Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I
Общие положения
1. Основные принципы выполнения перевозок войск
1. Перевозки войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом*(1) осуществляются в соответствии с требованиями воинских уставов, а также уставов воинских перевозок, настоящего Наставления и других нормативных актов, согласованных с соответствующими министерствами.
2. Перевозки должны выполняться, как правило, с максимально возможными скоростями. Выполнение перевозок войск в установленные сроки является одной из важнейших обязанностей должностных лиц, связанных с перевозками. Изменение сроков перевозок войск может производиться только по согласованию с органами военных сообщений.
3. Должностные лица перевозимых войск, органов военных сообщений и должностные лица на транспорте, ответственные за организацию и выполнение воинских перевозок (в дальнейшем - должностные лица на транспорте), обязаны знать и выполнять требования настоящего Наставления.
Указания должностных лиц органов военных сообщений по вопросам перевозок войск подлежат выполнению всеми военнослужащими. Все вопросы, связанные с выполнением перевозок, должны разрешаться должностными лицами перевозимых войск через представителей органов военных сообщений, а при их отсутствии на станции (в порту, в аэропорту) - через должностных лиц на транспорте.
4. Воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия, организации Министерства обороны, пограничных и внутренних войск или их подразделения*(2), а также команды большой численности для перевозки железнодорожным, морским и речным транспортом организуются в воинские эшелоны.
Воинским эшелоном называется организованная для перевозки в одном поезде, на одном судне (в одном буксируемом или толкаемом составе) воинская часть, одно или несколько подразделений, воинская команда большой численности*(3).
Вооружение и военная техника, следующие под охраной караулов, в отдельных случаях могут перевозиться воинскими эшелонами.
Корабли и суда Военно-Морского Флота и другие объекты, переводимые из одного бассейна в другой, также организуются в воинские эшелоны.
Воинский эшелон должен находиться в постоянной готовности выполнить боевую задачу.
При перевозке воздушным транспортом для каждого воздушного судна комплектуются воинские команды.
Воинским транспортом называется единовременная отправка воинских грузов в количестве одного и более вагонов одним отправителем в адрес одного получателя.
Каждому воинскому эшелону, воинской команде и воинскому транспорту органом военных сообщений, планирующим перевозку, присваивается номер, который не изменяется от пункта формирования до пункта назначения (в том числе и при перегрузке с одного вида транспорта на другой).
При перевозке в одном поезде, на одном судне нескольких воинских эшелонов (на воздушном судне - нескольких воинских команд) каждый (каждая) из них сохраняет свою организацию и присвоенный номер.
В случае перегрузки воинского эшелона в несколько поездов (судов) за его подразделениями сохраняется тот же номер эшелона с добавлением соответствующей литеры.
5. Перед погрузкой воинской части назначается исходный район, район ожидания, а после выгрузки - район сбора, сосредоточения, а также основной и запасной районы погрузки (выгрузки), включающие по нескольку железнодорожных станций (портов, пристаней, аэропортов, аэродромов, площадок) погрузки (выгрузки).
В том случае, когда район расположения воинской части (подразделения) находится в непосредственной близости от района погрузки, исходный район может не назначаться.
6. Войска перед погрузкой располагаются в исходном районе с учетом распределения их по воинским эшелонам (командам), поездам (судам, воздушным судам), а также с учетом очередности выдвижения их к местам погрузки.
Непосредственно перед погрузкой подразделения одного воинского эшелона (команды), перевозимые в одном поезде (на одном судне, на воздушном судне одним рейсом), выходят из исходного района или из расположения части в район ожидания, а после выгрузки - в район сбора, сосредоточения.
Для обеспечения непрерывности перевозок в случае разрушения железнодорожных узлов, мостов и тоннелей на путях сообщений развертываются временные перегрузочные районы (ВПР).
Охрана и оборона районов погрузки (выгрузки, перегрузки), а также путей выхода подразделений к местам погрузки определяются решением командира части.
7. Для погрузки (выгрузки) воинских эшелонов могут использоваться как постоянные или временно устраиваемые воинские погрузочно-выгрузочные места, так и погрузочно-выгрузочные места, предназначенные для общего пользования.
Под воинским погрузочно-выгрузочным местом понимается совокупность сооружений и устройств (в том числе и специальных), предназначенных для погрузки (выгрузки) войск.
8. Для выполнения перевозки в установленные сроки и прибытия воинских эшелонов (команд) в район выгрузки в готовности к выполнению боевой задачи требуются:
- от командиров (начальников) и штабов:
поддержание постоянной готовности частей и подразделений к перевозке; своевременное доведение задач до командиров подразделений (начальников эшелонов, команд); обучение личного состава правилам погрузки (выгрузки) и креплению вооружения, военной техники, имущества и других материальных средств*(4); обеспечение быстрого выхода подразделений в исходный район, район ожидания, к местам погрузки; выполнение погрузки (выгрузки, перегрузки) в установленные сроки; готовность к внезапной выгрузке, следованию маршем и повторной погрузке; организация противовоздушной обороны, боевого, технического и тылового обеспечения, а также управления и связи в районе погрузки (выгрузки, перегрузки) и в пути следования, обеспечение установленными материалами, средствами для крепления и маскировки вооружения и военной техники; взаимодействие с органами военных сообщений и транспорта;
- от органов военных сообщений: своевременное планирование перевозок войск и предъявление планов и заданий на перевозки соответствующим учреждениям транспорта; организация наиболее рационального использования железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов*(5) и средств погрузки (выгрузки, перегрузки) войск; устойчивое, непрерывное, оперативное и скрытое управление перевозками; тесное взаимодействие с командирами, штабами перевозимых войск, начальниками воинских эшелонов и должностными лицами на транспорте;
- от органов транспорта: своевременное предоставление подготовленных для перевозки транспортных средств, погрузочно-выгрузочных мест, установленных материалов, и приспособлений для крепления вооружения и военной техники, выделение маневровых локомотивов, локомотивных и составительских бригад, кранов для обеспечения погрузки; выполнение графиков движения и обеспечение безопасности выполнения воинских перевозок по ним.
Перевозка войск в военное время требует от командиров и штабов, органов военных сообщений и транспорта четкого взаимодействия и исполнительности во время подготовки и выполнения перевозок, а также осуществления дополнительных мероприятий по всем видам обеспечения.
Перевозимые войска, учреждения транспорта и органы военных сообщений обязаны принимать меры для продолжения перевозки при разрушении транспортных объектов на маршруте движения.
9. Обеспечение скрытности перевозок войск является важнейшей обязанностью командиров и штабов воинских частей, органов военных сообщений и должностных лиц на транспорте.
За разглашение сведений, касающихся воинских перевозок, виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Скрытность перевозок войск достигается:
- сохранением в тайне подготовительных мероприятий и перевозок;
- скрытным управлением войсками в районах сосредоточения (ожидания), погрузки (выгрузки, перегрузки) и в пути следования;
- ограничением круга лиц, привлекаемых к организации и обеспечению перевозок, и ознакомлением их только с теми сведениями, которые необходимы им для работы;
- соблюдением установленного порядка представления заявок, заданий на перевозки и правил оформления воинских перевозочных и транспортных документов, а также режима секретности должностными лицами при ведении переписки и переговоров по вопросам перевозок войск;
- рассредоточением, укрытием и маскировкой войск в районах погрузки (выгрузки, перегрузки), а также маскировкой в пути следования;
- организацией охранения войск при подготовке и выполнении перевозки;
- запрещением личному составу воинского эшелона (команды) вести разговоры о перевозке с посторонними лицами, упоминать о ней в письмах и телеграммах, а в необходимых случаях и временным запрещением переписки;
- ограничением выхода личного состава из транспортных средств на станциях (в портах, на аэродромах), на верхние палубы судов:
пропуском поездов с воинскими эшелонами по отдельным участкам с закрытыми дверями и люками вагонов без остановок на станциях или в ночное время;
- запрещением перевозить с воинским эшелоном (командой) посторонних лиц.
В отдельных случаях проезд с воинским эшелоном (командой) должностных лиц на транспорте, а также попутных воинских команд разрешается военным комендантом на путях сообщения.
10. Запрещается сообщать кому бы то ни было, кроме своих прямых начальников и должностных лиц органов военных сообщений, наименование станций (портов, аэропортов, аэродромов) погрузки (выгрузки, перегрузки), маршрут следования, сведения о составе воинского эшелона (команды), наименование воинской части.
Не разрешается перевозить в воинском эшелоне (с командой) грузы, не принадлежащие эшелону (команде).
11. Безопасность перевозок войск обеспечивается выполнением правил и инструкций, действующих на транспорте, а также выполнением мероприятий боевого обеспечения.
Личный состав воинского эшелона (команды) обязан соблюдать Правила поведения и меры безопасности личного состава воинского эшелона (команды) (приложение 1) при погрузке (выгрузке, перегрузке) и в пути следования.
12. Командиры воинских частей обязаны в соответствии с программами боевой подготовки обучать штабы и личный состав перевозкам железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, используя для этого специальные классы, учебные центры и реальные перевозки частей и подразделений, а также выделяемый для учебных целей подвижной состав. В ходе обучения предусматриваются:
- изучение вопросов организации и выполнения воинских перевозок (в том числе перевозок войск); выработка навыков в составлении расчетов на перевозку воинской части железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом; изучение обязанностей должностных лиц и лиц суточного наряда воинского эшелона (команды);
- тренировка личного состава в практической погрузке и креплении штатных вооружения и военной техники на транспортные средства и выгрузке их, в том числе и на неподготовленных станциях (портах, пристанях, портпунктах), перегонах (на необорудованном берегу);
- отработка вопросов преодоления воинским эшелоном разрушенных транспортных объектов и зон заражения, организации противовоздушной обороны, защиты войск от оружия массового поражения, а также других видов обеспечения в пути следования и в пунктах погрузки (выгрузки, перегрузки);
- показательные погрузки новых образцов вооружения и военной техники на транспортные средства;
- отработка мероприятий по скрытности перевозок войск, применению средств и способов маскировки.
13. Воинским частям для учебных, показательных или опытных погрузок по заявкам органов военных сообщений предоставляются бесплатно:
- железной дорогой: подвижной состав в количестве до 10 единиц (без права выезда на перегон), погрузочно-выгрузочные места и маневровые локомотивы;
- пароходством: морские, речные суда в количестве до двух единиц в год по каждому порту (пристани) без выхода из порта (от пристани), погрузочно-выгрузочные места, средства механизации и приспособления, рейдовые плавсредства, перегрузочное оборудование, грузозахватные устройства и инвентарь, имеющиеся в наличии у порта (пристани), а также выделяются необходимые портовые специалисты;
- управлением гражданской авиации (республиканским производственным объединением): воздушные суда без права выполнения полета в количестве до двух единиц в год на каждом базовом аэродроме*(6).
В случае повреждения транспортного имущества, предоставляемого для учебных целей и опытных погрузок, воинская часть возмещает в установленном порядке органам транспорта расходы за ремонт или восстановление этих средств и оборудования (имущества).
На учебные и опытные погрузки привлекаются должностные лица на транспорте.
14. Порядок оформления воинских перевозочных и транспортных документов, а также расчеты за перевозки воинских эшелонов (команд) определяются Правилами оформления воинских перевозок и расчетов за них, действующими на каждом виде транспорта.
2. Работа командира и штаба воинской части по подготовке воинских эшелонов (команд) к перевозке
15. Перевозку воинской части (подразделения) организует командир совместно с органами военных сообщений. На случай прекращения перевозки они обязаны предусмотреть мероприятия, обеспечивающие быстрый переход войск от перевозки к совершению марша.
Для сокращения времени на организацию перевозки штаб воинской части должен постоянно иметь установленные варианты расчетов на перевозку различными видами транспорта (приложения 2, 3, 4), а также на комбинированное передвижение, которые уточняются по мере изменения боевого и численного состава подразделений, технических условий размещения и крепления техники на транспортных средствах.
16. Исходными данными для расчета на перевозку воинской части являются:
- численность личного состава, количество, масса и габариты техники подразделений;
- нормы размещения личного состава воинского эшелона в вагонах и на судах (приложение 5);
- масса и длина поезда с воинским эшелоном;
- основные характеристики транспортных средств, используемых для перевозки войск (приложение 6*(7));
- наличие сил и средств для всех видов обеспечения в пути следования;
- расстояния, условия и особенности перевозки.
Необходимые штабу воинской части для расчетов данные о массе и длине поезда, типах выделяемых морских, речных и воздушных судов, об условиях и особенностях выполнения перевозки сообщаются вышестоящим штабом.
17. Расчет на перевозку воинской части должен обеспечивать:
- сохранение по возможности организационной целостности частей и подразделений и готовность их к самостоятельному выполнению боевой задачи;
- скрытность при выполнении погрузочно-выгрузочных работ и в пути следования;
- переход части во время перевозки на комбинированное передвижение, для чего подразделения с тяжелой военной техникой, а также с военной техникой, имеющей малый запас хода и низкие маршевые скорости, грузятся по возможности в отдельные поезда;
- распределение средств связи и средств других видов обеспечения по подразделениям и воинским эшелонам;
- очередность отправления подразделений и их прибытие в пункты назначения с учетом характера выполняемых задач после выгрузки;
- возможность уплотненного размещения вооружения и военной техники на транспортных средствах с учетом соблюдения мер безопасности и обеспечения быстрой погрузки (выгрузки, перегрузки) воинского эшелона;
- максимально возможное размещение запасов материальных средств в кузовах перевозимой техники.
18. Расчет на перевозку воинской части заключается:
- в определении необходимого количества железнодорожного подвижного состава, площади судов, воздушных судов, а также материалов и приспособлений для крепления вооружения и военной техники;
- в распределении подразделений по поездам, судам, воздушным судам при максимальном использовании грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств,
Унифицированная норма массы и длины поезда на направлении перевозки устанавливается графиком движения. Масса и длина одного поезда принимаются следующие:
1500 т, 40 условных вагонов; 3000 т, 57 условных вагонов.
19. Масса и длина поезда с воинским эшелоном не должны превышать норм, установленных графиком движения поездов по лимитирующему участку маршрута перевозки.
Масса поезда слагается из суммы масс личного состава, вооружения и военной техники и массы тары вагонов (без локомотивов).
При определении массы вооружения и военной техники учитывается масса боекомплекта, заправки горючего, смазочных материалов и запасов других материальных средств.
Для крытых вагонов, занятых под перевозку людей или действующих кухонь полевых, нетто принимается 33 т, для пассажирских мягких - 3 т, жестких купейных - 4 т, жестких некупейных со спальными местами - 6 т, жестких некупейных с местами для сидения - 8 т.
Длина поезда исчисляется в условных вагонах*(8). При перевозке по железным дорогам западноевропейской колеи длина поезда исчисляется в метрах.
Данные о массе тары и условной длине основных типов вагонов железных дорог СССР приведены в приложении 6.
20. С получением задачи на перевозку железнодорожным (морским, речным) транспортом штаб части уточняет расчеты на перевозку и согласовывает с органами военных сообщений порядок погрузки воинских эшелонов, направляет военному коменданту на путях сообщения заявку на погрузку (приложение 7) и расчет на перевозку, уточняет у него номера воинских эшелонов, а при перевозке морским или речным транспортом, кроме того - наименование судов, получает указания о местах погрузки, путях подхода к ним, сроках погрузки (начало, конец) каждого эшелона.
При получении задачи на перевозку воздушным транспортом командир части совместно с командиром части военно-транспортной авиации, транспортной авиации видов Вооруженных Сил или командирами отрядов (групп) гражданской авиации и органами военных сообщений на воздушном транспорте определяет порядок перевозки войск, производит (уточняет) расчет на перевозку, согласовывает срок посадки (погрузки) подразделений и разрабатывает план погрузки (приложение 8).
Расчеты на передвижение подразделений, совершающих марш и перевозимых различными видами транспорта, должны быть согласованы между собой так, чтобы в случае прекращения перевозки подразделения могли быстро соединиться. Сроки перевозки подразделений каждым видом транспорта определяются с учетом того, чтобы они прибыли в район сосредоточения по возможности одновременно.
21. В замысле на перевозку командир части определяет:
- необходимое количество воинских эшелонов (судов, воздушных судов) для перевозки части;
- очередность, сроки погрузки и отправления подразделений;
- распределение подразделений по эшелонам (командам), судам (воздушным судам) и станциям (портам, пристаням, аэропортам, аэродромам, площадкам) погрузки;
- исходные районы подразделений, районы ожидания, сбора и сосредоточения, характер их инженерного оборудования, маршруты и время выхода в районы и к местам погрузки;
- порядок действия части (подразделений) на случай срыва и прекращения перевозки;
- организацию управления, противовоздушной обороны, защиты войск от оружия массового поражения, охраны и боевого обеспечения.
В замысле на комбинированное передвижение командир части кроме перечисленных вопросов определяет состав подразделений, перевозимых железнодорожным, морским, речным транспортом, и состав подразделений, совершающих марш, а также порядок управления ими в ходе передвижения.
При ограниченном времени на организацию перевозки командир части после определения замысла на перевозку отдает предварительное боевое распоряжение, в котором обычно указывает: краткие сведения о противнике; задачу части - вид транспорта, направление (маршрут) перевозки, район и время сосредоточения, исходный район, район погрузки (выгрузки), сроки погрузки; задачи подразделениям - каким транспортом совершить перевозку, исходный район, станции (порты, пристани, аэропорты, аэродромы, площадки) погрузки и районы ожида
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.