Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 2. Общие требования к организации рабочего места: метод 5С

Приложение 2

 

Общие требования
к организации рабочего места: метод 5С

 

Система 5С - пять принципов рациональной организации рабочего пространства, соблюдая которые можно извлечь максимальную выгоду из имеющихся ресурсов.

В основе системы лежит идея: все, что поддается оптимизации, должно быть оптимизировано, то есть организация рабочего пространства рассматривается именно как система.

Основной фактор - желание работников на всех производственных этапах изменить свою работу к лучшему, сократить количество брака и потерь времени, то есть действовать в интересах медицинской организации.

5С - система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины, которая позволяет практически без капитальных затрат повышать производительность работы, снижать уровень брака и травматизма, сокращать потери в процессе оказания медицинской услуги, такие как простои, нерациональные перемещения, излишние запасы, брак в работе. Также применение системы 5С позволяет создавать необходимые стартовые условия для внедрения в подразделении сложных и дорогостоящих производственных и организационных инноваций (например, внедрение новой медицинской технологии или новой системы мотивации работников) и обеспечивать их высокую эффективность - в первую очередь за счет радикального изменения отношения сотрудников к рабочему процессу. Система предусматривает вовлечение всего коллектива в регулярную деятельность по наведению порядка, чистоты и укреплению дисциплины на рабочем месте.

 

Таблица 1

 

Пять шагов организации и поддержания порядка на рабочих местах

 

Шаг

Описание

Шаг 1. Сортировка

Осуществляется разделение предметов на необходимые (нужные) и ненужные и удаление ненужных предметов

Шаг 2.

Самоорганизация (соблюдение порядка)

Осуществляется размещение нужных предметов на рабочем месте (рабочем пространстве) таким образом, чтобы максимально снизить потери при их использовании и поиске персоналом организации. При хранении предметов на рабочем месте в обязательном порядке используются различные методы визуализации (оконтуривание, маркировка, разметка, цветовое кодирование и другие)

Шаг 3.

Систематическая уборка (содержание в чистоте)

Осуществляется постоянное поддержание рабочих мест, предметов в чистоте и постоянной готовности к использованию

Шаг 4.

Стандартизация

Устанавливаются стандарты по выполнению первых трех шагов (стандарты рабочего места, содержания рабочих мест и иные регламентирующие документы)

Шаг 5.

Совершенствование

Осуществляется процесс непрерывного поддержания и развития результатов, достигнутых с помощью первых четырех шагов

 

Таблица 2

 

Проверочный лист оценки соответствия рабочего места системе 5С для медицинской организации 5

 

Шаг 1. Сортировка

Кабинет N

N п/п

Критерий

Оценка (0 - нет, 1 - да)

Комментарий

1

Рабочее пространство (кабинет) в целом:

 

 

1.1

нет неиспользуемой мебели;

 

 

1.2

вынесена неисправная мебель;

 

 

1.3

вся офисная техника (принтер, сканер и т.п.) исправна;

 

 

1.4

вся офисная техника (принтер, сканер и т.п.) используется;

 

 

1.5

нет лишних проводов;

 

 

1.6

отсутствуют лишние личные вещи (несезонные вещи, избыточное количество посуды);

 

 

1.7

на стенах кабинета нет избыточного размещения (картин, фото, сертификатов, свидетельств, благодарственных писем и т.п.);

 

 

1.8

поврежденные предметы отсутствуют.

 

 

2.

Рабочий стол:

 

 

2.1

предметы на рабочем столе исправны;

 

 

2.2

предметы на рабочем столе используются;

 

 

2.3

техника на рабочем столе исправна;

 

 

2.4

техника на рабочем столе используется;

 

 

2.5

все канцелярские принадлежности исправны;

 

 

2.6

все канцелярские принадлежности используются.

 

 

3

Шкафы, тумбы:

 

 

3.1

справочники, которые хранятся в кабинете, актуальны;

 

 

3.2

материалы для работы в кабинете (маски, перчатки, термометры, шпателя и пр.) не повреждены

 

 

4

Зона временного хранения:

 

 

4.1

зона временного хранения создана

 

 

4.2

в зону временного хранения помещены предметы, в необходимости которых есть сомнения: на них наклеен "красный" ярлык с датой и причиной помещения в зону

 

 

5

В кабинете нет мест, которые не прошли сортировку

 

 

Итого:

0%

При оценке 83% (15 баллов) и больше можно переходить к следующему шагу

 

Шаг 2. Соблюдение порядка

Кабинет N

N п/п

Критерий

Оценка (0 - нет, 1 - да)

Комментарий

1

Рабочие места персонала размещены удобно и комфортно. Расположение рабочих мест исключает/ минимизирует потери

 

 

2

Определены места для офисного оборудования

 

 

3

Полки и ящики не хранят пустоту

 

 

4

Отсутствуют ненужные предметы, информация и документация

 

 

5

Определены места хранения предметов, инструментов

 

 

6

Все материалы могут быть найдены за 30 сек.

 

 

7

Определены места хранения документации

 

 

8

Определены места хранения личных вещей

 

 

Итого:

0%

При оценке 83% (7 баллов) и больше можно переходить к следующему шагу

 

Шаг 3. Содержание в чистоте

Кабинет N

N п/п

Критерий

Оценка (0 - нет, 1 - да)

Комментарий

1

Помещение содержится в чистоте:

 

 

1.1

стены

 

 

1.2

окна

 

 

1.3

подоконник

 

 

1.4

раковина

 

 

1.5

пол

 

 

1.6

дверь и дверные ручки

 

 

2

Мебель содержится в чистоте:

 

 

2.1

шкафы

 

 

2.2

столы

 

 

2.3

тумбы

 

 

2.4

кушетка

 

 

3

Оргтехника содержится в чистоте:

 

 

3.1

на мониторе нет пыли и загрязнений

 

 

3.2

на клавиатуре нет пыли и загрязнений

 

 

3.3

на процессоре нет пыли и загрязнений

 

 

4

Источники загрязнений локализованы:

 

 

4.1

свободный доступ к углам

 

 

4.2

источникам отопления

 

 

Итого:

0%

При оценке 83% (13 баллов) и больше можно переходить к следующему шагу

 

Шаг 4. Стандартизация

Кабинет N

N

п/п

Критерий

Оценка

(0 - нет, 1 - да)

Комментарий

1

Места хранения предметов, документов визуализированы (таблички, надписи и пр.)

 

 

2

Указатели мест хранения предметов соответствуют их месторасположению:

 

 

2.1

содержимое тумбочек, шкафов стандартизировано (одинаково у сотрудников с одинаковыми обязанностями)

 

 

2.2

стандартизированы и подписаны тумбочки , шкафы сотрудников

 

 

2.3

промаркированы провода

 

 

2.4

утвержден перечень документов, находящихся в кабинете

 

 

2.5

использована маркировка цветом

 

 

3

Упорядочены бланки:

 

 

3.1

в кабинете хранится не более недельного запаса бланков

 

 

3.2

разработан механизм регулярного пополнения запасов бланков

 

 

3.3

визуализированы потребности пополнения запасов бланков

 

 

4

Отмечена линия минимально необходимого на прием количества бумаги в принтере

 

 

5

Отмечены места расположения:

 

 

5.1

инструментов (термометры, шпатели и т.п.) для приема

 

 

5.2

амбулаторных карт пациентов, подготовленных на прием

 

 

6

Разработан стандарт рабочего места

 

 

7

Разработан чек-лист действий по подготовке к приему и по окончанию приема

 

 

8

Все материалы в рабочей зоне легко найти (за 30 сек.) и вернуть на свое место

 

 

9

Ненужные вещи регулярно удаляются

 

 

10

Разработан и соблюдается график уборки

 

 

11

Все стандарты видимы и наглядны

 

 

Итого:

0%

При оценке 83% (15 баллов) и больше можно переходить к следующему шагу

 

Шаг 5. Совершенствование

Кабинет N

Шаги 5С

N п/п

Критерий

Оценка

1

Рабочее пространство организовано удобно. Обеспечена возможность бесперебойной работы

0%

 

2

Оргтехника, предметы, канцелярские принадлежности на рабочем столе исправны, используются

 

 

3

Шкафы и тумбы содержат только необходимые для рабочего процесса материалы, предметы

 

 

4

Организована зона временного хранения

 

 

5

В кабинете нет мест, которые не прошли сортировку.

 

1

Рабочие зоны четко распределены

0%

 

2

Полки и ящики не хранят пустоту

 

 

3

Все предметы на своих местах

 

 

4

Предмет в конце рабочего дня возвращается на свое место

 

1

Помещение, мебель, оргтехника содержатся в чистоте

0%

 

2

Источники загрязнений локализованы, свободный доступ к ним

 

 

3

Инвентарь для дезинфекции легкодоступен, место хранения его определено и визуализировано

 

 

4

Оценка эффективности уборки проводится регулярно (не реже 1 раза в неделю)

 

1

Места хранения предметов, документов визуализированы (таблички, надписи)

0%

 

2

В кабинете хранится недельный запас бланков, разработан механизм регулярного пополнения запасов бланков, визуализированы потребности пополнения запасов бланков

 

 

3

Используется стандарт/чек-лист рабочего места

 

 

4

Ненужные вещи регулярно удаляются

 

1

Стандарты постоянно совершенствуются

 

 

2

Контрольные процедуры проводятся регулярно

 

 

3

Предлагаются и реализуются идеи по улучшению системы 5С

 

 

4

Проводится обмен опытом и тиражирование метода 5С