Письмо Минфина России от 17 июня 2019 г. N 02-08-10/43765
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу отнесения отдельных операций на соответствующие коды классификации операций сектора государственного управления и сообщает.
1. По вопросу порядка применения кодов классификации операций сектора государственного управления по операциям приобретения продуктов питания с целью вручения (дарения) жителям муниципальных образований в рамках проведения разного рода мероприятий.
Единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, определены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Пунктом 98 Инструкции N 157 установлено, что для учета материальных ценностей, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, в том числе поступивших на хранение, в отношении которых определено материально ответственное лицо предназначен счет 010500000 "Материальные запасы".
К таким материальным ценностям относятся, в частности, ценные подарки, сувенирная продукция, иные материальные ценности, предназначенные для целей награждения (дарения), приобретаемые учреждением в целях выполнения функциональной деятельности.
Объекты материальных запасов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета и соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета (пункт 117 Инструкции N 157н).
Согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. 209н (далее - Приказ N 209н), с учетом Изменений, вносимых в приказ N 209н (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 69н (далее - Приказ N 69н), отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание, что приобретение продуктов питания осуществляется с целью вручения (дарения) жителям муниципальных образований в рамках проведения различных мероприятий, и не предназначается для дальнейшей перепродажи, расходы на их приобретение следует отражать по подстатье 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" классификации операций сектора государственного управления.
Одновременно сообщаем, что в отношении порядка отражения в бюджетном учете операций, связанных с приобретением памятных подарков (сувенирной продукции), следует руководствоваться письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.04.2019 N 02-07-07/31230.
2. По вопросу порядка применения кодов классификации операций сектора государственного управления по операциям, связанным с оплатой договоров сторонними организациями на проведение ими разного рода мероприятий для студентов за счет средств стипендиального фонда.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) установлены различные меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе в виде стипендий, материальной поддержки и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании.
В соответствии со статьей 36 Закона N 273-ФЗ стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 36 Закона N 273-ФЗ).
Состав стипендиального фонда установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 1390 "О формировании стипендиального фонда", нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области и о стипендиальном обеспечении в государственных образовательных организациях Московской области и государственных научных организациях Московской области урегулированы постановлением Правительства Московской области от 1 сентября 2014 г. N 693/34.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ "Об образовании" государственным профессиональным образовательным организациям Московской области и государственным образовательным организациям высшего образования Московской области за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области выделяются средства, в том числе для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися в размере месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий слушателям, студентам и государственных социальных стипендий слушателям, студентам, по основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих (должностям служащих), образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам высшего образования.
Ключевым принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, расходы по оплате договоров на проведение сторонними организациями разного рода мероприятий со студентами за счет средств стипендиального фонда, должно отвечать цели организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися.
В соответствии с положениями Порядка N 209н, с учетом особенностей экономического содержания операций, отражение расходов, осуществляемых в соответствии с положениями статьи 36 Закона N 273-ФЗ, в части затрат на проведение культурно-массовых, физкультурных и оздоровительных мероприятий с обучающимися, в том числе расходы по оплате договора со сторонней организацией на проведение ею данных мероприятий с обучающимися, следует осуществлять по подстатье 226 "Прочие услуги" КОСГУ.
3. По вопросу порядка применения кодов классификации операций сектора государственного управления по операциям от сдачи лома черных и цветных металлов бюджетными и автономными учреждениями.
На основании статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лом и отходы цветных и (или) черных металлов представляют собой пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 1992 г. N 431 "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" расчеты со сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляются перерабатывающими предприятиями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы и природные драгоценные камни за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.
Пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1287, установлено, что оно определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов является отдельным лицензируемым видом деятельности, осуществляемой уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Следует отметить, что группа отходов "Лом и отходы черных и цветных металлов" (код 4 60 000 00 00 0) включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242, виды отходов, входящие в состав указанной группы, например, подгруппа, лом и отходы алюминия загрязненные, в частности тара алюминиевая, загрязненная пестицидами 1 класса опасности (код 4 68 211 21 51 1) имеет 1 класс опасности.
Согласно положениям части 2 и 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бюджетные и автономные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации имущества, полученного в результате ликвидации объектов основных средств), которые поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения.
Согласно положениям статьи 226 ГК РФ и статьи 4 Закона N 89-ФЗ обращение вещи в свою собственность с ее использованием или совершение иных действий, свидетельствующих об обращении вещи в собственность, возникает в случае если данная вещь является невостребованной (брошенные лом металлы, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы).
В связи с этим доходы от реализации отходов, полученных от ликвидации объектов имущества учреждения, в отношении которых принято решение о списании согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", являются доходами бюджетного (автономного) учреждения и поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений.
Начисление бюджетными (автономными) учреждениями денежных средств, полученных от реализации отходов, в соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н, отражается по статье 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.
При этом, руководствуясь положениями части 9 пункта 3, пункта 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), учреждение обязано самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет соответствующие налоги.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Продукты питания приобретены с целью вручения (дарения) жителям муниципальных образований в рамках проведения разного рода мероприятий. Таким образом, они не предназначаются для дальнейшей перепродажи. Поэтому расходы на их приобретение отражаются по подстатье 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ.
Расходы на оплату договоров на проведение сторонними организациями разного рода мероприятий для студентов за счет средств стипендиального фонда осуществляются по подстатье 226 "Прочие услуги" КОСГУ.
По вопросу порядка применения кодов КОСГУ по операциям от сдачи лома черных и цветных металлов бюджетными и автономными учреждениями Минфин пояснил следующее.
Доходы от реализации отходов, полученных от ликвидации объектов имущества учреждения, в отношении которых принято решение о списании, являются доходами учреждения и поступают в его самостоятельное распоряжение.
Начисление учреждениями денежных средств, полученных от реализации отходов, отражается по статье 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Письмо Минфина России от 17 июня 2019 г. N 02-08-10/43765
Текст письма опубликован не был