Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. N 02-06-10/4327
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) рассмотрело письмо (далее - обращение) по вопросу разъяснения порядка рассмотрения вопроса о списании с баланса автономного учреждения затрат на подготовку проектно-сметной документации по строительству объекта, не завершенного строительством, и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.
Также в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем полагаем необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно статье 9 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) совершение факта хозяйственной жизни подтверждается первичным учетным документом.
К фактам хозяйственной жизни относятся сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (статья 3 Закона N 402-ФЗ).
Принятие решения о списании капитальных вложений является фактом хозяйственной жизни, подлежащим оформлению бухгалтерскими записями в учете.
Обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов установлены Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Пунктом 7 Инструкции N 157н определено, что основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
При этом отражение корреспонденции в бухгалтерском учете в отсутствие первичных учетных документов законодательством не предусмотрено.
Согласно положениям Закона N 402-ФЗ ответственность за оформление документального подтверждения факта хозяйственной жизни несет лицо, ответственное за его совершение.
Решение о принятии и выбытии активов, в том числе капитальных вложений, принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, подтверждающих совершенные факты хозяйственной жизни.
Вместе с тем выбытие с бухгалтерского учета капитальных вложений в сумме затрат на проектную документацию возможно в случае принятия решения о списании объектов незавершенного строительства либо о прекращении (нецелесообразности осуществления) вложений в сумме затрат, признанных затратами текущего финансового года (затратами некапитального характера).
Следует отметить, что результаты работ по подготовке проектно-сметной документации, выраженные в виде карт (схем), графиков, чертежей, которые могут использоваться в деятельности учреждения неоднократно и (или) постоянно, являются самостоятельными объектами бухгалтерского учета - объектами нематериальных активов.
Порядок отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения выбытия капитальных вложений в сумме затрат на проектную документацию определен Инструкцией N 157н и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н).
В соответствии с пунктом 53 Инструкции N 183н признание произведенных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по разработке проектно-сметной документации, и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), при наличии решения уполномоченного органа, расходами текущего финансового года, отражается по дебету счета 040120273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" и кредиту счета 010600000 "Вложения в нефинансовые активы".
Согласно части 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Минфина России, решение по отнесению на финансовый результат текущего года затрат по разработке проектно-сметной документации, ранее произведенных в рамках реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации, в результате которых не созданы объекты строительства (объекты незавершенного строительства) и не предполагается дальнейшее возведение таких объектов, принимается субъектом учета на основании решения о досрочном прекращении реализации инвестиционного проекта органа, принявшего в установленном порядке решение о финансовом обеспечении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства за счет средств бюджета.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, имущественных отношений, является Минэкономразвития России, рекомендуется по поставленному в обращении вопросу получить позицию данного органа.
Директор Департамента бюджетной |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. N 02-06-10/4327
Текст письма опубликован не был