1. Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке на основании требований, не установленных в документации о закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерного и технологического оборудования на объекты строительства ОАО (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, от 26.04.2019 N 983/ОАЭ-ДКРС/19/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.8.3.4 Документации в связи с несоответствием аукционной заявки требованиям пункта 3.22.1 Документации, а именно: "не в полном объеме представлены подробные технические характеристики оборудования по позиции 4.1 пункта 1.1, позициям 1.1-6.1 пункта 1.4, позиции 1.1 пункта 1.5, позиции 1.1 пункта 1.14 технического предложения участника".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что Заявителем в техническом предложении по позиции 4.1 пункта 1.1, позициям 1.1-6.1 пункта 1.4, позиции 1.1 пункта 1.5, позиции 1.1 пункта 1.14 технического предложения не представлены сведения в отношении технических условий соответствующих товаров, что является основанием для отклонения заявки участника закупки в соответствии с пунктом 3.8.3.4 Документации.
В соответствии с пунктом 3.8.3.4 участник аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случае несоответствия аукционной заявки требованиям Документации.
Согласно пункту 3.22.4 Документации если участником аукциона предлагается эквивалентный товар, участник в техническом предложении должен указать по каждому наименованию эквивалентного товара марку, модель, название, производителя, конкретные характеристики и их значения, соответствующие требованиям документации. В случае непредставления указанной информации товар не будет рассматриваться как эквивалентный.
В соответствии с формой технического предложения, являющейся приложением N 5 к Документации предложение по замене оборудования оформляется вставкой новых позиций оборудования в таблицу приложения N 1 к техническому предложению, содержащих подробные характеристики предлагаемого к замене оборудования, а также причину замены (заменяемые позиции оборудования должны содержать ссылку на номера соответствующих заменяющих позиций, номера таких позиций должны быть уникальными).
Кроме того, в соответствии с разделом 2 Технического задания Документации участник имеет возможность предоставить оборудование с иными наименованиями, артикулами, типами, марками, кодами, номерами чертежей или оборудование иных производителей относительно указанных в приложении N 1.1 и 6 к Документации при условии, что произведенные замены равноценны (эквиваленты) или превосходят по функционально-техническим характеристикам оборудование, указанное в приложении N 1.1 и 6 к Документации. Все необходимые функционально-технические характеристики для определения эквивалентного оборудования, в соответствии с параметрами указными выше, определены производителем в наименованиях, артикулах, типах, марках, кодах, номерах чертежей, указанных в приложении N 1.1 и 6 к Документации.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, а также заявку Заявителя, пришла к выводу, что положения Документации не содержат требования об указании участником закупки сведений в отношении технических условий соответствующего товара, в случае предоставления участником закупки эквивалентного товара.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.1 Положения о закупке и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании выявленных нарушений заказчику было выдано обязательное для исполнения предписание.
(см. решение Комиссии ФАС России от 17.05.2019 г. по делу N 223ФЗ-498/19)
2. Заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование о том, что каждое из лиц, входящих в состав коллективного участника должно заключить договор с заказчиком.
В ФАС России поступила жалоба б/д б/н на действия (бездействие) заказчика (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставки баллонов высокого давления (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу закупочной комиссии (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в закупке на основании пункта 4.12.10.2 Документации, пункта 14.8.5.2 Положения о закупке в связи с несоответствием заявки требованиям подпунктов 3, 5, 6 пункта 5.2.2. Документации, а именно:
"В нарушение требований подпунктов 3, 5 и 6 пункта 5.2.2. документации о закупке соглашение, заключенное между лицами, выступающими на одной стороне одного участника процедуры закупки не содержит:
- четкое распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника;
- механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с заказчиком, в том числе объем ответственности каждого лица, входящего в состав коллективного участника или порядок его определения, а также порядок предъявления и рассмотрения претензий заказчика;
- условие о том, что каждое из лиц, входящих в состав коллективного участника, согласно на заключение с заказчиком по итогам закупки отдельного договора в случае, если заказчик примет такое решение, однако оно не вправе требовать от заказчика заключения отдельных договоров по итогам закупки; в случае принятия заказчиком решения о заключении по итогам закупки нескольких договоров по числу членов коллективного участника (с каждым членом коллективного участника) объем принимаемых обязательств и предоставляемых прав определяется в соответствии с распределением номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника, указанным в соглашении; в случае, если заказчиком не принято такое решение, договор заключается с лидером или со множеством лиц на стороне поставщика (включая всех лиц, выступающих на стороне коллективного участника) согласно условиям документации о закупке".
Согласно пункту 5.2.2 Документации лица, выступающие на стороне одного участника процедуры закупки, обязаны заключить между собой соглашение, которое должно отвечать, в том числе, следующим требованиям:
(3) в соглашении должно быть приведено четкое распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника; при этом соглашением должно быть предусмотрено, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих специальной правоспособности, а также реализация прав и обязанностей, требующих специальной правоспособности, осуществляются исключительно лицами, входящими в состав коллективного участника и обладающими необходимой правоспособностью;
(5) в соглашении должен быть предусмотрен механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с заказчиком, в том числе объем ответственности каждого лица, входящего в состав коллективного участника или порядок его определения, а также порядок предъявления и рассмотрения претензий заказчика;
(6) соглашением должно быть предусмотрено, что каждое из лиц, входящих в состав коллективного участника, согласно на заключение с заказчиком по итогам закупки отдельного договора в случае, если заказчик примет такое решение, однако оно не вправе требовать от заказчика заключения отдельных договоров по итогам закупки; в случае принятия заказчиком решения о заключении по итогам закупки нескольких договоров по числу членов коллективного участника (с каждым членом коллективного участника) объем принимаемых обязательств и предоставляемых прав определяется в соответствии с распределением номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника, указанным в соглашении; в случае, если заказчиком не принято такое решение, договор заключается с лидером или со множеством лиц на стороне поставщика (включая всех лиц, выступающих на стороне коллективного участника) согласно условиям документации о закупке.
Вместе с тем, изучив имеющиеся материалы, заявку Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем в составе заявки, поданной на участие в закупке, представлен договор о партнерстве и совместной деятельности (далее - Договор), при этом в пункте 8.1 Договора указан механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с Заказчиком.
При этом, изучив требования Документации, Комиссией ФАС России установлено, что по итогам проведения Запроса предложений будет определен один победитель и заключен один договор, в связи с чем требование подпункта 6 пункта 5.2.2 Документации о том, что соглашением должно быть предусмотрено, что каждое из лиц, входящих в состав коллективного участника, согласно на заключение с заказчиком по итогам закупки отдельного договора, является неправомерным.
Кроме того, установление Заказчиком в Документации требований подпункта 3 пункта 5.2.2 Документации является неправомерным, поскольку распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору и не влияет на надлежащее исполнение участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения Документации, а также отклонившего заявку Заявителя, ввиду несоответствия указанным требованиям, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании выявленных нарушений заказчику было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
(см. решение Комиссии ФАС России от 15.05.2019 г. по делу N 223ФЗ-501/19)
3. Комиссия заказчика не вправе требовать от участника закупки заполнения форм, не предусмотренных документацией о закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей моторвагонного подвижного состава для нужд ОАО (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 16.04.2019 N 155/ОКЭ-РЖДС/19/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта 3.11.3 Документации в связи с несоответствием заявки требованию технического задания, установленному в пункте 3.21 Документации, а именно: предлагаемый перечень товаров по позициям N N 1-3, 5-11, 13-102 технического предложения не соответствует требованиям к предъявляемому товару, указанным в техническом задании Документации, указаны неверные наименования товаров, качественные и технические характеристики.
В соответствии с пунктом 3.11.1 Документации участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе в случаях, установленных Документацией, в том числе в случае несоответствия конкурсной заявки требованиям Документации.
Согласно пункту 3.21.1 Документации в составе первой части конкурсной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по Форме технического предложения участника, представленной в приложении N 1.3 Документации. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в техническом предложении по позициям N N 1-3, 5-11, 13-102 указаны товары, не соответствующие товарам, указанным в Техническом задании Документации по позициям 1-3, 5-11, 13-102 (последовательность товаров, указанных в техническом предложении Заявителя по позициям N N 1-3, 5-11, 13-102, не соответствует последовательности товаров, указанных в Техническом задании Документации по позициям N N 1-3, 5-11, 13-102).
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что положениями Технического задания Документации не установлено требования о заполнении участниками закупки технического предложения, в том числе номенклатуры поставляемого товара по предмету закупки, в последовательности, установленной в Техническом задании Документации.
Кроме того, изучив положения технического предложения Заявителя, Комиссией ФАС России установлено что, в частности, товары, указанные по позициям N N 2-3, 5 Технического задания Документации, содержатся в техническом предложении Заявителя (позиции N N 33, 29, 4 технического предложения Заявителя соответственно).
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих о несоответствии предложенных Заявителем в техническом предложении товаров требованиям Документации.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы договор был заключен, комиссия ФАС России не выдала заказчику предписание.
(см. решение Комиссии ФАС России от 13.05.2019 г. по делу N 223ФЗ-478/19)
4. Ценовой критерий должен оцениваться прямо пропорционально снижению цены.
В ФАС России поступила на действия (бездействие), заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных депо (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен неправомерный порядок оценки и сопоставления заявок по критерию "Цена договора".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке установлено что при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Приложением N 1.4 к Документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе критерий "Цена договора".
Оценка осуществляется следующим образом:
"Заявкам участника, в технических предложениях которых содержатся предложения демпинговой цены (сниженной на размер, превышающий установленный в пункте 1.4 Документации, а именно на 15% и более от начальной (максимальной) цены) присваивается максимальное количество баллов по критерию "цена договора". Заявки, содержащие предложения демпинговой цены (сниженной на размер превышающий, установленный в пункте 1.4 Документации), по приведенной формуле не оцениваются.
Заявка каждого участника, в которой предложена не демпинговая цена, оценивается путем сравнения начальной (максимальной) цены лота, сниженной на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации с ценой, предложенной каждым участником по лоту без НДС, по формуле:
где
j = 1_n, n - количество участников;
- количество баллов j-ого участника;
- цена, предложенная j-ым участником (без учета НДС);
- величина, равная начальной (максимальной) цене договора, сниженной на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации) (без учета НДС);
1 лот - Цmin - 455 483 690,02 руб. без НДС
2 лот - Цmin - 189 914 078,98 руб. без НДС
3 лот - Цmin - 284 802 586,57 руб. без НДС
4 лот - Цmin - 516 360 096,37 руб. без НДС
5 лот - Цmin - 284 842 992,48 руб. без НДС
6 лот - Цmin - 148 938 675,86 руб. без НДС
7 лот - Цmin - 303 386 362,13 руб. без НДС
8 лот - Цmin - 7 458 685,75 руб. без НДС
9 лот - Цmin - 548 750 301,82 руб. без НДС
10 лот - Цmin - 166 646 434,01 руб. без НДС
11 лот - Цmin - 355 108 103,72 руб. без НДС
12 лот - Цmin - 844 962 098,32 руб. без НДС
13 лот - Цmin - 299 030 519,11 руб. без НДС
14 лот - Цmin - 418 700 254,23 руб. без НДС
80 - максимально возможное количество баллов по лоту.
При этом заявкам, содержащим предложение демпинговой цены (сниженной на размер превышающий, максимально допустимый размер снижения (на 15% и более от начальной (максимальной) цены), присваивается максимальное количество баллов по критерию "цена договора". Заявки, содержащие предложения демпинговой цены (сниженной на размер превышающий, установленный в пункте 1.4 Документации), по вышеприведенной формуле не оцениваются".
Вместе с тем, Комиссии ФАС России установила, что при предложении участником демпинговой цены, участники Конкурса, представившим различные ценовые предложения, будет присвоено одинаковое количество баллов по критерию "Цена договора", что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при предоставлении ценовых предложений, и не позволяет однозначным образом выявить лучшее ценовое предложение.
Кроме того, вышеуказанный порядок оценки по критерию "Цена договора" не направлен на стимулирование участников закупки к предоставлению максимального снижения ценового предложения, что противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, установленному в подпункте 2 пункта 32 Положения о закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Цена договора", что не позволяет объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что по соответствующей закупке предписание было выдано по другому делу, предписание в рамках этого дела не выдавалось.
(см. решение Комиссии ФАС России от 06.05.2019 г. по делу N 223ФЗ-477/19)
5. Заказчик обязан исполнить предписание контролирующего органа в срок, установленный в предписании.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее - Заказчик), организатора ООО (далее - Организатор) при проведении открытых запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по утилизации отходов бурения, образующихся при строительстве эксплуатационных скважин на территории производственной деятельности.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком не в полном объеме исполнены предписания ФАС России от 03.04.2019 N 223ФЗ-345/19, N 223ФЗ-378/19, N 223ФЗ-379/19, N 223ФЗ-380/19, N 223ФЗ-381/19, N 223ФЗ-382/19, N 223ФЗ-383/19 (далее - Предписания).
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 22 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, в уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, решения, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.
При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
По итогам рассмотрения жалобы от 09.11.2018 N 220/м (вх. 184359/18 от 09.11.2018) на действия (бездействие) Заказчика, Организатора (далее - Жалоба 1) Комиссией ФАС России приняты решения от 15.11.2018 N 223ФЗ-836/18, N 223ФЗ-839/18, N 223ФЗ-840/18, N 223ФЗ-841/18, N 223ФЗ-842/18, N 223ФЗ-843/18, N 223ФЗ-844/18 (далее - Решения), согласно которым Жалоба 1 признана обоснованной в части доводов Заявителя, в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, части 3 статьи 3.2, части 5 статьи 4, пунктов 11, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании Решений, Заказчику выданы обязательные для исполнения Предписания, направленные на устранение выявленных нарушений, согласно которым Заказчику предписано:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения Запросов предложений, вернуть заявки участникам, уведомить участников (при наличии) об отмене протоколов;
- Заказчику, внести изменения в Документации о проведении Запросов предложений в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке, Решениями;
- Заказчику назначить новые даты окончания срока подачи заявок на участие в Запросах предложений, а также разместить в Единой информационной системе информацию о новых датах окончания срока подачи заявок на участие в Запросах предложений, датах рассмотрения заявок на участие в Запросах предложений и датах подведения итогов Запросов предложений.
В соответствии с Предписаниями Заказчику необходимо в срок до 30.11.2018 представить в ФАС России подтверждение исполнения указанных предписаний.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчик вернул заявки участникам закупок, при этом Заказчиком не выполнены иные пункты Предписаний.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что 17.04.2019 Заказчиком размещена информация об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Запросов предложений и о возврате заявок участников Запросов предложений.
Таким образом, действия Заказчика, Организатора, выразившиеся в исполнении предписания не в полном объеме, противоречат статье 36 Закона о защите конкуренции, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что заказчиком было принято решение об отказе от процедур закупок, комиссия ФАС России не выдавала предписание.
(см. решение Комиссии ФАС России от 14.05.2019 г. по делу N 223ФЗ-489/19)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2019)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.