Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве в ответ на Ваше обращение от 18.07.2019 исх. N 29, поступившее из Федеральной налоговой службы письмом от 06.08.2019 N 20-3-04/1521@ (вх. N 261412-Р от 06.08.2019), сообщает, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения. При этом налоговыми органами не осуществляются экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций и индивидуальных предпринимателей, а также оценка конкретных хозяйственных ситуаций.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В свою очередь, считаем возможным отметить, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется в Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке и включающие в себя, в том числе стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость).
Одновременно информируем, что согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), поименованы в статье 149 Кодекса.
Так, согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость операции по реализации на территории Российской Федерации реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.
При этом в целях применения данного освобождения к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся, в том числе выставки.
Учитывая изложенное, при реализации указанными организациями входных билетов на посещение мероприятий, поименованных в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в том числе через привлеченную для этих целей посредническую организацию (агента), освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется при соблюдении требований к реализованным билетам как бланкам строгой отчетности, установленных соответствующими нормами российского законодательства.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 7 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
Дополнительно информируем, что контроль за правильностью применения налогоплательщиком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика при проведении налоговых проверок в порядке, предусмотренном Кодексом.
Советник |
С.В. Карпачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 16 августа 2019 г. N 17-15/152373@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 29 октября - 5 ноября 2019 г. N 41