Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-11-11/54778
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с обращением в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Для субъектов малого предпринимательства Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Кодекса к специальным налоговым режимам, в частности, относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), патентная система налогообложения (главы 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса).
Указанные специальные налоговые режимы направлены, в том числе, на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства.
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
Так, согласно статье 346.8 Кодекса законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки по единому сельскохозяйственному налогу в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с указанной статьей Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 346.20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346.20 Кодекса).
В соответствии со статьей 346.31 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлена налоговая ставка в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены ставки единого налога на вменный доход в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Необходимо отметить, что законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (пункты 7 и 8 статьи 346.43 Кодекса).
При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не ограничен.
Следует иметь в виду, что субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить "налоговые каникулы" в виде нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации и перешедших на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения, в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (пункт 4 статьи 346.20 и пункт 3 статьи 346.50 Кодекса).
Учитывая изложенное, Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Поскольку предоставление этих преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, следует обращаться в указанные органы власти или в финансовые органы власти субъектов Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что при применении ЕНВД и упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, налогоплательщики могут применять предусмотренные пунктом 3.1 статьи 346.21 и пунктом 2 статьи 346.32 Кодекса налоговые вычеты в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщики при определении налоговой базы вправе учесть расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации право на обязательное пенсионное обеспечение возникает у застрахованных лиц в случае уплаты за них (ими) страховых взносов. При этом размер уплаченных страховых взносов определяет объем прав застрахованных лиц, и от поступлений упомянутых страховых взносов в полном объеме зависит полноценное страховое обеспечение застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.
В целях поддержания приемлемой фискальной нагрузки в части уплаты страховых взносов плательщиками, не производящими выплат физическим лицам (не работодателями), был принят Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, упомянутым Федеральным законом изменен подход к расчету страховых взносов в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей, который исключил из формулы расчета величину минимального размера оплаты труда (учитывая принятое решение о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения), и установлена абсолютная величина страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате данной категорией плательщиков и обеспечивающая минимальный размер пенсионных накоплений, необходимый для формирования объема пенсионных прав для данных лиц.
В связи с этим, исходя из положений статьи 430 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере за себя на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Для указанных плательщиков при доходе до 300 000 рублей за 2019 год обязательный фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование составляет 29 354 рублей, а на обязательное медицинское страхование - 6 884 рублей.
Таким образом, снижение размера страховых взносов, уплачиваемых упомянутой категорией плательщиков приведет к недопоступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и, соответственно, к возможным рискам, связанным с ограничением формирования объема пенсионных прав для данной категории застрахованных лиц.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Субъекты малого предпринимательства могут сами выбрать наиболее оптимальный налоговый режим для своего бизнеса: общий или спецрежимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Спецрежимы создают более благоприятные условия функционирования субъектов малого предпринимательства.
Предоставление преференций по спецрежимам делегировано региональным и местным властям. Они могут снизить налоговую нагрузку для субъектов малого бизнеса.
Предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере за себя на ОПС и ОМС. При доходе до 300 тыс. руб. за 2019 г. размер страхового взноса на ОПС составляет 29 354 руб., а на ОМС - 6 884 руб.
Снижение размера страховых взносов приведет к недопоступлению денег в бюджет ПФР и, соответственно, к возможным рискам по ограничению формирования объема пенсионных прав для предпринимателей.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-11-11/54778
Текст письма опубликован не был