Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращения по вопросу применения положений пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Кодекса предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно правовой позиции, выраженной в абзаце 3 пункта 2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации N 10-П от 22.06.2019, налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения, в том числе в зависимости от формы собственности. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "22.06.2009"
Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации принцип равенства налогового бремени заключается в том, что для одинаковых по своему содержанию хозяйственных операций должны применяться одинаковые правила налогообложения.
При этом разные экономические результаты деятельности налогоплательщиков влекут разное налоговое бремя.
Что касается предложений о введении пенсионного оборотного налога (вместо страховых взносов), а также о введении единого оборотного налога (взамен НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ), то сообщаем, что ФНС России не наделена правом законодательной инициативы. Учитывая, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере бюджетной и налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации, то с вышеуказанными предложениями нологоплательщику следует обратиться в Минфин России.
Действительный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила, что НК РФ предусмотрены всеобщность и равенство налогообложения. Конституционный Суд РФ указывал, что для одинаковых по содержанию хозяйственных операций должны применяться одинаковые правила налогообложения. Разные экономические результаты влекут разное налоговое бремя.
По вопросу введения пенсионного оборотного налога (вместо страховых взносов), а также единого оборотного налога (взамен НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ) ФНС рекомендует обратиться в Минфин.
Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2019 г. N СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был