Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 октября 2018 г. N 03-04-09/71324
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам по освобождению от налогообложения по налогу на доходы физических лиц оплаты труда, получаемой физическими лицами в садоводческих товариществах, а также освобождения садоводческих некоммерческих товариществ от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов и по представлению расчетов по страховым взносам, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. При этом каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.
Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц оплаты труда, получаемой физическими лицами в садоводческих товариществах, поставит рассматриваемую категорию налогоплательщиков в неравное (привилегированное) положение с другими физическими лицами, также получающими вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования доходной части региональных бюджетов и местных бюджетов, поэтому освобождение от уплаты налога одной категории налогоплательщиков создает прецедент для подобных обращений от иных категорий налогоплательщиков, что приведет к значительному сокращению доходов региональных и местных бюджетов, большинство которых является дотационными.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов. Указанная налоговая ставка, применяемая в отношении большинства видов доходов, является одной из самых низких в мире.
При этом глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса содержит ряд налоговых преференций социального характера как в виде прямого освобождения от налогообложения доходов, так и вычета части объекта налогообложения из подлежащей обложению величины налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Так, главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса установлены стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков, в том числе в отношении социально незащищенных категорий граждан.
С учетом изложенного предложение об освобождении оплаты труда, выплачиваемой председателю товарищества, членам правления товарищества, членам ревизионной комиссии, а также иным лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры, от обложения налогом на доходы физических лиц не поддерживается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса организации признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 7 статьи 431 Кодекса предусмотрена обязанность для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в установленном порядке не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам.
При этом Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов и по представлению расчетов по страховым взносам в случае, если он осуществляет некоммерческую деятельность, а его работники - пенсионеры.
Представляя расчет по страховым взносам, плательщик заявляет в налоговый орган о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц независимо от их возраста в конкретном отчетном периоде (или об их отсутствии), являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, о суммах страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период (или об их отсутствии).
В противном случае непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок расчетов по страховым взносам влечет взыскание штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Кодекса, минимальный размер которого составляет 1000 рублей.
Следует отметить, что своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Дополнительно сообщаем, что ранее налогоплательщик не обращался по данному вопросу в Министерство финансов Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 октября 2018 г. N 03-04-09/71324
Текст письма опубликован не был