Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Особенности ЭМ ГВЭ (письменная форма)
Общие требования к ГВЭ по русскому языку
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номер экзаменационных материалов содержит литеру "А", 100-е и 400-е номера вариантов). ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий обучающихся с ОВЗ.
Выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития:
литера "А" - для обучающихся с ОВЗ (за исключением слепых, слабовидящих и поздноослепших; глухих; лиц с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным образовательным программам; а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) - изложение (сжатое) с творческим заданием (400-е номера вариантов) или сочинение (100-е номера вариантов) по выбору выпускника. ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ;
литера "С" - для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля, - изложение (сжатое) с творческим заданием (600-е номера вариантов) или сочинение (300-е номера вариантов) по выбору выпускника. ЭМ аналогичны ЭМ для участников ГВЭ без ОВЗ, однако визуальные образы в текстах сведены к минимуму. ЭМ переведены на шрифт Брайля;
литера "К" - для глухих обучающихся, а также лиц с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием (500-е номера вариантов) или сочинение (200-е номера вариантов) по выбору выпускника. ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых. Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания;
литера "Д" - для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - диктант с особыми критериями оценивания (700-е номера вариантов).
Общие требования к ГВЭ по математике
Литера "А" (100-е номера вариантов) - для участников ГВЭ без ОВЗ и обучающихся с ОВЗ (за исключением участников с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам);
литера "С" (300-е номера вариантов) - для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля;
литера "К" (200-е номера вариантов) - для участников ГВЭ с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
1. Русский язык
ГВЭ по русскому языку (письменная форма) проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников:
участников без ОВЗ;
обучающихся с ОВЗ.
В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и литеры должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям.
При организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения, изложения с творческим заданием, диктанта.
Для проведения экзамена у глухих, позднооглохших и слабослышащих обучающихся привлекаются сурдопедагоги, работающие с данным контингентом обучающихся, но не ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку (с любой литерой) отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Дополнительные материалы и оборудование при проведении экзамена по русскому языку не используются.
1.1. Оценивание результатов экзамена ГВЭ по русскому языку (письменная форма)
Максимальный первичный балл за написание сочинения - 17.
Максимальный первичный балл за написание сжатого (или подробного) изложения и творческого задания (сочинения) - 17.
Максимальный первичный балл за написание диктанта - 17.
Результат за экзаменационную работу определяется, исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная (третья) проверка.
Существенным расхождением в баллах, выставленных двумя экспертами, является расхождение в 8 и более баллов.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Диапазон первичных баллов |
0 - 4 |
5 - 10 |
11 - 14 |
15 - 17 |
Отметка по пятибалльной шкале |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.2. ГВЭ по русскому языку в форме сочинения
Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкцией для обучающегося.
Особенности сочинения (варианты с литерой "А" (100-е номера) или "С" (300-е номера)
Устанавливается минимально необходимый объем сочинения: 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Особенности сочинения (варианты с литерой "К" - 200-е номера)
Комплект тем сочинений с номерами вариантов, содержащих литеру "К" (200-е номера), отличается простыми формулировками тем сочинений, а также инструкцией для обучающихся, в которой указаны следующие требования к объему сочинений: от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то работа оценивается 0 баллов).
1.3. ГВЭ по русскому языку в форме изложения с творческим заданием
Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды с интервалом между прочтениями текста 2,5 - 3 минуты.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста, являющимся учителем данных участников ГИА.
Особенности изложения с творческим заданием (варианты с литерой "А" (400-е номера) или "С" (600-е номера)
Примерный объем текста для изложения - 200 - 280 слов.
Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:
сжатое изложение - от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
творческое задание (сочинение) - от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
Особенности изложения с творческим заданием (варианты с литерой "К" - 500-е номера)
Тексты для изложения имеют повествовательный характер с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержат сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики.
Экзаменуемые должны написать изложения (сжатое или подробное - по выбору выпускника). Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:
сжатое изложение - от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
объем подробного изложения не регламентируется;
творческое задание (сочинение) - от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
Текст для изложения зачитывается организатором в аудитории дважды для следующих категорий участников ГИА с ОВЗ:
- глухим и позднооглохшим обучающимся;
- участникам ГИА с задержкой психического развития, обучающимся по адаптированным основным образовательным программам;
- обучающимся с тяжелыми нарушениями речи.
Интервал между прочтениями текста для изложения составляет 2,5 - 3 минуты. В это время участники могут работать с черновиками, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ. После второго чтения текста перечисленным выше участникам ГИА предоставляется текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст изложения и обучающиеся приступают к написанию изложения.
1.4. ГВЭ по русскому языку в форме диктанта (варианты с литерой "Д" - 700-е номера)
ГВЭ по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического спектра может проводиться в форме диктанта. Количество слов в диктанте 200 - 220.
2. Математика
Письменный экзамен ГВЭ по математике проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ. Участники экзамена могут быть распределены в одну аудиторию. В распределении обязательно указывается маркировка экзаменационных материалов.
При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по математике для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Выполнение экзаменационной работы по математике составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Необходимые справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования, для выполнения экзаменационной работы выдаются вместе с текстом экзаменационной работы. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой.
ЭМ с литерой "А" - 100-е номера вариантов
Каждый вариант экзаменационной работы содержит 12 заданий, из которых 10 заданий с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби, и 2 задания с развернутым ответом.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 14.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Если расхождение баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение одного из заданий 11 или 12, составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет только ответы на те задания, которые вызвали существенное расхождение.
Если имеется расхождение баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение заданий 11 и 12, в сумме 2 или более баллов, то третий эксперт проверяет ответы на оба эти задания.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 3 |
4 - 6 |
7 - 9 |
10 - 14 |
Экзаменационные материалы с литерой "К" - 200-е номера вариантов
Каждый вариант экзаменационной работы, маркированного литерой "К", содержит 10 заданий с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.
Максимальный балл за всю работу - 10.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 2 |
3 - 5 |
6 - 8 |
9 - 10 |
ЭМ с литерой "С" - 300-е номера вариантов
Экзаменационные материалы аналогичны материалам с литерой "А" (100-е номера вариантов), но в текстах заданий сведены к минимуму визуальные образы.
3. Биология
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 28 заданий и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 1 задание, на которое следует дать развернутый ответ.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 35.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом. Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 8 |
9 - 17 |
18 - 26 |
27 - 35 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
4. География
Вариант экзаменационной работы включает в себя 22 задания. Работа содержит 21 задание с кратким ответом и одно задание с развернутым ответом, к которому требуется записать полный ответ на поставленный вопрос.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 23.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 9 |
10 - 14 |
15 - 19 |
20 - 23 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Обучающиеся обеспечиваются непрограммируемыми калькуляторами и географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства).
5. Информатика и ИКТ
Вариант экзаменационной работы включает в себя 13 заданий и состоит из трех частей. Часть 1 содержит 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом в виде цифры, последовательности цифр или букв. Часть 3 содержит 1 задание, которое выполняется на компьютере в среде электронных таблиц.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 14.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 4 |
5 - 8 |
9 - 11 |
12 - 14 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Задание части 3 выполняется обучающимися на компьютере (задания частей 1 и 2 выполняются обучающимися без использования компьютеров и других технических средств). На компьютере должна быть установлена знакомая обучающимся программа для работы с электронными таблицами. Рекомендуется проводить экзамен в двух аудиториях (проведение экзамена в одной аудитории допускается). В первой аудитории обучающиеся выполняют задания частей 1 и 2 на специальных бланках, после этого сдают бланки работ и переходят в другую аудиторию (компьютерный класс) для выполнения задания части 3.
Решением задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в электронной таблице на основе файла исходных данных, выдаваемого вместе с заданием. Обучающиеся сохраняют данный файл в каталог под именем, указанным организаторами экзамена.
6. История
Вариант экзаменационной работы включает в себя 31 задание и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Часть 2 содержит 1 задание с развернутым ответом.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 35.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 11 |
12 - 19 |
20 - 27 |
28 - 35 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
7. Литература
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Часть 1 включает в себя фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, к которому относятся два альтернативных задания и одно обязательное. Часть 2 включает в себя лирическое стихотворение (или басню), к которому относятся два альтернативных задания и одно обязательное.
Максимальный балл за всю работу - 28 баллов.
Задания с развернутым ответом оценивается двумя экспертами.
При оценке ответа на любое из заданий 1, 2, 4, 5, существенным является расхождение в 3 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям.
При оценке заданий 3 и 6 существенным является расхождение в 4 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям.
Если один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил "X") по первому критерию любого из заданий, а другой эксперт - ненулевое значение, то третий эксперт должен проверить ответ на это задание по всем критериям.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 5 |
6 - 13 |
14 - 21 |
22 - 28 |
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа (180 минут).
При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы обучающийся имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
8. Обществознание
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развернутым ответом.
Максимальный балл за верное выполнение всех заданий работы - 28 баллов.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 8 |
9 - 15 |
16 - 21 |
22 - 28 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 30 мину (210 минут).
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
9. Физика
Вариант экзаменационной работы содержит 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В работу включено 18 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.
Максимальный балл за верное выполнение всех заданий работы - 25 баллов.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 6 |
7 - 13 |
14 - 19 |
20 - 25 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должен быть непрограммируемый калькулятор и линейка.
10. Химия
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей. Часть 1 содержит 12 заданий. Часть 2 содержит одно задание высокого уровня сложности с развернутым ответом.
Максимальный балл за всю работу - 17.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 6 |
7 - 10 |
11 - 14 |
15 - 17 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- непрограммируемый калькулятор.
11. Иностранные языки
Экзаменационная работа по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому и испанскому) содержит три раздела: "Задания по чтению", "Задания по грамматике и лексике" и "Задания по письму". В работу включено 24 задания с кратким ответом и 1 задание открытого типа с развернутым ответом.
Максимальный балл за всю работу - 40.
Задание с развернутым ответом (личное письмо) оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 3 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение заданий в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом приведенной ниже шкалы:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0 - 10 |
11 - 18 |
19 - 29 |
30 - 40 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.