Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 февраля 2019 г. N 03-03-06/3/8819
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федераций (далее - НК РФ) разъясняем следующее.
Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ (пункт 1 статьи 256 НК РФ).
Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства установлен статьей 257 НК РФ, согласно положениям которой первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Получая имущество от собственника имущества этого предприятия, унитарное предприятие не несет фактических расходов по его приобретению.
Кроме этого, в силу нормы пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
В целях налогообложения прибыли организаций средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. При этом в силу указанной нормы на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. То есть расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Таким образом, если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то из совокупности вышеприведенных норм НК РФ следует, что амортизация по такому имуществу не начисляется и остаточная стоимость такого имущества для целей налога на прибыль организаций равна нулю.
При этом в силу положений подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ (в редакции, действующей с 2018 года) доход в виде имущества (за исключением денежных средств), которое безвозмездно получено унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав доходов не включается.
Что касается имущества, приобретенного (созданного) унитарным предприятием за счет средств субсидий, то амортизация по такому имуществу начисляется в общеустановленном порядке, а первоначальная стоимость такого имущества формируется в соответствии со статьей 257 НК РФ.
При этом порядок учета полученных субсидий для целей налога на прибыль организаций регулируется пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, согласно которому, субсидии, учитываются в доходах по мере осуществления и признания расходов, или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете.
Одновременно сообщаем, что порядок исправления выявленных в текущем периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, установлен положениями пункта 1 статьи 54 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 февраля 2019 г. N 03-03-06/3/8819
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 15 марта 2019 г. N 10