Обзор практики осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований в 2018 году (утв. Федеральным медико-биологическим агентством, 2019 г.)

Обзор практики осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований в 2018 году
(утв. Федеральным медико-биологическим агентством, 2019 г.)

Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федерального медико-биологического агентства за 2018 год подготовлен во исполнение п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

 

Общие положения

 

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) в соответствии с Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее - обслуживаемые организации и обслуживаемые территории).

 

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях

 

Организация и проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предметом проверок при осуществлении государственного надзора являются выполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Перечень организаций и перечень территорий, подлежащих государственному надзору ФМБА России, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р.

В указанные Перечни входят более 700 организаций с особо опасными условиями труда, 18 закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО), 19 городов, 4 городских округа, 8 поселков и комплекс Байконур.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в отношении:

организаций, занимающихся хранением и переработкой ядерных материалов, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, добычей и переработкой урана, эксплуатирующих ядерные и исследовательские реакторы, осуществляющих ремонт и технологическое обслуживание судов с ядерными энергетическими установками;

организаций по уничтожению и хранению химического оружия, бывшие объекты по разработке и производству химического оружия;

организаций, на которых осуществляется производство, использование, транспортировка, хранение, испытание и утилизация компонентов ракетных топлив, а также изделий с компонентами ракетных топлив;

производственных объектов, научно-исследовательских институтов и лабораторий, осуществляющих работы с микроорганизмами 1-4 групп патогенности;

объектов подготовки и выполнения космических полетов, осуществляющие деятельность по обеспечению космических полетов;

организаций, осуществляющие работы с источниками ионизирующего излучения;

химических опасных производств;

организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;

предприятий по производству пищевых продуктов, предоставляющих услуги общественного питания и торговли пищевыми продуктами;

организаций коммунального и социального назначения.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый ФМБА России и его территориальными органами ведется с применением риск-ориентированного подхода.

Решением Главного государственного санитарного врача ФМБА России В.В. Романова определены объекты государственного надзора, отнесенные к категории чрезвычайно высокого риска. Руководителями территориальных органов ФМБА России определены объекты государственного надзора, отнесенные к категориям высокого и значительного риска. Соответствующая информация размещена в открытом доступе на официальном сайте ФМБА России в сети Интернет.

Сводный план проведения ФМБА России и его территориальными органами плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год был сформирован с учетом риск-ориентированного подхода.

В 2018 году было запланировано 1187 плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Категории риска (классы опасности)

Количество объектов

Объекты, включенные в план проверок на 2018 год

Чрезвычайно высокий риск (1 класс)

171

138

Высокий риск (2 класс)

1034

280

Значительный риск (3 класс)

2382

505

Средний риск (4 класс)

6027

217

Умеренный риск (5 класс)

4261

47

Низкий риск (6 класс)

10231

0

 

В 2018 г. проверки были проведены в отношении 1800 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок, в отношении которых выявлены правонарушения - 1045.

Общее количество проведенных в 2018 г. проверок за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - 2850. Общее количество проведенных проверок снизилось на 8,5% по сравнению с 2017 г., на 20% по сравнению с 2016 г.

 

Общее количество проверок, проведённых в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия

 

 

В 2018 г. плановые проверки проводились по плану согласованному с органами прокуратуры. Было запланировано 1186 плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Плановых проверок проведено - 1167, по сравнению с 2017 г. количество плановых проверок уменьшилось на 2%.

Внеплановых проверок в 2018 г. проведено - 1683. По сравнению с 2017 г. количество проверок снизилось на 11%.

Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения 1290, из них 687 - плановые проверки, 603 - внеплановые проверки.

Выявлено правонарушений всего 7562, из них 5423 - при проведении плановых проверок, 2139 - при проведении внеплановых проверок.

Плановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 58%. Удельный вес проверок по итогам проведения, которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях к общему количеству плановых проверок с нарушениями - 92%.

Внеплановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 36%. Удельный вес по итогам проведения, которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях к количеству внеплановых проверок с нарушениями - 83%.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок 1908, в том числе при плановых проверках 1328, при внеплановых проверках 580.

В 84% случаев постановление о назначении административного наказания вынесено в виде штрафа и в 15% случаев - в виде предупреждения.

По итогам проверок в 6 случаях было принято административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа вынесено в отношении граждан - 51 (3%), должностных лиц 1039 (65%), на индивидуальных предпринимателей - 66 (4%), на юридическое лицо - 450 (28%).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 10505,4 тыс. руб.

При анализе выявленных нарушений обязательных требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2018 г., установлено, что в структуре нарушений обязательных требований и вынесенных постановлений преобладают штрафы, наложенные:

- по статье 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - 838;

- по статье 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - 108;

- по статье 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения - 110;

- по статье 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения - 216.

В органы прокуратуры в 2018 г. было направлено 281 заявление о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, из них согласовано с органами прокуратуры 210 (75%) и отказано органами прокуратуры в согласовании 71 заявления (25%), 2017 - 62 заявлений (25%), 2016 (32%), в 2015 (31%).

 

Информация о согласовании проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры

 

 

Причинами отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в 80% случаев было отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подпунктами "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в 5% - несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки.

Количество проверок, при которых привлекались экспертные организации 1618, что составляет 57% к общему числу проверок.

Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными в 2018 году - 0, из них по решению суда - 0.

В 2018 г. не было проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам ФМБА России были применены меры дисциплинарного и административного наказания.

В 2018 году в суд было обжаловано 24 постановления по делам об административных правонарушениях. В 14 случаях судом было принято решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения. В 4 случаях принято решение об изменении постановления. В 5 случаях принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. В 1 случае принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье.

 

Нарушения обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Нарушения обязательных требований санитарного законодательства при осуществлении федерального государственного санитарного надзора за химически опасными объектами

 

К обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством химически опасным объектам относятся предприятия и учреждения, находящиеся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, включая объекты по уничтожению химического оружия, бывшие объекты по производству и разработке химического оружия, предприятия Минпромторга России и Федерального космического агентства, на которых производятся, используются, испытываются или перерабатываются (утилизируются) компоненты ракетных топлив, космодромы.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлений Правительства Российской Федерации от 05 июня 2013 года N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утративших силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 13 февраля 2017 года N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)" в ФМБА России разработаны проверочные листы для химически опасных объектов:

- "Проверочный лист (список контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области уничтожения химического оружия (технологическая часть на период ликвидации последствий деятельности объектов по уничтожению химического оружия)", утвержден приказом ФМБА России от 29 сентября 2017 г. N 194, зарегистрированным в Минюсте России 24 января 2018 г., регистрационный N 49746;

- "Проверочный лист (список контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на бывших объектах по разработке и производству химического оружия (технологическая часть)" - утвержден приказом ФМБА России от 11 января 2019 г. N 3, зарегистрированным в Минюсте России 26 марта 2019 г., регистрационный N 54162;

- "Проверочный лист (список контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах), деятельность которых связана с эксплуатацией стендовых комплексов по подготовке и проведению испытаний и утилизации зарядов ракетных двигателей на твердом топливе методом сжигания (технологическая часть)", утвержден приказом ФМБА России от 11 января 2019 г. N 4, зарегистрированным в Минюсте России 26 марта 2019 г., регистрационный N 54163.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" объекты по уничтожению и хранению химического оружия, бывшие объекты по разработке и производству химического оружия, предприятия, на которых осуществляется производство, использование, транспортировка, хранение, испытание и утилизация компонентов ракетных топлив, а также изделий с компонентами ракетных топлив, отнесены к категории чрезвычайно высокого риска с проведением плановых проверок один раз в год.

В 2018 году в отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на химически опасных объектах, территориальными органами ФМБА России проведено 87 проверок (2017 г. - 52, 2016 г. - 53, 2015 г. - 53) и 1 административное расследование (2017 г. - 2, 2016 г. - 1, 2015 г. - 2), из них 36 плановых проверок, что составило 41% от общего числа проверок (в 2017 г. - 17 (33%), 2016 г. - 14 (26%), 2015 г. - 7 (13%)), и 51 внеплановая или 59% от общего числа проверок (2017 г. - 35 (68%), 2016 г. - 39 (74%), 2015 г. - 46 (87%).

Наибольший удельный вес среди внеплановых проверок, как и в предыдущие годы, приходится на проверки, проведённые в рамках исполнения предписаний, в 2018 году этот показатель составил 80% (41 проверка). При возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан проведено 2 проверки, что составляет 4% от всех внеплановых проверок. 3 проверки (6%) проведены по причине причинения вреда жизни, здоровью граждан.

С применением лабораторных методов исследования и измерений проведены все плановые проверки и 31% внеплановых проверок, что на уровне показателей предыдущего года.

Выездными были 100% плановых проверок и 82% внеплановых проверок.

По результатам проверок привлечены к административной ответственности 154 лица, из них 114 - по результатам плановых проверок, 40 - внеплановых.

По результатам 53-х проверок и административных расследований (в 60% от общего их количества) выявлялись нарушения санитарного законодательства, при этом правонарушения при плановых проверках выявлены в 58%, при внеплановых проверках - в 42%.

При проведении проверок всего выявлено 530 правонарушений.

В структуре правонарушений преобладают нарушения обязательных требований санитарного законодательства (511 или 96%) и невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) - (19 или 4%).

По результатам проверок и административных расследований вынесено 153 постановления о наложении административного штрафа на общую сумму 1086,9 тыс. рублей. Из них на должностное лицо - 105 на общую сумму 158,8 тыс. рублей, на юридическое лицо - 48 на общую сумму 928,1 тыс. рублей.

Средняя сумма штрафа по результатам проверок и административных расследований составила:

- на должностное лицо - 1,5 тыс. рублей;

- на юридическое лицо - 19 тыс. рублей.

Удельный вес суммы взысканных штрафов на конец 2018 года составил 96%.

В рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на объектах по уничтожению химического оружия, в 2018 году территориальными органами ФМБА России проведено 11 проверок (2017 г. - 5, 2016 г. - 4, 2015 г. - 7), административные расследования не проводились (2017 - 0, 2016 г. - 0, 2015 г. - 1), из них плановых выездных - 6 (2017 г. - 3, 2016 г. - 2, 2015 г. - 1) и внеплановых выездных - 5 (2017 г. - 2, 2016 г. - 2, 2015 г. - 6).

По результатам проверок в 2018 году привлечено к административной ответственности 4 должностных лица (2017 г. - 3, 2016 г. - 5, 2015 г. - 2, 2014 г. - 5).

При проверках выявлены нарушения обязательных требований:

- выявлялись факты превышения гигиенических нормативов содержания химических веществ в производственной среде предприятий;

- допускалась работа персонала без требуемых средств индивидуальной защиты;

- не установлена санитарно-защитная зона ряда предприятий;

- отсутствовали местные вытяжные устройства на рабочих местах в производственных помещениях;

- не полностью выполнялся запланированный Программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий (далее - Программа) объем исследований и измерений в производственных помещениях предприятий, не вносились изменения (дополнения) в Программу при изменении технологии производства, не был организован производственный контроль за содержанием ряда химических веществ в воздухе рабочей зоны, проведение ряда лабораторных исследований (испытаний) в рамках производственного контроля осуществлялось лабораторией, не аккредитованной в установленном порядке на право выполнения данных исследований (испытаний), не представлялись в полном объеме по запросам в надзорные органы результаты производственного контроля, а также информация о мерах, принимаемых по устранению нарушений санитарных правил при их выявлении при осуществлении производственного контроля;

- не был организован и не проводился автоматический контроль содержания в воздухе рабочих зон химических веществ остронаправленного действия;

- не соблюдались санитарно-эпидемиологические требования к размещению промышленных отходов;

- выявлялись факты несоблюдения персоналом химически опасных объектов требований к прохождению медицинских осмотров;

- не соответствовали нормативным значениям величины уровней искусственной освещенности на рабочих местах в производственных помещениях;

- не соответствовал санитарным нормам эквивалентный уровень звука на рабочих местах;

- не соответствовали нормативным значениям уровни параметров микроклимата на рабочих местах.

Рекомендации подконтрольным субъектам по проведению мероприятий, направленных на устранение причин нарушений обязательных требований.

Возможные мероприятия по их устранению:

- принятие мер по соблюдению санитарного законодательства в части недопущения превышений гигиенических нормативов содержания химических веществ в производственной среде;

- обеспечение и организация контроля за применением средств индивидуальной защиты работниками предприятий;

- проведение работы по установлению санитарно-защитной зоны промышленных предприятий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- оснащение рабочих мест местными вытяжными устройствами, обеспечивающими установленную скорость движения воздуха;

- принятие мер по осуществлению производственного контроля в полном соответствии с Программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий, включение в Программу производственного контроля всех требуемых лабораторных исследований с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания, привлечение к проведению лабораторных исследований (испытаний) в рамках производственного контроля лабораторий, аккредитованных в установленном порядке на право выполнения требуемых исследований (испытаний), обеспечение представления информации о результатах производственного контроля по запросам в полном объеме, а также о мерах, принимаемых по устранению нарушений санитарных правил при их выявлении при осуществлении производственного контроля;

- обеспечение проведения непрерывного автоматического контроля с сигнализацией о превышении предельно допустимой концентрации химических веществ остронаправленного действия;

- обеспечение соответствия площадок для хранения промышленных отходов санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- обеспечение организации и прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников химически опасных объектов в соответствии с нормативными документами;

- обеспечение уровней искусственной освещенности на рабочих местах в производственных помещениях в соответствии с требованиями санитарных правил;

- обеспечение уровней эквивалентного уровня звука не выше установленных требований на рабочих местах;

- обеспечение соблюдения параметров микроклимата на рабочих местах в соответствии с требованиями санитарных правил.

 

Нарушения обязательных требований санитарного законодательства при осуществлении федерального государственного санитарного надзора за радиационно опасными объектами

 

Организации атомной промышленности и энергетики, к которым относятся, в том числе, предприятия ядерного оружейного комплекса, предприятия ядерно-энергетического топливного комплекса, действующие атомные станции, отнесены к категории чрезвычайно высокого риска с периодичностью проведения плановых проверок со стороны государственного санитарно-эпидемиологического надзора один раз в календарный год.

Анализ правоприменительной практики в отношении особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов проводился на основании данных форм ведомственного статистического наблюдения "Отчет по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении организаций, эксплуатирующих ядерно опасные и радиационно опасные производства и объекты", утвержденных приказом ФМБА России от 29.01.2014 г. N 17.

В 2018 году территориальными органами ФМБА России проведено 180 проверок, из них плановых - 81 и внеплановых - 99, в отношении организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, включая предприятия Госкорпорации "Росатом", научные организации академии наук и организации атомного судостроения и судоремонта.

В структуре выявленных нарушений требований санитарного законодательства, как и в прошлые годы, преобладают нарушения радиационной безопасности персонала и населения (40% от общего количества нарушений), а также нарушения требований безопасности и условий труда (40%). В отношении нарушителей санитарного законодательства применялись меры административного воздействия.

Следует отметить отсутствие в 2018 году случаев переоблучения, а также превышения дозовых нормативов персонала предприятий атомной отрасли и обслуживаемого населения, а также отсутствие случаев неконтролируемых выбросов или превышения установленных нормативов сбросов и выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду.

Радиационные инциденты в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях носили локальный характер, в результате которых радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду отсутствует.

Результаты федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, свидетельствуют о благополучной радиационной обстановке в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России.

В течение 2018 года Агентством ежеквартально проводились отчетные публичные слушания о правоприменительной практике и результатах надзорной деятельности. В докладах была представлена информация о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий и указаны наиболее значимые, с точки зрения обеспечения радиационной безопасности, нарушения требований санитарных правил и нормативов.

В 2017-2018 гг. научными организациями ФМБА России в целях научно-методического сопровождения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора были разработаны регулирующие и руководящие документы по вопросам:

- реабилитации радиационно загрязненных территорий;

- радиационного контроля отдельных организаций атомной отрасли;

- прогнозирования радиационного риска;

- дозиметрических оценок в условиях нормальной эксплуатации и аварийного реагирования.

Всего в 2018 г. ФМБА России утверждено 18 методических документов (в 2017 г. - 21) системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, касающихся организации работ по обеспечению радиационной безопасности при эксплуатации объектов использования атомной энергии.

 

Организация надзора за санитарно-эпидемиологической безопасностью пилотируемых космических полетов

 

В соответствии с действующим "Порядком санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения космических полетов на этапах проведения предстартовых и послеполетных работ", в течение 2018 года был организован и проведен контроль за обеспечением санитарно-противоэпидемического режима, проведением ограничительно-обсервационных мероприятий, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний экипажей космонавтов, в местах их размещения, питания, отдыха и тренировок, за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при проведении работ с участием экипажей космонавтов на заключительных этапах предстартовой подготовки к запускам с космодрома "Байконур".

Нарушений требований санитарного законодательства в местах проведения работ, связанных с подготовкой космических аппаратов к запуску не выявлено.

 

Нарушения обязательных требований санитарного законодательства при осуществлении федерального государственного санитарного надзора в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения

 

В 2018 году в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, проведено всего 225 проверок, из них 94 плановых проверок и 131 внеплановых проверок.

Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения 434, из них 159 - плановые проверки, 106 - внеплановые проверки.

Плановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 68%. Внеплановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 27%. По всем проверкам с нарушениями выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок 220, в том числе при плановых проверках 179, при внеплановых проверках 41.

В 81% случаев постановление о назначении административного наказания вынесено в виде штрафа и в 19% случаев - в виде предупреждения.

Постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа вынесено в отношении должностных лиц 126 (57%), на юридическое лицо - 42 (19%).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 518,1 тыс. руб.

В структуре вынесенных постановлений преобладают штрафы, наложенные:

- по статье 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - 121 (77%);

- по статье 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - 23 (14%);

- по статье 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения - 13 (7%);

По результатам проверок в 2018 году наиболее часто встречающимися нарушениями были нарушения:

 

Выявленные нарушения

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Не организован производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами

п. 1.7 раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10)

Медицинским персоналом некачественно проводится оценка эффективности режимов стерилизации изделий медицинского назначения с использованием химических индикаторов

п. 2.35, раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10

Не обеспечена гладкая поверхность стен, потолков, полов - имеются дефекты отделки (щели, трещины, выбоины, отслоившаяся краска), которые препятствуют проведению легкодоступной влажной уборки с моющими и дезинфицирующими средствами

п. 4.2., 4.3. раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10

Отсутствует резервное централизованное горячее водоснабжение

п. 5.4 раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10

Не обеспечена работа систем вентиляции лечебного учреждения в соответствии с требованиями санитарных норм и правил

п.п. 6.4., 6.5., 6.8., 6.9., 6.10., 6.22. раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10

Не проводится в ежегодном режиме очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции

п. 6.5 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10

Нарушение режимов очистки и дезинфекции воздуха в помещениях

п. 6.8. раздела I и приложению 3 к СанПин 2.1.3.2630-10

Общеобменная приточно-вытяжная вентиляция, обслуживающая помещения не эксплуатируется. Ежемесячная уборка вентиляционных камер уборка воздухозаборных камер не проводится.

п. 6.36 раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10

Стирка, сушка и глажка медицинской одежды медицинского персонала проводится в клинических отделениях, операционном блоке, отделении реанимации и интенсивной терапии

п. 11.18. раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10;

Не обеспечено соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию санитарных пропускников (асептического и планового) операционного блока с целью соблюдения поточности технологических процессов и исключения возможности перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности

п. 3.3, п. 10.4.3, 10.4.9 раздела I, п. 4.12 раздела III СанПиН 2.1.3.2630-10

В ряде подразделений ЛПУ используется мебель и оборудование с нарушенной целостностью покрытия, деформированной поверхностью, что не позволяет проводить качественную обработку и текущую дезинфекцию. Затрудняет осуществление генеральных уборок с использованием моющих и дезинфицирующих средств

п. 8.8, п. 11.1., 11.8 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10

В помещениях операционной, палаты интенсивной терапии, диагностической палаты приемного отделения с местом реанимации отсутствует самостоятельная система вентиляции

п. 6.12 раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10

Уровни искусственной освещенности, на части рабочих мест персонала, не соответствуют требованиям санитарных норм и правил - ниже допустимых нормируемых значений

п. 7.5 раздел I, Приложение 5 СанПиН 2.1.3.2630-10

Отсутствие "зонирования" территории операционного блока (в зоне "строго режима" расположены кабинеты и службы, которые должны располагаться за "красной" чертой"

п. 10.4.2 раздел I СанПиН. 2.1.3.2630-10

Не соответствие требованиям по набору помещений, зонированию помещений, поточности выполнения этапов обработки эндоскопического оборудования, внутренней отделке помещений кабинетов и отделений эндоскопии

п. 10.11.1 раздел I СанПиН. 2.1.3.2630-10

В кабинетах с асептическими условиями работы (процедурные, смотровые, перевязочные кабинеты) в местах приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств отсутствуют местные вытяжные устройства

п. 15.7, раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10

Учреждение не обеспечено средствами для проведения дезинфекции, предстерилизационной обработки изделий медицинского назначения многократного применения

п. 1.2 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10

Не соблюдается режим применения дезинфицирующего средства при проведении текущих и генеральных уборок в помещениях

п. 1.4.3 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10

Медицинский персонал не обследован на ВИЧ и парентеральные гепатиты

п. 1.9 раздел III СанПиН 2.1.3.2630-10

В программе производственного контроля не предусмотрено проведение мониторинга устойчивости госпитальных штаммов к применяемым в медицинской организации дезинфицирующим средствам

п. 6.2. раздел III СанПиН 2.1.3.2630-10

Не проводятся исследования, отсутствуют протоколы исследования эксплуатационных параметров рентгеновских аппаратов

п. 7.4.1. раздел IV СанПиН 2.1.3.2630-10

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущей строки допущена опечатка. Имеется в виду "п. 7.4.1. раздел V"

Отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение на условия выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в рентгенологическом кабинете

ст. 14 Федерального закона N 3-ФЗ от 09.01.1996 г. "О радиационной безопасности населения", п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований"

Отсутствует схема обращения с отходами разных классов опасности

п. 3.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее СанПиН 2.1.7.2790-10)

На момент проведения проверки выявлено смешение отходов класса А и Б (отработанные перчатки сброшены в емкость с отходами класса А)

п. 3.3 СанПиН 2.1.7.2790-10

Нарушены обязательные требования при организации контейнерных площадок для сбора отходов

п. 4.6. СанПиН 2.1.7.2790-10

Отходы класса Б собираются в кабинетах врачей в не промаркированные многоразовые емкости (ведра) с отсутствием внутри желтого пакета

п. 4.11. "СанПиН 2.1.7.2790-10

Контейнер для перемещения отходов класса Б на участок по обезвреживанию отходов не закрывается крышкой, что приводит к перемещению отходов класса Б за пределы медицинского центра в открытых емкостях

п. 4.16, 4.13 СанПиН 2.1.7.2790-10

Не обеспечивается сбор, обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований

п. 4.29. СанПиН 2.1.7.2790-10

Отсутствует договор на утилизацию отходов класса Г (ртутьсодержащие лампы).

п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10

Сброс отработанных игл в контейнер осуществляется без дезинфицирующего раствора

п. 5.5 СанПиН 2.1.7.2790-10

Не изменяется внешний (товарный) вид обезвреженных отходов класса Б путем измельчения либо спекания или прессования с целью невозможности их повторного использования

п. 5.12. СанПиН 2.1.7.2790-10

Должным образом не организован учет и контроль движения отходов класса Б: в журнале учета образующихся отходов не указано количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, сведения о вывозе отходов с указанием организации, производящей вывоз, что является нарушением

п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10

Отсутствует программа производственного контроля за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов

п.п. 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.7.2790-10

Не обеспечивается сбор, обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований

п. 11.24. разд. 11 Гл. 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 4.29. СанПиН 2.1.7.2790-10

Недостаточное количество санитарно-технического оборудования в кабинетах и отделениях эндоскопии

п. 5.8. СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах"

Полки холодильника, выделенные для хранения отдельных иммунобиологических лекарственных препаратов (далее ИЛП) не промаркированы

п. 6.19, 8.2.4. СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов":

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущей строки допущена опечатка. Вместо "8.2.4." имеется в виду "8.9.4."

Холодильник для хранения ИЛП не оснащён двумя автономными термомерами и двумя термоиндикаторами

п. 6.22. СП 3.3.2.3332-16

В прививочном кабинете отсутствует запас замороженных хладоэлементов; отсутствует морозильное отделение холодильника (морозильник)

п. 6.26, 8.12.1 СП 3.3.2.3332-16

В журнале регистрации температуры в холодильном оборудовании не регистрируются факты планового отключения холодильного оборудования от электроснабжения - нарушение

8.4. СП 3.3.2.3332-16

Превышение сроков хранения иммунобиологических лекарственных препаратов на третьем уровне "холодовой цепи"

п.п. 8.11.1. СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов"

Отсутствует должный контроль за ведением медицинской документации при проведении вакцинации: своевременно не заполняются журналы прихода и расхода ИЛП

п. 8.1 раздел VIII СП 3.3.2.3332-16

В прививочном кабинете поликлиники в холодильнике для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов осуществляется совместное хранение вакцин с другими лекарственными средствами.

п. 8.12.1. СП 3.3.2.3332-16

 

Возможные мероприятия по их устранению:

Руководителям медицинских организаций необходимо усилить контроль за обеспечением соблюдения требований:

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность";

СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами";

СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации осуществлению дезинфекционной деятельности";

СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов".

СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах"

СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов"

СП 3.1.2.3113-13 "Профилактика столбняка"

СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза"

СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции"

СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней".

 

Нарушения обязательных требований санитарного законодательства при осуществлении федерального государственного санитарного надзора в отношении производственных объектов, научно-исследовательских институтов и лабораторий, осуществляющих работы с микроорганизмами 1-4 групп патогенности

 

Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на 16 объектах, где проводятся работы с использованием патогенных биологических агентов I-IV групп (возбудителями натуральной оспы, вирусами Марбург, Эбола, Мачупо, Ласса, птичьего гриппа, ВИЧ, гепатитов, энцефалитов, чумы, сибирской язвы, туляремии, сапа и др.).

Все обслуживаемые объекты осуществляют свою деятельность на основании лицензии на право работы с возбудителями инфекционных заболеваний человека.

По итогам 2018 года были выявлены нарушения:

 

Выявленные нарушения

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

В клинико-диагностической лаборатории отсутствуют боксы биологической безопасности II класса для работы с патогенными биологическими агентами и боксированные помещения.

пп. 2.1.6., 2.3.31., 2.4.10. СП 1.3.2322-08

Отсутствие приказа руководителя о допуске персонала к работе с ПБА III-IV групп и документов, подтверждающих прохождение сотрудниками, работающими с ПБА III-IV групп, инструктажей по соблюдению биологической безопасности;

п. 2.2.2. СП 1.3.2322-08

Не имеют четкого разграничения на "чистую" и "грязную" зоны помещения, не обозначены знаком "Биологическая опасность", не соблюдается поточность движения ПБА и персонала, проходы между мебелью заужены;

п.п. 2.3.7, 2.3.1, 2.3.18. СП 1.3.2322-08

В функциональных помещениях требуется косметический ремонт

п. 2.3.11 СП 1.3.2322-08.

В помещениях "заразной" зоны клинико-диагностической лаборатории используется мебель (столы, стулья, тумбочки) из древесины и с мягким покрытием

пп. 2.3.17. СП 1.3.2322-08

прием и разборка доставленного материала (проб) проводится без соблюдения мер предосторожности: емкости с ПБА помещаются на поднос, не покрытый многослойной марлевой салфеткой, смоченной дезинфицирующим раствором.

п. 2.4.2. СП 1.3.2322-08

Не проведение обеззараживания бактериологических посевов ПБА III-IV групп паровым методом;

пп. 2.4.15 и 2.12.5 СП 1.3.2322-08

Отсутствие документов, подтверждающих проведение контроля работы паровых стерилизаторов физическими, химическими и биологическими методами;

п. 2.12.14. СП 1.3.2322-08

Отсутствие плана ликвидации аварийных ситуаций и аварийных аптечек.

п. 3.1. СП 1.3.2322-08

 

Руководителям организаций необходимо обеспечить соблюдение требований СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)" и СП 1.3.2322-08. "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней".

В результате проведенной работы ФМБА России и его территориальными органами в 2018 году аварий, случаев внутрилабораторного заражения персонала на обслуживаемых объектах и случаев специфических заболеваний на обслуживаемых территориях зарегистрировано не было.

 

Нарушения обязательных требований санитарного законодательства при осуществлении федерального государственного санитарного надзора в отношении детских и подростковых организаций

 

В 2018 году в отношении детских и подростковых организаций проведено 963 проверки, из них 563 плановых проверок и 390 внеплановых проверок.

Плановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 45%. Внеплановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 24%. По всем проверкам с нарушениями выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок 485, в том числе при плановых проверках 393, при внеплановых проверках 92.

В 84% случаев постановление о назначении административного наказания вынесено в виде штрафа и в 16% случаев - в виде предупреждения.

Постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа вынесено в отношении должностных лиц 306 (63%), на юридическое лицо - 73 (15%).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 2309,5 тыс. руб.

В структуре вынесенных постановлений преобладают штрафы, наложенные:

- по статье 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - 143 (36%);

- по статье 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения - 21 (5%);

- по статье 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения - 224 (57%).

Нарушения в дошкольных образовательных организациях:

 

Выявленные нарушения

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Несоблюдение нормы площади на одного ребенка в игровых и спальных помещениях

п. 1.9, п. 1.11, п. 4.12 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13)

Нарушены требования к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций

п.п. 5.1., 5.4., 5.5. СанПиН 2.4.1.3049-13

Несоответствие уровней искусственной освещенности

п. 7.1. СанПиН 2.4.1.3049-13

Нарушены требования к отоплению и вентиляции

п. 8.1. СанПиН 2.4.1.3049-13

Нарушение режима проветривания

п. 8.5 СанПиН 2.4.1.3049-13

Несоответствие физических факторов

п. 8.7 СанПиН 2.4.1.3049-13

Неисправное состояние санитарно-технического оборудования (п. 13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13)

п. 13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13

Нарушены требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста

п. 15.5. СанПиН 2.4.1.3049-13

Нарушены требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде

п.п. 13.10., 13.12. СанПиН 2.4.1.3049-13

В помещениях дошкольных образовательных организаций фактические уровни искусственного освещения не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к искусственному освещению общественных зданий

п. 7.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 3.3.1, таблица 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"

Помещения дошкольных образовательных организаций оборудованы системами вентиляции, не соответствующими требованиям санитарного законодательства и не обеспечивающими оптимальные параметры воздушной среды

приложение 3 СанПиН 2.4.1.3049-13

Отсутствие теневых навесов для каждой группы на территории дошкольной образовательной организации

Пункты 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13

Не обеспечены значения температуры воздуха в основных помещениях в соответствии с гигиеническими требованиями

- п. 8.7 (приложение N 3) СанПиН 2.4.1.3049-13

Допущена отделка помещения медицинского блока не в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к медицинским организациям

- п. 5.2 (абз. 2) СанПиН 2.4.1.3049-13,

- п. 4.2 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"

Не обеспечена маркировка мебели для детей в соответствии с гигиеническими требованиями

- п. 6.6 (таблица 1) СанПиН 2.4.1.3049-13

Параметры ученической мебели в 4-х группах: 1 ранняя, 2 младшая "А", 1 средняя, 3 старшая не соответствуют ростовозрастным особенностям детей.

п.п. 6.1., 6.6. СанПиН 2.4.1.3049-13

На пищеблоке выявлены нарушения в части отбора суточных проб: на банках с суточными пробами отсутствует маркировка наименования приема пищи и датой отбора

п. 14.24 СанПиН 2.4.1.3049-13

Суточные пробы готовой продукции отбираются не в полном объеме.

п. 14.24 СанПиН 2.4.1.3049-13

Нарушаются требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала (персоналом нарушены сроки проведения профилактических прививок против кори, не пройдено гигиеническое обучение)

п. 19.2 СанПиН 2.4.1.3049-13

 

Нарушения в образовательных учреждениях:

 

Выявленные нарушения

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Нарушены обязательные требования к внутренней отделке учебных помещений общеобразовательных учреждений.

п. 4.28., п. 4.29., п. 4.30. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10)

Ученическая мебель не соответствует ростовозрастным особенностям детей и требованиям эргономики

п. 5.2., 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10

В общеобразовательных организациях каждый обучающийся не обеспечен рабочим местом за столом в соответствии с его ростом

п.п. 5.1, 5.3, 5.5, 11.7, таблица 1 СанПиН 2.4.2.2821-10

Нарушены обязательные требования к искусственному освещению учебных помещений

п.п. 7.2.1., 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10

Нарушены обязательные требования к воздушно-тепловому режиму учебных и вспомогательных помещений

п. 6.2. СанПиН 2.4.2.2821-10

Нарушение режима проветривания

п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10

Нарушены обязательные требования к режиму образовательного процесса

п. 10.8. СанПиН 2.4.2.2821-10

Расписание уроков составлено без учета учебной нагрузки обучающихся в течение дня и недели

п. 10.8., 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10

Нарушены обязательные требования к организации питания

п. 6.1., п. 6.5., п. 6.14., п. 6.16., п. 6.25, п. 8.23. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования" (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08)

Не достаточная оснащённость пищеблоков технологическим оборудованием

пп. 4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08

Не обеспечено хранение суточных проб готовой продукции в течение не менее 48 часов

п. 14.11 СанПиН 2.4.5.2409-08

На пищеблоке допускается использование разделочного инвентаря (ножей, досок), кухонной посуды, моечных ванн без маркировки или с нарушением маркировки

п.п. 4.10, 5.7. СанПиН 2.4.5.2409-08

Несвоевременное заполнение, заполнение не в полном объеме предусмотренной документации на пищеблоке

п.п. 14.5-14.10 СанПиН 2.4.5.2409-08

Отсутствие личных медицинских книжек у сотрудников пищеблока

п.п. 13.10 СанПиН 2.4.5.2409-08

 

Нарушения обязательных требований санитарного законодательства при осуществлении федерального государственного санитарного надзора в отношении предприятий по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами

 

В 2018 году в отношении этих объектов проведено 320 проверок, из них 46 плановых проверок и 274 внеплановых проверок.

Плановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 65%. Внеплановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 52%. По всем проверкам с нарушениями выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок 321, в том числе при плановых проверках 151, при внеплановых проверках 170.

В 70% случаев постановление о назначении административного наказания вынесено в виде штрафа и в 30% случаев - в виде предупреждения.

Постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа вынесено в отношении должностных лиц 142 (45%), на индивидуальных предпринимателей - 60 (19%), на юридическое лицо - 45 (19%).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 2468,3 тыс. руб.

В структуре вынесенных постановлений преобладают штрафы, наложенные:

- по статье 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - 128 (41%);

- по статье 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - 13 (4%);

- по статье 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения - 55 (18%).

По результатам проверок в 2018 году наиболее часто встречающимися нарушениями были нарушение пунктов СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья":

 

Выявленные нарушения

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Нарушение требований поточности (пересечение потоков сырья и готовой продукции, использованной и чистой посуды);

пп. 5.1 и 8.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01)

Нарушения требований к водоснабжению

п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01

Нарушения требований к условиям работы вентиляции

п. 4.10 СП 2.3.6.1079-01

Нарушения требований к устройству и содержанию помещений: не проводился косметический ремонт по мере необходимости

п. 5.16 СП 2.3.6.1079-01

Не обеспечено содержание всех помещений организации в чистоте (текущая уборка проводилась несвоевременно)

п. 5.11 СП 2.3.6.1079-01

Кухонная посуда, технологический и подсобный инвентарь, столы, стеллажи не промаркированы по назначению в соответствии с требованиями санитарных правил.

п.п. 6.5.; 15.1 СП 2.3.6.1079-01

Несоблюдение товарного соседства при хранении пищевых продуктов (яйца сырые хранятся вместе с хлебом, сырое мясо - вместе с готовыми продуктами);

п. 7.11. СП 2.3.6.1079-01

Нарушения требований к условиям работы вентиляции

п. 4.10 СП 2.3.6.1079-01

Полное или частичное отсутствие маркировки разделочных досок и ножей;

п. 6.5. СП 2.3.6.1079-01

Транспортировка сырья и пищевых продуктов осуществляется в приспособленном транспортном средстве, не имеющем санитарного паспорта;

п. 7.1. СП 2.3.6.1079-01

Поступающие в организации продовольственное сырье и пищевые продукты без нормативной и технической документации и сопровождаться# документами, подтверждающими их качество и безопасность

п. 7.7. СП 2.3.6.1079-01

Отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность пищевых продуктов;

п. 7.7. СП 2.3.6.1079-01

При хранении пищевых продуктов не соблюдаются правила товарного соседства

п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01

Обработка кухонного инвентаря и кухонной посуды проводится с нарушением санитарных правил

п.п. 6.16, 6.19 СП 2.3.6.1079-01

Не проводится оценка качества изготовляемых полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий

п. 9.1 СП 2.3.6.1079-01

Нарушения требований к прохождению медицинских осмотров: не обеспечено прохождение периодических медицинских осмотров всеми работниками предприятия общественного питания

п.п. 13.1, 15.1 СП 2.3.6.1079-01

Не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены персоналом: отсутствует подводка холодной и горячей воды к раковине для мытья рук, установленной в производственном цехе.

п.п. 15.1; 3.3. СП 2.3.6.1079-01

Не организован и не проводится производственный контроль, программа производственного контроля отсутствует.

п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01, пп. 2.1. и 2.3 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"

 

Наиболее часто встречающимися нарушениями были нарушение пунктов СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов":

 

Выявленные нарушения

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Нарушение требований размещения в жилых зданиях и помещениях организации торговли

п. 2.4. главы 2. "Требования к размещению организаций торговли" СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее СП 2.3.6.1066-01)

Разгрузка продуктов с автотранспорта производится с торца жилого дома, имеющего окна, а загрузка продукции с тележки в магазин - с фасадной части жилого дома, также имеющего окна проживающих в жилом доме жителей, что ухудшает их условия проживания и отдыха

п.п. 2.2, 2.4 СП 2.3.6.1066-01, п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"

Для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже используются неприспособленные помещения (коридоры, складские помещения)

п. 5.4. СП 2.3.6.1066-01

Не обеспечен достаточным количеством необходимого оборудования: установлено всего две моечные ванны, которые используются одновременно для мытья рук персонала, сырья (мясо, птица, овощи, фрукты, корнеплоды), столовой посуды, кухонной посуды, посудомоечная машина отсутствует, трехсекционные ванны для мытья столовой посуды отсутствуют, двухсекционные ванны для мытья кухонной посуды отсутствуют

п. 6.1. СП 2.3.6.1079-01

Нарушались правила товарного соседства при хранении пищевых продуктов (например, допускается совместное хранение сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов).

п. 7.5. СП 2.3.6.1066-01

Допускалось хранение запаса продовольственных и непродовольственных товаров в одном складском помещении.

п. 5.6. СП 2.3.6.1066-01

Фасовочные помещения не оборудованы холодильным оборудованием для хранения продуктов, раковинами для мытья рук.

п. 5.4. СП 2.3.6.1066-01

Допускалось хранение пищевых продуктов на поддонах, изготовленных из материалов, плохо поддающихся мойке и дезинфекции (выполнены из досок).

п. 7.8. СП 2.3.6.1066-01

Сбор мусора и пищевых отходов осуществляется в один контейнер, контейнер не имеет крышки. Очистка контейнеров и мусоросборников осуществляется реже 1 раза в сутки.

п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01

Параметры микроклимата на рабочих местах не соответствуют гигиеническим требованиям

пункт 4.1 СП 2.3.6.1066-01

Допускается хранение и реализация скоропортящихся продуктов при температуре выше +6 Со#

п. 7.2. СП 2.3.6.1066-01

На продукты питания не сохраняются этикетки (ярлыки) с тары поставщика

п. 7.4 СП 2.3.6.1066-01

Не организовано проведение необходимых мероприятий по обеспечению условий хранения пищевых продуктов при соответствующих параметрах температурного режима для каждого вида продуктов, установленных изготовителем (производителем).

пункт 7.5 СП 2.3.6.1066-01

Допускалась реализация упакованных мясных полуфабрикатов без этикеток (листов-вкладышей) с информацией (маркировкой), без иных сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность.

п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01

Допускаются к работе персонал с неполными сведениями о прохождении медицинского осмотра - нарушение

п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01

Не соблюдаются правила товарного соседства при хранении пищевых продуктов и нормы складирования (в холодильных камерах совместно хранятся готовые к употреблению пищевые продукты, полуфабрикаты и сырая продукция; хранение продуктов на полу без подтоварников

п.п. 7.6., 7.7., 7.8. СП 2.3.6.1066-01

Нарушение товарного соседства при хранении сырой и готовой продукции в холодильной камере для хранения готовой продукции в магазине

п. 7.7 СП 2.3.6.1066-01

Допускается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность

п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01

В магазине не проведен косметический ремонт производственных помещений и торгового зала

п. 10.8 СП 2.3.6.1066-01

Занижен уровень освещенности в торговом зале магазина

п. 4.7 СП 2.3.6.1066-01

Реализация пищевых продуктов осуществляется при отсутствии необходимых температурных условий хранения, без наличия на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

нарушение требований п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01 и п. 3.3.2 СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к условиям хранения и срокам годности скоропортящихся пищевых продуктов"

Хранение пищевых продуктов осуществляется в одном складском помещении совместно с непродовольственной группой товаров.

п. 5.6 СП 2.3.6.1066-01

При проверке представленных личных медицинских книжек выявлены нарушения в части полноты и своевременности прохождения сотрудниками медицинского осмотра.

п. 13.1, п. 13.2. СП 2.3.6.1066-01

Не обеспечены условия для сбора мусора и пищевых отходов по их сбору в раздельные контейнеры с крышками или в другие специальные закрытые конструкции: для сбора мусора и пищевых отходов в магазинах используется 1 контейнер без крышки, который установлен непосредственно на земле, дезинфекция контейнеров не проводится.

п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";

Производственный контроль осуществляется не в полном объёме, установленном программой производственного контроля

п. 1.5. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"

 

Информация о проведенных профилактических мероприятиях в отношении подконтрольных субъектов

 

В целях реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ФМБА России и его территориальными органами проводилась работа по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с Ведомственной программой комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации и государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов на период 2018-2020 годы, утвержденной приказом ФМБА России от 25 апреля 2018 г. N 86.

ФМБА России утвержден и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю ФМБА России и его территориальными органами со ссылками на тексты документов. Перечень постоянно актуализируется.

ФМБА России постоянно ведется работа по совершенствованию нормативных правовых актов с целью исключения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о донорстве крови и ее компонентов.

В 2018 году проводилось информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путем издания руководств по соблюдению обязательных требований, проведения публичных мероприятий, разъяснительной и консультационной работы.

Так, в указанный период в ФМБА России и его территориальных органах ежеквартально проводились публичные обсуждения анализа правоприменительной практики с подконтрольными субъектами, индивидуальное и общее консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований, дни "Открытых дверей", личный прием руководителей организаций. В течение года проводились инструктажи, семинары, выступления в СМИ, по телевидению, радио.

Территориальными органами ФМБА России выдаются предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

В 2018 г. выдано предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - 456.

 

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, из них в отношении:

456

организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты

11

организаций по уничтожению и хранению химического оружия, бывшие объекты по разработке и производству химического оружия

2

организаций, на которых осуществляется производство, использование, транспортировка, хранение, испытание и утилизация компонентов ракетных топлив, а также изделий с компонентами ракетных топлив

6

организаций, осуществляющих работы с источниками ионизирующего излучения

8

организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения

35

организации, осуществляющие деятельность в сфере образования

66

предприятий по производству пищевых продуктов

15

предприятий, предоставляющих услуги общественного питания

34

предприятий торговли пищевыми продуктами

102

Количество возражений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на предостережения

6

Количество уведомлений об исполнении предостережения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

367

 

ФМБА России и его территориальными органами постоянно проводится разъяснительная работа относительно процедур надзора до, во время и после проведения мероприятий по контролю.

 


Обзор практики осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований в 2018 году (утв. Федеральным медико-биологическим агентством, 2019 г.)


Текст обзора приводится по изданию Федерального медико-биологического агентства (Москва, 2019 г.)