Письмо Минфина России от 27 сентября 2019 г. N 02-07-10/74595
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел запрос (далее - Запрос). Согласно положениям статей 1 и 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов (решений) о бюджете, иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений, в том числе в процессе формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Кодекса к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в том числе установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета.
Кроме того статьей 31 Кодекса предусмотрен принцип самостоятельности бюджетов, согласно которому органы местного самоуправления в праве и обязаны, в том числе самостоятельно обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского органа от 27 декабря 2013 г. N 173-нд "О бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе" определены, в том числе бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета городского округа, в соответствии с которыми главный администратор доходов бюджета представляет в финансовый орган сведения, необходимые для составления проекта бюджета городского округа, расчеты по статьям классификации доходов бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета городского округа, а также утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет городского округа в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета городского округа, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном постановлением администрации городского округа.
Общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 (далее - Общие требования).
В соответствии с Общими требованиями главный администратор доходов разрабатывает методику прогнозирования по всем кодам классификации доходов, закрепленным за соответствующим главным администратором доходов согласно правовому акту о наделении его соответствующими полномочиями.
При этом методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации предусматривает использование при расчете прогнозного объема поступлений доходов оценки влияния на объем поступлений доходов отдельных решений, в том числе представительных органов муниципальных образований.
Вместе с тем вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа бюджетным законодательством Российской Федерации не регулируются, и относятся в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа.
В связи с чем, по мнению Департамента, вопросы планирования доходов бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, обозначенные в обращении, относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Дополнительно обращаем внимание, что главой 5 "Принципы бюджетной системы Российской Федерации" предусмотрен перечень принципов на которых основа Бюджетная система Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Кроме того согласно Принципу единства кассы, зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения бюджетов по доходам, расходам определен положениями статей 218, 219 Кодекса, которые не предусматривают исполнение бюджетов без использования единого счета бюджета.
Учитывая изложенное, Бюджетное законодательство Российской Федерации не предусматривает исполнение бюджетов по доходам с использованием зачетов взаимных требований.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Согласно статье 10 Федерального закона N 402-ФЗ не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, отражение в бюджетном учете начисления арендных платежей и расходов на капитальный ремонт следует осуществлять без изъятия.
Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н, предусмотрено отражение взаимосвязанных показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части исполнения предусмотренных на финансовый год доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета в результате обменных операций без движения денежных средств бюджета (некассовых операций), в том числе при формировании Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127)
Дополнительно обращаем внимание, что ответственность должностных лиц организаций государственного сектора за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случае если указанные действия повлекли искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в свою очередь повлекшее искажение информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, установлена статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, обращаем внимание, что Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (далее - Порядок), для отражения поступлений в бюджеты городских округов доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов, предусмотрен код классификации доходов бюджетов 000 1 11 05074 04 0000 120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков)".
Отражение вышеуказанных поступлений по коду классификации доходов бюджетов 000 1 11 09044 04 0000 120 "Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)" противоречит Порядку.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бюджетное законодательство не предусматривает исполнение бюджетов по доходам с использованием зачетов взаимных требований.
Начисления арендных платежей и расходов на капремонт отражаются в бюджетном учете без изъятия.
Для отражения поступлений в бюджеты городских округов доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов, предусмотрен отдельный КБК. Отражение таких поступлений как прочих поступлений от использования имущества, находящегося в собственности городских округов, противоречит законодательству.
Письмо Минфина России от 27 сентября 2019 г. N 02-07-10/74595
Текст письма опубликован не был