подлежащих проверке вопросов, уточнения проверяемого периода и определения объема выборки документов (информации), необходимых для проведения проверки, в том числе с учетом предварительного анализа и оценки:

1) достоверности передаваемой Банком России Агентству и публикуемой отчетности банка;

2) результатов предыдущих проверок банка, а также сведений об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе предшествующих проверок банка.

2.2. Представители Банка России и работники Агентства, привлекаемые к участию в проверке, могут совместно использовать информацию, имеющуюся в Банке России и (или) в Агентстве, в том числе:

1) информацию, предоставленную банком в Банк России в ходе предпроверочной подготовки;

2) разъяснения, представленные банком Агентству на основании письменного мотивированного запроса Агентства, касающиеся информации об уплате банком страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 177-ФЗ.

2.3. В рамках предпроверочной подготовки осуществляется мониторинг рекламных сообщений банка о привлечении вкладов и других сведений, опубликованных в открытых источниках, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в целях:

1) выявления предлагаемого банком уровня доходности вкладов, включающих в себя дополнительные процентные платежи и иную материальную выгоду ("бонусные", "маркетинговые" и иные программы лояльности вкладчиков, схемы выплаты третьими лицами вкладчикам части процентного дохода и т.п.);

2) оценки количества внутренних структурных подразделений банка, осуществляющих прием вкладов (далее - подразделения банка);

3) мониторинга предложений банка по предоставлению вкладчикам финансовых инструментов и услуг, на которые не распространяются гарантии ССВ.

2.4. В ходе предпроверочной подготовки:

1) осуществляется сбор и обобщение имеющейся в Банке России и (или) Агентстве и дополнительно полученной информации о банке, касающейся проверяемых вопросов;

2) определяется перечень подлежащих проверке подразделений банка вне места его нахождения (его филиала) (при необходимости), а также устанавливается предварительный объем выборки документов (информации), необходимых для проведения проверки.

Объем указанной выборки определяется исходя из общего количества банковских счетов (счетов по вкладам) вкладчиков с учетом полученной в ходе предпроверочной подготовки информации о банке и должен отражать состояние учета обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, обеспечивающего готовность банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России (в течение 5 рабочих дней со дня поступления в банк указанного требования) реестр в порядке и по форме, которые установлены Банком России. Параметры выборки документов (информации) приведены в приложении к Методике;

3) уточняется проверяемый период исходя из того, что он не должен превышать 5 календарных лет деятельности банка, предшествующих году проведения проверки, а также из того, что за один и тот же отчетный период деятельности банка не может проводиться более одной проверки по одним и тем же проверяемым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.10 Инструкции Банка России N 147-И;

4) в случае принятия Банком России решения о предъявлении банку требования о формировании и представлении в ходе проверки реестра определяется дата, на которую банк должен его сформировать (далее - дата реестра). Дата реестра, как правило, устанавливается с учетом требования об обязанности банка сформировать реестр в течение 5 рабочих дней со дня поступления в банк соответствующего требования, то есть не позднее 5 рабочих дней до даты начала проверки;

5) проводятся необходимые организационно-технические мероприятия по обеспечению проведения проверки.

2.5. В ходе предпроверочной подготовки используются следующие документы и информация:

1) отчетность банка по форме 0409345 "Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств, размещенных во вклады", сформированная в соответствии с требованиями указания Банка России от 8 октября 2018 г. N 4927-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее соответственно - отчетность по форме 0409345 и Указание Банка России N 4927-У);

2) отчетность банка по форме 0409119 "Данные о максимальных процентных ставках по вкладам физических лиц", сформированная в соответствии с требованиями Указания Банка России N 4927-У (далее - отчетность по форме 0409119);

3) отчетность, размещенная банком на официальном сайте Банка России в сети "Интернет";

4) единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства);

5) выписки из контрольной карточки по учету Агентством страховых взносов;

6) акты предыдущих проверок банка, в ходе которых проверялись вопросы, указанные в пункте 1.2 Методики, сведения о ранее выявленных нарушениях и недостатках и об их устранении;

7) поступившие в Агентство обращения, связанные с деятельностью банка, в том числе жалобы вкладчиков;

8) информация, полученная от Банка России, в том числе о соответствии реестров, сформированных по запросу Банка России, установленным требованиям;

9) разъяснения, представленные банком Агентству на основании письменного мотивированного запроса Агентства, касающиеся информации об уплате банком страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 177-ФЗ;

10) информация о банке, полученная из открытых источников, в том числе из сети "Интернет".

 

3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками

 

3.1. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками (далее - проверка объема и структуры обязательств) проводится с целью определения правомерности отнесения вкладов к подлежащим или не подлежащим страхованию и для оценки страховой ответственности Агентства.

3.2. При проверке объема и структуры обязательств используются следующие документы и информация:

1) отчетность по форме 0409345;

2) отчетность по форме 0409119;

3) группировка счетов бухгалтерского учета для составления баланса кредитной организации (по головному офису, филиалам, сводные балансы) (далее - баланс банка);

4) оборотная ведомость по счетам кредитной организации (далее - оборотная ведомость);

5) ведомость остатков по счетам кредитной организации (далее - ведомость остатков по лицевым счетам);

6) реестр;

7) единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) выписки из лицевых счетов аналитического учета банка;

9) книга регистрации открытых счетов;

10) регистры учета ценных бумаг, условия выпуска и обращения именных сберегательных сертификатов (далее - сберегательные сертификаты);

11) договоры банковского вклада (депозита) и договоры банковского счета, договоры, содержащие элементы (признаки) указанных договоров;

12) договоры, заключенные банком с вкладчиками с целью реализации финансовых инструментов и услуг, на которые не распространяются гарантии ССВ;

13) договоры, заключенные банком с целью организации и обеспечения предоставления банковских услуг вкладчикам, в том числе с использованием дистанционных каналов банковского обслуживания;

14) приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления, положения и другие внутренние документы банка, определяющие условия и процедуры привлечения вкладов, открытия и ведения банковских счетов вкладчиков;

15) пояснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителей и работников банка;

16) иные документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

3.3. В ходе проверки объема и структуры обязательств:

1) на основе данных баланса банка (или оборотной ведомости) и ведомости остатков по лицевым счетам устанавливается размер обязательств перед вкладчиками по договорам банковского вклада и договорам банковского счета:

- перед физическими лицами (в том числе перед индивидуальными предпринимателями), учитываемых на балансовых счетах N 40802, 40803, 40804, 40805, 40806, 40809, 40812, 40813, 40814, 40815, 40817, 40818, 40819, 40820, 40821, 40823, 40824, 40825, 40826, 42108, 42109, 42110, 42111, 42112, 42113, 42114, 423, 426, 47603, 47605, 47608, 47609, 47610, 47611, 522, 52404, 52405 (по банку в целом, а также по головному офису и филиалам);

- перед юридическими лицами, отнесенными к категории малых предприятий, учитываемых на балансовых счетах N 405, 406, 407, 40819, 40821, 420, 42101, 42102, 42103, 42104, 42105, 42106, 42107, 422, 437, 438, 439, 47601, 47606 (по банку в целом, а также по головному офису и филиалам).

Анализ динамики изменения объема привлеченных банком средств вкладчиков проводится с учетом применяемых к нему Банком России мер, предусмотренных статьями 73 и 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статьей 48 Федерального закона N 177-ФЗ;

2) изучаются сведения о видах банковских вкладов (счетов), в том числе удостоверенных сберегательными сертификатами, открываемых в банке вкладчикам - физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей), и сведения о видах депозитов (счетов), открываемых юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям. Проводится анализ указанных сведений в части соответствия условий (режима) использования счета по учету средств вкладчиков его фактическому экономическому предназначению;

3) устанавливаются сведения о наличии в проверяемом периоде номинальных, залоговых, совместных счетов, счетов эскроу, открытых для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимого имущества, счетов эскроу, открытых для расчетов по договорам участия в долевом строительстве, а также сведения об остатках на указанных счетах по состоянию на дату начала проверки. Запрашиваются и проверяются действующие на начало проверки договоры об открытии залогового счета, договоры номинального счета, договоры счетов эскроу (открытых для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимого имущества и для расчетов по договорам участия в долевом строительстве), договоры совместных счетов;

4) устанавливаются факты учета денежных средств вкладчиков на балансовых счетах по учету обязательств банка и расчетов вкладчиков, не предназначенных для отражения обязательств по вкладам (балансовые счета N 302, 409, 474, 603 и др.). Сведения о сумме и количестве отправленных и поступивших переводов физических лиц без открытия банковского счета приводятся за отчетный квартал, предшествующий дате начала проверки.

Правомерность отнесения размещенных на банковских счетах (во вкладах) денежных средств к подлежащим страхованию устанавливается в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 177-ФЗ. Проводится оценка объема привлеченных банком денежных средств вкладчиков, не подлежащих страхованию;

5) рассматриваются порядок и особенности принятия банком решений (в том числе в его подразделениях) о видах заключаемых договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и условиях их открытия (условиях привлечения средств). Проводятся проверка правильности расчета и включения в отчетность по форме 0409119 максимальных процентных ставок по вкладам исходя из полной стоимости вкладов, анализ динамики изменения максимальных процентных ставок по вкладам за год, предшествующий дате начала проверки.

 

4. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов

 

4.1. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов (далее - проверка уплаты страховых взносов) проводится с целью установления правильности составления банком отчетности по форме 0409345, определения расчетной базы для исчисления страховых взносов и своевременности их уплаты в ФОСВ.

4.2. При проверке уплаты страховых взносов используются следующие документы и информация:

1) выписки из контрольной карточки по учету Агентством страховых взносов;

2) отчетность по форме 0409345;

3) отчетность по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации";

4) ежедневный баланс банка;

5) ежедневная оборотная ведомость;

6) ведомость остатков по лицевым счетам;

7) выписки из лицевых счетов аналитического учета банка;

8) книга регистрации открытых счетов;

9) регистры учета ценных бумаг;

10) единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

11) договоры банковского вклада (депозита), договоры банковского счета, корешки и бланки именных сберегательных сертификатов;

12) внутренние документы банка (приказы, распоряжения, должностные инструкции), определяющие лиц, ответственных за составление отчетности по формам 0409345 и 0409119, а также за расчет и перечисление страховых взносов в ФОСВ;

13) пояснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителей и работников банка;

14) иные документы и информация, необходимые для проведения проверки.

4.3. В ходе проверки своевременности и полноты уплаты страховых взносов:

1) на основании внутренних документов банка устанавливаются технология и процедура формирования отчетности по форме 0409345 (в том числе справочного раздела);

2) проводится анализ полноты и правильности включения в отчетность по форме 0409345 данных об остатках денежных средств физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) в рублях и иностранной валюте, в том числе в выходные и праздничные дни. Проводится сверка данных отчетности по форме 0409345 с ведомостью остатков по лицевым счетам. При этом проверяется правильность исключения банком из отчетности по форме 0409345 денежных средств, не подлежащих страхованию в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 177-ФЗ, но учитываемых на балансовых счетах, отражаемых в данной отчетности;

3) полнота и своевременность включения в отчетность по форме 0409345 подлежащих страхованию капитализированных (причисленных) процентов на сумму вклада проверяется выборочно по всем видам открываемых банком счетов (вкладов), действующих на дату проверки;

4) начиная с III квартала 2015 г. устанавливается наличие счетов (вкладов), процентная ставка по которым соответствует критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов;

5) проводится анализ полноты и правильности включения начиная с 1 января 2019 г. в отчетность по форме 0409345 данных об остатках денежных средств юридических лиц, относящихся к малым предприятиям;

6) при выявлении в ходе проверки уплаты страховых взносов нарушений, допущенных банком при составлении отчетности по формам 0409119 и 0409345, оценивается их влияние на размер расчетной базы для исчисления страховых взносов и на размер страховых взносов в ФОСВ. При выявлении фактов несвоевременной или неполной уплаты банком страховых взносов устанавливаются причины указанных нарушений.

 

5. Проверка ведения учета обязательств банка перед вкладчиками

5.1. Проверка ведения учета обязательств банка перед вкладчиками (далее - проверка учета обязательств) проводится с целью оценки готовности банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России (в течение 5 рабочих дней со дня поступления в банк указанного требования) реестр, соответствующий установленным требованиям.

5.2. При проверке учета обязательств используются следующие документы и информация:

1) внутренние документы банка, регламентирующие порядок учета сведений о вкладчиках, открытия и ведения банковских счетов (вкладов), учета обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам;

2) типовые формы договоров банковского счета (вклада), действующие и используемые из числа недействующих в банке на начало проверки;

3) имеющиеся в автоматизированных банковских системах (далее - АБС) данные о вкладчиках и открытых им счетах (вкладах);

4) юридические дела (досье) по договорам банковского счета и банковского вклада (депозита);

5) досье заемщиков;

6) выписки по лицевым счетам по учету обязательств банка перед вкладчиками встречных требований банка к вкладчикам;

7) ведомость остатков по лицевым счетам;

8) реестр;

9) единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

10) пояснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителей и работников банка;

11) иные документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

5.3. В ходе проверки учета обязательств:

1) на основании сведений и документов, полученных от банка, описывается технология учета сведений о вкладчиках и обязательствах перед ними, операций по счетам вкладчиков и встречных требований банка к вкладчикам, в том числе с использованием средств автоматизации, учитываются особенности (различия) технологических процессов для отдельных банковских продуктов, услуг, а также различия технологий и систем автоматизации в подразделениях банка;

2) проверяется действительность лицензионных договоров на право обладания и поддержки (сопровождения) используемых программных продуктов. Определяется количество отдельных баз данных о клиентах и их счетах, используемых банком, в том числе его подразделениями;

3) анализируются порядок и способы отражения в учетной системе банка сведений о юридических лицах на соответствие данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) при оценке полноты получаемых банком сведений о вкладчике (бенефициарном владельце клиента) при заключении договора банковского счета (вклада) анализируются:

а) перечень документов, представляемых банку вкладчиками (физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, относящимися к малым предприятиям) для заключения договора банковского счета и договора банковского вклада (депозита);

б) форма и порядок заключения с вкладчиками договоров банковского счета и договора банковского вклада (депозита);

в) полнота отражения в электронных анкетах в АБС сведений о вкладчиках, необходимых для формирования реестра;

г) сервисные возможности АБС по защите от ошибок при вводе данных;

5) в процессе оценки полноты, достоверности и своевременности отражения в учете сведений о вкладчиках (бенефициарных владельцах клиента), обязательствах банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, необходимых для формирования реестра в соответствии с установленными требованиями, осуществляется:

а) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам банковского счета и договорам банковского вклада, досье заемщиков на предмет наличия документов (копий документов) и сведений, подтверждающих идентификационные данные физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), и их соответствие данным в электронных анкетах в АБС;

б) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам банковского счета и договорам банковского депозита, досье заемщиков и сведений, подтверждающих данные о юридическом лице, относящемся к малым предприятиям, и сведений о его полномочных представителях, имеющих право действовать без доверенности;

в) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам банковского счета с несколькими физическими лицами (совместные счета) на предмет правильности отражения в бухгалтерском учете принадлежащих каждому физическому лицу прав на денежные средства, находящиеся на счете;

г) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам счетов эскроу, открытых для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимого имущества, счетов эскроу, открытых для расчетов по договорам участия в долевом строительстве;

д) анализ ошибок учета сведений о вкладчиках, выявленных по результатам комплексного тестирования реестра;

е) проверка (выборочным методом) сроков исполнения и отражения в бухгалтерском учете банка операций по счетам (вкладам) вкладчиков и их соответствие распоряжениям владельцев счетов, периодичности начисления в соответствии с условиями договоров и отражения в бухгалтерском учете процентов по банковским счетам (вкладам), а также возможности ежедневного расчета процентов в разрезе каждого договора нарастающим итогом с даты последнего их отражения в бухгалтерском учете;

ж) проверка полноты включения в реестр встречных требований банка к вкладчикам, отраженных на балансовых и внебалансовых счетах бухгалтерского учета обязательств вкладчиков перед банком по гражданско-правовым сделкам и (или) иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, при которых вкладчик является должником банка. Встречные требования включаются в реестр в сумме, определяемой в соответствии с данными бухгалтерского учета на дату формирования реестра;

з) сверка размера обязательств банка перед заявителями, ранее обратившимися в Банк России и (или) Агентство, сведения о которых содержатся в соответствующих обращениях, с данными учета банка.

 

6. Проверка предоставления банком вкладчикам информации о своем участии в ССВ, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам и размещения банком информации о ССВ в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков

ГАРАНТ:

См. Рекомендации о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов, утвержденные решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 24 декабря 2018 г. (протокол N 146, раздел 9)

6.1. Проверка предоставления банком вкладчикам информации о своем участии в ССВ, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам проводится с целью оценки полноты и качества указанной информации и способов ее предоставления (далее - проверка предоставления информации).

6.2. В ходе проверки предоставления информации:

1) проверяется наличие в банке информационных материалов (буклетов, листовок, иных информационных материалов), содержащих информацию о ССВ, в том числе о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

2) оценивается информированность (степень квалификации, уровень знаний) работников банка, в том числе консультантов и исполнителей, осуществляющих непосредственное обслуживание вкладчиков, по вопросам страхования вкладов (путем проведения интервью с работниками банка и письменного тестирования);

3) устанавливаются способы предоставления вкладчикам соответствующей информации (устное или письменное уведомление вкладчиков, включение соответствующих положений в договоры банковского счета и договоры банковского вклада, размещение информации на официальном сайте банка в сети "Интернет", размещение информации в помещениях банка, доступных для посетителей);

4) изучаются способы информирования вкладчиков о возможных рисках инвестирования на финансовом рынке в случае предложения им соответствующих финансовых услуг или финансовых инструментов (включая банковские вклады в сумме свыше 1 400 000 руб., ценные бумаги, договоры доверительного управления денежными средствами и др.), а также проверяется, применяет ли банк при работе с клиентами подходы, указанные в письме Банка России от 27 февраля 2017 г. N ИН-01-59/10 "Информационное письмо об информировании граждан при предложении им финансовых инструментов и услуг в кредитных организациях".

6.3. В ходе проверки размещения банком информации о ССВ в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, оценивается:

1) способ доведения информации по вопросам страхования вкладов до посетителей банка (путем размещения информации на стендах, раздачи буклетов, информационных листков или других печатных материалов, размещения знаков "Вклады застрахованы", "Система Страхования Вкладов", демонстрации видеоматериалов и т.п.);

2) размещение информационных материалов в помещениях банка, доступных для посетителей.

6.4. Банк вправе самостоятельно выбирать формы и способы информирования вкладчиков по вопросам, указанным в настоящем разделе, с учетом рекомендаций Агентства.

 

7. Проверка способности банка сформировать реестр по установленной форме и в установленный срок

 

7.1. Проверка способности банка сформировать реестр по установленной форме и в установленный срок (далее - проверка формирования реестра) проводится с целью оценки готовности банка сформировать реестр на предложенную дату по установленной форме и включает в себя также оценку соответствия данных, приведенных в реестре, данным учетной системы банка, первичных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности.

7.2. При проверке формирования реестра используются следующие документы и информация:

1) внутренние документы банка, регламентирующие порядок формирования реестра;

2) реестр;

3) единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на дату формирования реестра;

4) ежедневный баланс банка на дату формирования реестра;

5) ежедневная оборотная ведомость на дату формирования реестра;

6) ведомость остатков по лицевым счетам на дату формирования реестра;

7) выписки из лицевых счетов по учету обязательств перед вкладчиками и требований банка;

8) сведения о вкладчиках и открытых им счетах в АБС;

9) юридические дела (досье) по договорам банковского счета и договорам банковского вклада (депозита);

10) досье заемщиков, другие документы аналитического учета и первичные документы, на основании которых возникают требования банка к вкладчикам по денежным обязательствам;

11) пояснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителей и работников банка;

12) иные документы и информация, необходимые для проведения проверки.

7.3. В ходе проверки формирования реестра:

1) рассматриваются организационные и технологические процедуры банка по формированию реестра. Анализируется порядок принятия банком решений по вопросам формирования реестра, проверяется наличие внутренних документов (приказов, распоряжений, положений, инструкций и др.), определяющих порядок формирования реестра по установленной форме в определенный срок и ответственных лиц. Отмечается использование банком разработанных Агентством программных средств автоматизации контроля реестра (далее - Программы контроля), а также программных средств контроля для самостоятельной проверки правильности формирования реестра;

2) осуществляется технический контроль реестра с использованием Программы контроля, а именно:

а) целостности данных реестра, в том числе файловой структуры реестра, соответствия показателей контрольного файла расчетным значениям по реестру; соответствия форматов предоставления информации в реестре установленным требованиям;

б) наличия в реестре полных и точных сведений о банке в соответствии с установленными требованиями;

в) соответствия сведений об обязательствах, отраженных в реестре, данным бухгалтерского учета. С этой целью проводится: сплошным методом сверка итоговых сумм обязательств по балансовым счетам второго порядка в реестре с данными сводного баланса банка, выявляются причины расхождений; сплошная сверка данных об обязательствах в реестре с данными ведомости остатков по лицевым счетам, выявляются причины расхождений;

г) соответствия отраженных в реестре встречных требований банка к вкладчикам данным бухгалтерского учета. С этой целью проводится сверка данных о встречных требованиях, отраженных в реестре, с данными ведомости остатков по лицевым счетам, выявляются причины расхождений;

д) полноты и точности включенных в реестр сведений о вкладчиках, однозначности идентификации вкладчиков при консолидации обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам;

е) полноты включения в реестр юридических лиц, относящихся к категории малых предприятий. С этой целью проводится сверка данных о юридических лицах, включенных в реестр, с данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

8. Оформление результатов проверки

 

Результаты проверки банка по вопросам страхования вкладов отражаются в акте проверки банка или промежуточного акта проверки банка, составляемом в соответствии с Инструкцией Банка России N 147-И, с учетом особенностей, определенных Указанием Банка России N 1542-У.

 

------------------------------

* Здесь и далее по тексту используются термины в значении, предусмотренном статьей 2 Федерального закона N 177-ФЗ и перечисленными в пункте 1.1 Методики нормативными актами Банка России.

------------------------------

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Методика проверки банка по вопросам страхования вкладов (утв. решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 17 декабря 2018 г. (протокол N 143))


Текст методики официально опубликован не был