Письмо Минфина России от 29 августа 2019 г. N 02-07-10/66535
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу формирования учетной политики при передаче ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерии и в части своей компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 14 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"), в случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации другому учреждению (централизованной бухгалтерии), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета (далее - субъекты централизованного учета), составляет единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", иных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России 25.03.2011 N 33н.
В соответствии с пунктом 8 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее - СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки") учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Учетная политика утверждается руководителем субъекта учета.
При этом согласно пункту 3 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" положения данного Стандарта применяются одновременно с применением положений СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".
Пунктом 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" предусмотрено, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета (далее - документы учетной политики), утверждаются:
а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным Стандартом Концептуальные основы;
д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;
е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.
В соответствии с пунктом 14 СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" в целях организации и ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов централизованного учета к документам единой учетной политики при централизации учета, принимаемыми централизованной бухгалтерией, относятся документы, изложенные в пунктах а), б), г), д), ж) и з) пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Одновременно обращаем внимание, что документы, устанавливающие учетную политику для целей налогообложения как совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, не относятся к документам, формирующим учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, какие документы в целях организации и ведения централизованной бухгалтерией бухучета относятся к документам единой учетной политики:
- документы, содержащие методы оценки объектов бухучета, порядок признания и прекращения признания объектов;
- рабочий план счетов бухучета;
- первичные учетные документы, регистры бухучета;
- документы, устанавливающие правила документооборота;
- порядок признания и раскрытия в бухотчетности событий после отчетной даты;
- иные способы ведения бухучета, необходимые субъекту учета.
При этом документы, устанавливающие учетную политику для целей налогообложения, не относятся к документам, формирующим учетную политику в целях ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Письмо Минфина России от 29 августа 2019 г. N 02-07-10/66535
Текст письма опубликован не был