Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 апреля 2019 г. N 03-02-08/32422
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Кодекса действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В этом случае формулировки "до 24 часов последнего дня срока" и "до 24 часов (включительно) последнего дня срока" являются равнозначными.
Однако Кодексом не установлено применительно к срокам, определенным до конкретной даты без указания "включительно", что действие, для совершения которого установлен этот срок, к названной дате должно быть совершено, то есть что определенная дата, до наступления которой должно быть совершено действие, в установленный срок не входит.
Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 04.07.2002 N 185-О, для целей рассматриваемого налога формулировки "ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц" и "ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем" являются равнозначными.
Аналогичная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 N 304-КГ18-7786 при рассмотрении жалобы относительно установленных сроков уплаты земельного налога за I квартал - до 30 апреля налогового периода. С учетом пункта 7 статьи 3 Кодекса и того, что более поздняя уплата налога для налогоплательщика обычно является предпочтительной, Верховным Судом Российской Федерации было признано, что в качестве предельного срока исполнения обязанности по уплате земельного налога за I квартал следует считать 30 апреля налогового периода.
Учитывая изложенное, впредь до внесения в Кодекс изменений, согласно которым срок, установленный до определенной даты, оканчивается в день, непосредственно предшествующий этой дате, если не установлено окончание срока до определенной даты (включительно), рекомендуется руководствоваться сложившейся судебной практикой.
Заместитель директора департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Конституционного Суда РФ, для целей налогообложения формулировки "ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц" и "ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем" являются равнозначными.
Аналогичную позицию занял Верховный Суд РФ при рассмотрении жалобы относительно установленных сроков уплаты земельного налога за I квартал - до 30 апреля налогового периода. Было признано, что в качестве предельного срока исполнения обязанности по уплате налога следует считать 30 апреля налогового периода.
Впредь до внесения в НК РФ изменений, согласно которым срок, установленный до определенной даты, оканчивается в день, непосредственно предшествующий этой дате, Минфин рекомендует руководствоваться сложившейся судебной практикой.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 апреля 2019 г. N 03-02-08/32422
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 28 мая - 3 июня 2019 г. N 20, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 18 июня 2019 г. N 12