Письмо Минфина России от 6 сентября 2019 г. N 02-07-10/68989
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел запрос и сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Вместе с тем сроки добровольного исполнения исполнительного документа установлены Федеральным законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30, часть 5 статьи 103, часть 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (далее - Порядок N 132н) определено, что поступления от уплаты исполнительского сбора отражаются по коду бюджетной классификации 000 1 15 01010 01 0000 140 "Исполнительский сбор".
Поступления от указанных в обращении денежных взысканий (штрафов), администрируемых ФССП, в соответствии с Порядком N 132н отражаются по кодам бюджетной классификации: 000 1 16 17000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы", 000 1 16 21010 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в федеральный бюджет", 000 1 16 90010 01 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет".
В соответствии с пунктом 9.4 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок N 209н), одной из подстатей классификации операций сектора государственного управления статьи 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" является подстатья 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия".
Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, исполнительский сбор, а также администрируемые ФССП России денежные взыскания (штрафы), указанные в обращении, возможно отнести к иным денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства Российской Федерации.
При этом следует отметить, что по ряду позиций источников поступлений по доходам, учитываемым на соответствующих кодах классификации доходов бюджетов, установленных Порядком N 132н, детализация по подстатьям КОСГУ осуществляется обобщенная.
Учитывая вышеизложенное, в целях корректного ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, следует обратить внимание на положения Порядка N 209н, с учетом изменений, внесенных приказом N 69н.
Кроме того, в целях методологического сопровождения порядка применения КОСГУ, на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике "Бюджет" подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации"/"Методический кабинет" размещена актуализированная сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 году, к кодам, применяемым в 2019 году, увязанная с кодом КОСГУ.
Обязательные общие требования к учету органами государственной власти (государственными органами) финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Единый порядок ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами) на счетах бюджетного учета установлен Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н).
Для учета расчетов по доходам (и операций их изменяющих), применяется счет 20500 "Расчеты по доходам" (пункт 197 Инструкции N 157н).
В иных случаях для учета расчетов по доходам по суммам принудительного изъятия, в частности по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, применяется счет 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
При этом, в структуре указанных аналитических счетов обязательно указывается в 1-17 разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24-26 разрядах номера счета - подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета) (пункты 199, 221 Инструкции N 157н, пункты 77, 85 Инструкции N 162н).
Порядком N 209н установлены положения применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), используемые для ведения органами государственной власти (государственными органами) бюджетного (бухгалтерского) учета, а также составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктами 15 и 16 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 69н "О внесении изменений в Порядок N 209н" в положения пунктов 13.6 и 14.6 Порядка N 209н, внесены изменения, исключающие детализацию статей 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности" и 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности" КОСГУ в отношении расчетов по определенным доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе от иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Подпунктами 27 и 30 пункта 2"
Учитывая изложенное, операции по увеличению (уменьшению) дебиторской задолженности по расчетам по доходам (поступлениям) от уплаты денежных взысканий (штрафов) относятся к позициям, исключающим дополнительную детализацию по кодам статей 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности" и 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности".
Иные, указанные в запросе случаи, не относятся к исключениям, вносимым изменениями в Порядок.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как учитывать:
- суммы исполнительского сбора и администрируемые ФССП денежные взыскания (штрафы);
- расчеты по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, принудительного изъятия;
- операции по увеличению (уменьшению) дебиторской задолженности по расчетам по доходам (поступлениям) от уплаты денежных взысканий (штрафов).
Письмо Минфина России от 6 сентября 2019 г. N 02-07-10/68989
Текст письма опубликован не был