Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения РФ 28 июня 2019 г. N МР-81/02вн)

Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме
(утв. Министерством просвещения РФ 28 июня 2019 г. N МР-81/02вн)

 

1. Общие положения

 

Возможность реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ (далее - образовательные программы) в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").

Согласно статье 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" устанавливает цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование" предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% общеобразовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования.

Актуальность сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и иных организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков "Кванториум" (далее - организации-партнеры), обусловлена проведенной в 2018 г. инвентаризацией ресурсов организаций дополнительного образования детей в 20 субъектах Российской Федерации. Эффективность использования имеющихся материально-технических и инфраструктурных ресурсов организаций может быть повышена путем более активного использования системы сетевого взаимодействия между организациями.

Также приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 286 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015" (далее - Порядок) внесены изменения в Порядок, предусматривающие возможность реализации образовательными организациями образовательных программ посредством сетевой формы с привлечением ресурсов организаций, обладающих соответствующим оборудованием, материально-техническим, кадровым и финансовым обеспечением по обязательным учебным предметам предметной области "Технология" и других предметных областей.

Организация сетевой формы реализации образовательных программ направлена на решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой образования, таких как:

- повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций - участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;

- улучшение образовательных результатов обучающихся;

- повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций - участников сетевого взаимодействия;

- рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;

- повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;

- формирование системы кадрового обеспечения организаций - участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников.

При реализации образовательных программ в сетевой форме общеобразовательная организация обеспечивает размещение на своем официальном сайте информации об образовательных программах, реализуемых в сетевой форме (отдельных учебных предметах предметных областей), и организациях-партнерах с приложением соответствующих договоров о сетевой форме реализации образовательных программ.

Настоящие методические рекомендации направлены на совершенствование взаимодействия организаций - участников сетевого взаимодействия при совместной реализации образовательных программ путем утверждения образовательных программ, в том числе по обязательным учебным предметам предметной области "Технология" и (или) других предметных областей в целях обеспечения практико-ориентированности образовательных программ.

Правоотношения организаций - участников сетевого взаимодействия при использовании ресурсов (инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных) оформляются путем заключения договоров, соглашений, контрактов, трудовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации соответственно. Разъяснения по данным вариантам сетевого взаимодействия даны в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях".

 

2. Принципы и условия реализации образовательных программ в сетевой форме

 

Реализация образовательных программ в сетевой форме основана на следующих принципах:

- кооперация инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов в целях эффективной реализации и доступности образовательных программ;

- построение образовательного процесса, используя лучшие практики общего образования, дополнительного и профессионального образования;

- вовлечение в образовательный процесс сообщества экспертов и специалистов, сфера деятельности которых связана с соответствующей предметной областью и обладающих необходимым уровнем навыков и компетенций.

Эффективная реализация образовательных программ в сетевой форме возможна при создании способствующих выстраиванию требуемого взаимодействия между общеобразовательными организациями и организациями-партнерами следующих условий:

- организационные и материально-технические;

- финансовые;

- нормативно-правовые;

- кадровые.

Настоящие рекомендации направлены на установление современных требований к методам и формам обучения, а также регулирование утверждения совместной образовательной программы организациями, участвующими в сетевом взаимодействии.

 

3. Организационное и материально-техническое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме

 

Для выстраивания эффективной модели реализации образовательных программ в сетевой форме органам государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендуется:

- провести анализ деятельности общеобразовательных организаций на предмет оснащенности и достаточности инфраструктурных, материально-технических, кадровых и иных ресурсов, в том числе в части организации образовательной деятельности по предметной области "Технология". При данном анализе также учитываются территориальные и демографические особенности субъекта Российской Федерации (места нахождения населенных пунктов, число обучающихся, логистическая доступность и другие). Данные мероприятия могут быть реализованы органами государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с общеобразовательными организациями для более эффективной и объективной оценки имеющихся ресурсов. По итогам проведения указанного анализа составляется "карта дефицитов потребностей" общеобразовательных организаций;

- провести инвентаризацию имеющихся в субъекте Российской Федерации инфраструктурных, материально-технических, кадровых и иных ресурсов;

- определить содержательные приоритетные направленности образовательных программ, планируемых к реализации в сетевой форме исходя из потребностей и стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

- с учетом проведенного анализа и инвентаризации определить (актуализировать) план мероприятий по достижению результата регионального проекта "Современная школа", обеспечивающего достижение результатов национального проекта "Образование" в части результата "Не менее 70% организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме";

- оказать содействие эффективному взаимодействию общеобразовательных организаций и организаций-партнеров, организационно-методическое сопровождение указанных организаций, органов местного самоуправления.

Для эффективного выстраивания работы в субъекте Российской Федерации может создаваться рабочая группа, в состав которой могут входить представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, представители профессиональных сообществ и предприятий реального сектора экономики и т.д.

Непосредственно общеобразовательной организацией может быть разработан и утвержден соответствующий локальный план по реализации общеобразовательных программ в сетевой форме.

Примерный перечень мероприятий, включаемый в план по реализации регионального проекта, и локальный план общеобразовательной организации приведены в Приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.

 

Организационно-финансовые и управленческие модели реализации сетевого взаимодействия при совместной реализации образовательных программ

 

Условно можно выделить три модели сетевого взаимодействия:

1) взаимодействие общеобразовательной организации и организации, реализующей общеобразовательные программы;

2) взаимодействие общеобразовательной организации и организации, реализующей образовательные программы дополнительного образования, образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования и другие образовательные программы;

3) взаимодействие общеобразовательной организации и предприятия реального сектора экономики, реализующего образовательные программы.

 

4. Финансовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме

 

Используемые финансовые механизмы должны обеспечивать эффективное сетевое взаимодействие и могут предусматривать:

- взаимозачет оплаты оказанных услуг организациями - участниками сетевого взаимодействия ("бартерные отношения");

- оплату по договору о сетевой форме реализации образовательных программ, соглашению или государственному (муниципальному) контракту;

- без оплаты по договору о сетевой форме реализации образовательных услуг при условии предоставления необходимых средств обучения, расходных материалов;

- комбинированные формы оплаты.

Данный перечень не является исчерпывающим, организации вправе выбрать различные формы оплаты в зависимости от конкретных условий договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Выбор форм финансового обеспечения сетевого взаимодействия осуществляется общеобразовательной организацией с учетом плана закупок.

Дополнительно следует учитывать, что выбор общеобразовательной организацией организации-партнера для реализации образовательной программы осуществляется зачастую в условиях однозначного выбора партнера (партнеров) в связи с уникальностью требований под конкретную образовательную программу, в том числе:

- требования к образовательному процессу с учетом особенностей конкретной образовательной организации;

- территориальные условия, логистика расположения организаций, участвующих в сетевой форме;

- требования к материально-техническому обеспечению, условиям его использования;

- требования к способу реализации сетевого взаимодействия;

- требования к безопасности обучающихся;

- требования к срокам реализации (зачастую несовпадающие с финансовым годом);

- условия реализации образовательной программы, график и порядок проведения занятий, аттестации обучающихся.

Согласно пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на сумму до 300 тысяч рублей, а для государственной или муниципальной образовательной организации - 600 тысяч рублей.

Также практика использования сетевой формы реализации образовательных программ в субъектах Российской Федерации показывает, что при реализации образовательных программ в сетевой форме используются договоры о реализации сетевой формы без финансовых обязательств (безвозмездные, "бартерные" условия).

Источники финансирования сетевого взаимодействия:

- средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

- средства от приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом общеобразовательной организации;

- средства, получаемые от государственных и частных фондов, в том числе международных;

- добровольные денежные и иные взносы, пожертвования юридических и физических лиц (в том числе иностранных);

- иные поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и источники финансирования образовательных программ, реализуемых в форме сетевого взаимодействия, в каждом конкретном случае согласовываются с соответствующим планово-финансовым или другим структурным подразделением образовательной организации.

При расчете финансового обеспечения необходимо применять затратный метод с учетом Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 235.

 

5. Нормативно-правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме

 

Общие положения о порядке реализации образовательных программ в сетевой форме установлены частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Дополнительно письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" были даны рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе в сетевой форме.

Разрабатываемые и реализуемые образовательные программы должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598.

Вопросы зачета общеобразовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях регулируются пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым зачет проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Трудовые правоотношения с педагогическими работниками регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в части продолжительности рабочего времени - приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" и от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Во исполнение статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно даются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Дополнительно письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 14-2/ООГ-6849 даны разъяснения об оплате за педагогическую работу сверх или ниже установленной нормы часов за ставку.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.

Также необходимо обратить внимание, что распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N Р-27 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" регламентировано, что при заключении трудовых соглашений с основным персоналом предусматривается запрет на внутреннее совмещение, в том числе на внутреннее совместительство должностей. Перечень категорий и должностей работников детских парков "Кванториум" приведен в Приложении N 1 к методическим рекомендациям по определению штатной численности работников детских технопарков "Кванториум", приведенным в Приложении N 3 к методическим рекомендациям по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум".

 

Локальные нормативные акты, принимаемые общеобразовательной организацией при реализации образовательных программ в сетевой форме

 

При реализации образовательных программ в сетевой форме общеобразовательной организации необходимо разработать положение о реализации образовательных программ в сетевой форме и утвердить его локальным нормативным актом (приказом). Примерная форма приказа об утверждении положения о сетевой форме реализации образовательных программ приведена в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.

Указанное положение определяет порядок реализации сетевого взаимодействия и может содержать следующие разделы:

- Общие положения.

- Цели и задачи реализации сетевой формы образовательных программ.

- Порядок реализации сетевого взаимодействия.

- Организационное обеспечение сетевого взаимодействия.

- Правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме.

- Статус обучающихся (слушателей) при реализации сетевой образовательной программы.

- Финансовые условия обучения.

- Иные разделы (на усмотрение общеобразовательной организации).

В случае необходимости общеобразовательной организацией разрабатываются и вносятся соответствующие изменения в устав, структуру образовательной организации и (или) должностные инструкции руководителей, заместителей руководителей, педагогических и иных работников образовательной организации, приказы, положения, иные локальные нормативные акты в целях установления соответствующих норм. Примерный перечень локальных актов, в которые необходимо внесение изменений, приведен в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.

При реализации общеобразовательной организацией образовательной программы в сетевой форме совместно с организацией-партнером указанными организациями устанавливается порядок совместной разработки и утверждения образовательной программы, а также учебного плана.

Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.

Стоит учитывать, что в локальных актах могут быть также закреплены и иные положения, связанные с особенностями обучения в рамках сетевого взаимодействия, такие как:

- определение ответственных лиц за организацию сетевого взаимодействия в общеобразовательной организации;

- порядок стимулирования труда кадрового состава общеобразовательной организации и организации-партнера;

- порядок оформления договора с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих учебные предметы в организациях-партнерах;

- предельные величины учебной нагрузки на обучающегося;

- порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана;

- порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана.

 

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ

 

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:

- требования к образовательному процессу;

- требования к материально-техническому обеспечению;

- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.

При этом законом определено, что в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ обязательно указываются:

- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

- статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы; порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями; порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

В рамках договора и дополнительных соглашений к нему организации могут урегулировать другие вопросы, возникающие в рамках сетевого взаимодействия.

Несмотря на то, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает в качестве существенного условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ определение финансовых условий такого договора, организации должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение их деятельности.

Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ приведена в Приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.

 

6. Кадровое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме

 

С учетом опыта лучших региональных практик можно рекомендовать два варианта обеспечения решения кадровой составляющей для эффективной реализации образовательных программ в сетевой форме:

1) "формат сетевого взаимодействия", при котором занятия по учебному предмету предметной области осуществляет опытный педагог-предметник, который сопровождается тьютором, например, наставником детского технопарка "Кванториум";

2) "формат привлечения специалиста", в рамках которого организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов организаций-партнеров, например, детских технопарков "Кванториум, для обеспечения возможности изучения учебного предмета предметной области "Технология" (при соответствии профессиональному стандарту).

Также в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), для учителей предметной области "Технология" во всех субъектах Российской Федерации будут реализованы доступные программы повышения квалификации в детских технопарках "Кванториум", образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях.

 

7. Общие требования к формам и методам обучения, а также к совместным образовательным программам, реализуемым в сетевой форме

 

При реализации образовательных программ в сетевой форме рекомендуется использовать новые и наиболее эффективные формы и методы обучения, например:

- развитие гибких компетенций, таких как командная работа, креативное и критическое мышление, выработка коммуникативных навыков, а также навыков проектной деятельности в рамках реализуемых программ;

- интенсивный курс занятий, предусматривающий глубокое погружение в проектную командную деятельность (например, на базе детских технопарков "Кванториум" либо на других высокооснащенных площадках - один день в неделю в течение 3 месяцев в рамках основной общеобразовательной программы предметной области "Технология" в объеме не менее 68 часов);

- целевая группа обучающихся: 5-9 класс (данный выбор объясняется возрастными особенностями: сформированность аналитико-рефлексивных навыков, высокий уровень поисковой активности, командного взаимодействия, а также возможность проведения серии профпроб);

- варианты и принципы формирования проектных команд обучающихся, например: деление класса на два профильных направления с последующей разбивкой на малые проектные группы по 3-7 человек; команды могут быть разновозрастными для обеспечения преемственности и по интересам и прочее;

- оценка результатов освоения программы происходит путем защиты проектов в групповом формате.

Основные общеобразовательные программы и дополнительные общеобразовательные программы по предметным областям "Математика и информатика", "Естественно-научные предметы", "Естественные науки", "Технология", реализуемые в сетевой форме, должны быть направлены на получение обучающимися знаний, умений, навыков, компетенций, востребованных технологиями и рынками, описанными в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

В учебном плане совместной образовательной программы указываются организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).

Организация осуществляет набор обучающихся, осваивающих образовательную программу в сетевой форме, координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.

Совместная образовательная программа может содержать следующие разделы:

- актуальность и новизну программы;

- теоретические идеи и практическую значимость;

- отличительные особенности;

- цели и задачи образовательной программы;

- основные формы и методы;

- прогнозируемые результаты;

- механизм оценки образовательных результатов;

- формы подведения итогов реализации программы;

- организационно-педагогические условия реализации программы;

- режим занятий;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- содержание программы;

- методическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- список рекомендуемой литературы.

 

 

Заместитель
Министра просвещения
Российской Федерации

М.Н. Ракова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения РФ 28 июня 2019 г. N МР-81/02вн)


Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2019 г., N 33, декабрь 2019 г., N 34