Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 июня 2019 г. N 03-04-05/43643
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя. Расходы в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в данном случае не определяются.
Согласно пункту 3 статьи 346.25 Кодекса в случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.25 Кодекса индивидуальные предприниматели при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные пунктом 3 статьи 346.25 Кодекса.
При этом аналогичная норма для случаев, когда основные средства приобретены в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, в главе 26.2 Кодекса отсутствует.
Вместе с тем исходя из правовой позиции, выраженной в пункте 15 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 года, налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов на общую систему налогообложения, предусмотренную главой 25 Кодекса, не лишен права начислять амортизацию за оставшийся срок полезного использования исходя из остаточной стоимости объектов основных средств, определенной применительно к правилам пункта 3 статьи 346.25 Кодекса.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если организация переходит с УСН на общий режим и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы по которым в период применения общего режима до перехода на УСН не полностью перенесены на расходы за период применения УСН, то на дату перехода на уплату налога на прибыль в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости на дату перехода на УСН на расходы за период применения спецрежима.
Под это правило подпадают и ИП, однако норма на случай применения УСН с объектом "доходы" отсутствует. Имеется позиция Верховного Суда РФ, согласно которой плательщик, перешедший с УСН с объектом "доходы" на общий режим, не лишен права начислять амортизацию за оставшийся срок полезного использования исходя из остаточной стоимости основных средств, рассчитанной при переходе на общий режим.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 июня 2019 г. N 03-04-05/43643
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 12 июля 2019 г. N 27