Письмо Минфина России от 23 августа 2019 г. N 02-06-10/64861
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в связи с письмом (далее - письмо) по вопросу бухгалтерского учета модульного здания фельдшерско-акушерского пункта (копия прилагается) сообщает следующее.
В рамках реализации положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" проводится работа по разработке и утверждению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Важным этапом обеспечения методического сопровождения утвержденных федеральных стандартов и их качественного внедрения является проведение обсуждений с участием широкого круга специалистов финансовых и бухгалтерских подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Письмом Министерства финансов Свердловской области от 02.04.2018 N 05-10-86/3503 определен состав Методического совета по внедрению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора при Министерстве финансов Свердловской области (далее - Методический совет Свердловской области).
Принимая во внимание, что в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, Департамент направляет обращение ГБУЗ для оценки сложившейся хозяйственной ситуации и предметного рассмотрения вопроса, представленного в обращении ГБУЗ, в рамках Методического совета Свердловской области и выражает готовность принять участие в обсуждении указанного вопроса.
При рассмотрении вопроса также необходимо учитывать следующие концептуальные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт, СГС "Основные средства"), при признании объекта основных средств субъектом учета определяется состав инвентарного объекта с учетом положений Стандарта, а также существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
При этом комплексом конструктивно сочлененных предметов являются предметы, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированы в единый комплекс и, в результате этого, могут выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Особенности, согласно которым инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету, определяются пунктом 10 СГС "Основные средства" и пунктом 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Вышеуказанные положения СГС "Основные средства" обязательны к применению при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года.
Вместе с тем в письме рассматривается вопрос о принятии к бухгалтерскому учету объекта основных средств в 2012 году.
Переходными положениями СГС "Основные средства" не предусмотрено изменение правил бухгалтерского учета по объектам нефинансовых активов, ранее (до 1 января 2018 года) принятым к бухгалтерскому учету в составе основных средств в качестве инвентарных объектов.
В то же время, актуальными в 2012 году редакциями нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не предусматривалась норма, позволявшая учитывать в качестве единого объекта учета основных средств объекты, отделяемые от здания (не являющиеся комплексом конструктивно сочлененных предметов), и относящиеся к самостоятельным инвентарным объектам (например: предметы мебели, медицинское оборудование и т.д.).
Необходимо также отметить, что согласно пункту 18 Инструкции N 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н.
Приложение: по тексту на 2 л., в 1 экз.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Переходными положениями СГС "Основные средства" не предусмотрено изменение правил бухучета по объектам нефинансовых активов, принятым к бухучету в составе основных средств в качестве инвентарных объектов до 2018 г.
В то же время акты по бухучету в редакции 2012 г. не позволяли учитывать в качестве единого объекта учета основных средств объекты, отделяемые от здания (не являющиеся комплексом конструктивно сочлененных предметов) и относящиеся к самостоятельным инвентарным объектам (например, предметы мебели, медицинское оборудование).
Письмо Минфина России от 23 августа 2019 г. N 02-06-10/64861
Текст письма опубликован не был