Наименование изменено с 11 марта 2023 г. - Постановление Правительства России от 1 марта 2023 г. N 338
Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. N 1304
"О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации"
3 февраля, 6 июля, 8 октября 2020 г., 8 апреля 2021 г., 1 марта, 21 декабря 2023 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
принципы модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации;
абзац утратил силу с 11 марта 2023 г. - Постановление Правительства России от 1 марта 2023 г. N 338
Пункт 2 изменен с 8 июля 2020 г. - Постановление Правительства России от 6 июля 2020 г. N 997
2. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
до 15 декабря 2020 г. утвердить региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения, включающие план мероприятий ("дорожную карту") по реализации таких региональных программ с указанием сроков реализации мероприятий;
при разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения руководствоваться принципами модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденными настоящим постановлением.
Постановление дополнено пунктом 2 1 с 11 марта 2023 г. - Постановление Правительства России от 1 марта 2023 г. N 338
2 1. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться при внесении изменений в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения особенностями внесения изменений в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения согласно приложению.
Пункт 3 изменен с 8 июля 2020 г. - Постановление Правительства России от 6 июля 2020 г. N 997
3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
до 21 октября 2019 г. разработать и направить в субъекты Российской Федерации типовую форму паспорта медицинской организации, участвующей в региональной программе модернизации первичного звена здравоохранения, сформированную с учетом положений принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением;
до 15 ноября 2019 г. совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения создать межведомственную рабочую группу по проведению экспертизы региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения;
до 15 ноября 2019 г. разработать и направить высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, согласованные с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
до 25 ноября 2019 г. разработать и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на профилактику осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
до 15 июля 2020 г. совместно с Министерством финансов Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил предоставления и распределения в 2021 - 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национального проекта "Здравоохранение".
Абзацы 7 - 8 утратили силу с 8 июля 2020 г. - Постановление Правительства России от 6 июля 2020 г. N 997
Постановление дополнено пунктом 3.1 с 8 июля 2020 г. - Постановление Правительства России от 6 июля 2020 г. N 997
3.1. Федеральному медико-биологическому агентству до 30 сентября 2020 г. совместно с Министерством финансов Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил финансирования мероприятий, вошедших в состав региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в части, касающейся медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству.
4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации до 15 ноября 2019 г. разработать и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил реализации в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, включающих в том числе критерии отбора частных медицинских организаций.
Пункт 5 изменен с 8 июля 2020 г. - Постановление Правительства России от 6 июля 2020 г. N 997
5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
до 15 ноября 2019 г. сформировать библиотеку типовых проектов объектов первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц, соответствующих современным требованиям и порядкам оказания медицинской помощи, включая модульные объекты, обеспечив ее постоянное пополнение;
до 1 сентября 2020 г. разработать и утвердить методические рекомендации определения нормативов определения стоимости (предельной стоимости) капитального ремонта медицинских организаций первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц по субъектам Российской Федерации;
до 1 октября 2020 г. разработать и утвердить нормативы определения стоимости (предельной стоимости) капитального ремонта медицинских организаций первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц по субъектам Российской Федерации.
6. Министерству транспорта Российской Федерации до 15 ноября 2019 г. разработать и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения, в том числе в рамках формирования и расходования средств дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Принципы изменены с 2 января 2024 г. - Постановление Правительства России от 21 декабря 2023 г. N 2226
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 октября 2019 г. N 1304
Принципы
модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации
6 июля, 8 октября 2020 г., 8 апреля 2021 г., 1 марта, 21 декабря 2023 г.
Наименование мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
|||
|
|
|
|
|||
1. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек | ||||||
1.1. Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи | ||||||
1.1.1. |
Проведение высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации анализа размещения объектов, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц в привязке к населенным пунктам, анализа численности проживающего в таких пунктах населения, развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций с учетом требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребности населения, включая перспективы развития населенного пункта |
разработка субъектами Российской Федерации оптимальных схем размещения объектов здравоохранения, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц, обеспечивающих их доступность, с приложением паспортов указанных медицинских организаций. В случае отсутствия в необходимости размещения в населенном пункте объекта здравоохранения схемы размещения должны содержать сведения о наличии или планируемом в таком населенном пункте домовом хозяйстве, привлекаемом к оказанию первой помощи, графике выезда в населенный пункт врачебной бригады в привязке к мероприятиям по развитию автомобильных дорог регионального и муниципального значения |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
до 1 сентября 2020 г. |
||
1.1.2. |
Проведение анализа кадрового обеспечения указанных в пункте 1.1.1 медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, включая анализ обоснованности существующей штатной численности медицинских работников (полномочия по принятию и согласованию решений, применение рекомендуемых штатных нормативов, установленных на федеральном уровне, учет региональных особенностей), анализ нагрузки на медицинский персонал и причин ее отклонения от нормы в разрезе основных категорий и должностей, административно-территориальных образований |
формирование оптимальной организационной и штатной численности медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц с учетом обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе в отдаленных районах и сельской местности |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минтруд России |
до 1 сентября 2020 г. |
||
1.1.3. |
Направление в Минздрав России субъектами Российской Федерации оптимальных схем размещения объектов здравоохранения, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц, паспортов медицинских организаций, участвующих в региональных программах модернизации первичного звена здравоохранения, с привязкой к кадровой укомплектованности таких медицинских организаций для их согласования |
согласованные Минздравом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти схемы размещения и паспорта медицинских организаций, участвующих в региональных программах модернизации первичного звена здравоохранения |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России |
до 1 сентября 2020 г. |
||
1.1.4. |
С учетом согласованных схем размещения и паспортов медицинских организаций, участвующих в региональных программах модернизации первичного звена здравоохранения, включая центральные районные и районные больницы, разработка и утверждение субъектами Российской Федерации оптимальных схем территориального планирования, включающих карты размещения объектов здравоохранения, обеспечивающих доступность медицинских организаций, и маршрутизацию пациентов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи |
утверждены схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, включающие имеющиеся и планируемые в рамках региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения объекты здравоохранения |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минэкономразвития России |
до 1 октября 2020 г. |
||
1.1.5. |
С учетом согласованных схем размещения и паспортов медицинских организаций одновременно с разработкой и утверждением субъектами Российской Федерации схем территориального планирования, включающих карты размещения объектов здравоохранения, внесение соответствующих данных в геоинформационную подсистему единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - геоинформационная подсистема) |
соответствие схем территориального планирования и карт размещения объектов здравоохранения сведениям, внесенным в геоинформационную подсистему |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Росздравнадзор |
до 15 октября 2020 г. |
||
1.1.6. |
С учетом схем размещения и паспортов медицинских организаций создание (в том числе строительство или приобретение) объектов первичного звена здравоохранения (включая быстровозводимые модульные конструкции), их реконструкция (ее завершение), замена зданий в случае высокой степени износа и (или) наличия избыточных площадей, капитальный ремонт медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, их структурные подразделения, врачебные амбулатории, центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские здравпункты), а также здания (отдельные здания, комплексы зданий) центральных районных и районных больниц (в соответствии с нормативами определения стоимости (предельной стоимости) капитального ремонта медицинских организаций, утвержденными Минстроем России |
оптимальная инфраструктура медицинских организаций, уменьшение неэффективно используемых площадей, уменьшение зданий медицинских организаций, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и капитального ремонта, 100-процентный охват населения Российской Федерации первичной медико-санитарной помощью |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Ростехнадзор |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.1.7. |
Проведение инвентаризации состояния зданий и материально-технической базы медицинских организаций, подведомственных ФМБА России и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, где учреждения ФМБА России являются единственными медицинскими организациями государственной системы здравоохранения (далее - отдельные территории), анализа их кадрового обеспечения, в привязке к численности проживающего в данных закрытых административно-территориальных образованиях и отдельных территориях населения, включая перспективы развития закрытых административно-территориальных образований, с передачей полученных данных и паспортов медицинских организаций высшим исполнительным органам государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации с целью согласования представленных данных в части, касающейся отдельных территорий, и учета в схемах территориального планирования таких субъектов Российской Федерации в части территорий закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий |
формирование паспортов медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, с привязкой к их кадровой обеспеченности. Определение перечня зданий медицинских организаций, нуждающихся в капитальном ремонте, выявление неиспользуемых площадей |
ФМБА России, Минздрав России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
до 15 октября 2020 г. |
||
1.1.8. |
С учетом определенной потребности проведение капитального ремонта зданий медицинских организаций, подведомственных ФМБА России и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий |
оптимальная инфраструктура медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, уменьшение неэффективно используемых площадей, уменьшение количества зданий медицинских организаций, требующих капитального ремонта |
ФМБА России, Минздрав России |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.2. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья | ||||||
1.2.1. |
Развитие транспортной инфраструктуры (маршрутов общественного транспорта, приближенных к медицинским организациям), приоритетный ремонт и строительство автомобильных дорог регионального и муниципального значения, обеспечивающих доездку населения до медицинских организаций |
повышение доступности медицинской помощи для сельских жителей и жителей отдаленных территорий |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минтранс России |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.2.2. |
Оснащение и переоснащение транспортными средствами (за исключением автомобилей скорой медицинской помощи) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и малых городах (с численностью населения до 50 тыс. человек), для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов, для доставки населения в медицинские организации для проведения диспансеризации и диспансерного наблюдения и обратно, для доставки беременных женщин для проведения осмотров и обратно, а также для доставки несовершеннолетних и маломобильных пациентов до медицинских организаций и обратно |
увеличение числа посещений сельскими жителями медицинских организаций, увеличение числа посещений медицинским работником пациентов на дому, повышение комфортности получения медицинских услуг |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минпромторг России, ФМБА России |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.2.3. |
Оснащение медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами для оказания медицинской помощи жителям сельских поселений и малых городов (с численностью населения до 50 тыс. человек) |
повышение доступности медицинской помощи для сельских жителей и жителей отдаленных территорий, повышение комфортности получения медицинских услуг |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минпромторг России |
с 1 января 2024 г. до 2025 года |
||
1.3. Оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья | ||||||
1.3.1. |
С учетом паспортов медицинских организаций приведение материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, их дооснащение и переоснащение оборудованием для оказания медицинской помощи |
снижение количества оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Укомплектование медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи, предусмотренным порядками оказания медицинской помощи |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Росздравнадзор, Минпромторг России |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.3.2. |
С учетом паспортов медицинских организаций, подведомственных ФМБА России и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, приведение материально-технической базы данных медицинских организаций в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, их дооснащение и переоснащение оборудованием для оказания медицинской помощи |
снижение количества оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий. Укомплектование данных медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи, предусмотренным порядками оказания медицинской помощи |
ФМБА России, Минздрав России |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.4. Устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача | ||||||
1.4.1. |
Проведение анализа применяемых систем оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц, включая размеры окладов, их долю в структуре заработной платы, применяемые выплаты компенсационного и стимулирующего характера и условия их осуществления работникам, связь стимулирующих выплат с показателями эффективности деятельности медицинских организаций и работников, установленных нормативными правовыми актами на федеральном, региональном, локальном уровнях |
подготовка предложений по отраслевому регулированию систем оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, и медицинских работников центральных районных и районных больниц (отраслевой системы), включая единые подходы к установлению окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минтруд России, Минздрав России |
до 15 ноября 2019 г. |
||
1.4.2. |
Согласование с Минздравом России и корректировка показателей штатной численности и нагрузки на медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц (по годам) |
расчет реальной потребности с привязкой к рабочим местам в медицинских работниках, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минтруд России |
до 15 декабря 2019 г. |
||
1.4.3. |
Выработка предложений по параметрам отраслевой системы оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц, включая единые подходы к установлению окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, их доли в структуре заработной платы |
разработка и утверждение нормативных правовых актов по отраслевой системе оплаты труда |
Минтруд России, Минздрав России, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 20 марта 2021 г. |
||
1.4.4. |
Утверждение и поэтапное внедрение отраслевой системы оплаты труда медицинских работников |
увеличение заработной платы медицинских работников медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минтруд России, Минздрав России, Минфин России |
2021-2025 годы |
||
1.4.5. |
Принятие мер по укомплектованию медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц медицинскими работниками в соответствии с целевыми показателями, указанными в паспортах таких медицинских организаций |
увеличение числа медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, центральных районных и районных больниц |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.4.6. |
Увеличение заявок на целевое обучение врачей в соответствии с дефицитными специальностями первичного звена здравоохранения |
увеличение числа врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минобрнауки России |
с 1 ноября 2020 г. до 2025 года |
||
1.4.7. |
Увеличение числа обучающихся профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов со средним медицинским образованием, не менее чем на 30 процентов в год от имеющегося дефицита таких специалистов |
увеличение численности среднего медицинского персонала в медицинских организациях субъектов Российской Федерации |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 1 января 2021 г. на постоянной основе |
||
1.4.8. |
Разработка и реализация региональных мер социальной поддержки медицинских работников первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи, медицинских работников центральных районных и районных больниц, в том числе их приоритетное обеспечение служебным жильем, использование иных механизмов обеспечения жильем |
включение в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения мероприятий в целях создания условий и мотивации для закрепления медицинских работников медицинских организаций, уменьшение оттока кадров из государственного сектора отрасли здравоохранения |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.4.9. |
Разработка и реализация региональных мер стимулирования медицинских работников в части предоставления единовременных выплат, в том числе при переезде в сельскую местность, рабочие поселки, поселки городского типа и города с населением до 50 тыс. человек |
включение в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения мероприятий в целях увеличения числа врачей и фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
1.4.10. |
Включение в показатели эффективности деятельности руководителей медицинских организаций показателей, характеризующих обеспечение медицинских организаций медицинскими работниками |
повышение укомплектованности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь |
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
до 30 июня 2021 г. |
||
1.4.11. |
Разработка механизма наставничества в отношении врачей - молодых специалистов, прошедших целевое обучение |
повышение числа молодых врачей в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения |
Минздрав России, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
2021 - 2025 годы |
||
2. Приоритет интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. Соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий | ||||||
2.1. |
Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи |
увеличение доступности дорогостоящих диагностических исследований, сокращение сроков их ожидания |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
с 2021 года на постоянной основе |
||
2.2. |
Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах (с численностью населения до 50 тыс. человек) |
увеличение финансового обеспечения медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах (с численностью населения до 50 тыс. человек) |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
с 2021 года на постоянной основе |
||
2.3. |
Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи |
увеличение количества медицинских организаций, внедряющих новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
2021 - 2025 годы |
||
2.4. |
Разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом настоящих принципов и результатов реализации мероприятий по модернизации инфраструктуры и материально-технической базы медицинских организаций |
сбалансированность финансового обеспечения оказания медицинской помощи, учитывающего результаты реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 2021 года ежегодно |
||
3. Приоритет профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи | ||||||
3.1. |
Реализация в отдельных субъектах Российской Федерации мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше |
увеличение числа частных медицинских организаций в оказании медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
2021 - 2025 годы |
||
3.2. |
Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
снижение смертности от болезней системы кровообращения |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 2021 года на постоянной основе |
||
4. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан при организации первичной медико-санитарной помощи | ||||||
4.1. |
Проведение мониторинга и контроля реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения |
своевременная реализация мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Минздрав России, Минфин России, Росздравнадзор |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
4.2. |
Сбор и представление отчетности о реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения |
оценка эффективности реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 1 января 2021 г. до 2025 года |
||
4.3. |
Создание на официальных сайтах исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья вкладки для размещения сведений о ходе реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и их результатах с использованием элементов единого визуального образа объектов первичного звена здравоохранения |
создание постоянного источника получения гражданами информации о ходе реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и их результатах, позволяющего гражданам отследить позитивные изменения первичного звена здравоохранения |
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
с 1 января 2024 г. до 2025 года |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 октября 2019 г. N 1304
Правила
проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения
6 июля 2020 г.
Утратили силу с 11 марта 2023 г. - Постановление Правительства России от 1 марта 2023 г. N 338
Кабмин обозначил принципы модернизации первичного звена здравоохранения РФ:
- доступность и качество первичной медико-санитарной помощи и медпомощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с населением до 50 тыс. человек;
- приоритет интересов пациента, соблюдение его прав и обеспечение госгарантий;
- приоритет профилактики заболеваний;
- ответственность органов и должностных лиц за обеспечение прав пациентов.
Определены мероприятия по реализации принципов, ожидаемые результаты, сроки и ответственные исполнители. В частности, разработают оптимальные схемы размещения больниц, пересмотрят систему оплаты труда медработников, заменят устаревшее оборудование, увеличат штат врачей.
До 1 июля 2020 г. регионы должны принять собственные программы модернизации первичного звена здравоохранения. Проекты программ будут проходить экспертизу. Установлены правила ее проведения. Также закреплен порядок мониторинга и контроля за реализацией программ.
Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу с 18 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 октября 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 октября 2019 г. N 41 ст. 5731
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. N 2226
Изменения вступают в силу с 2 января 2024 г.
Постановление Правительства РФ от 1 марта 2023 г. N 338
Изменения вступают в силу с 11 марта 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2021 г. N 561
Изменения вступают в силу с 14 апреля 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1627
Изменения вступают в силу с 12 октября 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 6 июля 2020 г. N 997
Изменения вступают в силу с 8 июля 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. N 72
Изменения вступают в силу с 12 февраля 2020 г.