Письмо Минфина России от 25 октября 2019 г. N 02-07-10/82363
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел запрос и сообщает.
В соответствии с положениями статей 47.2 и 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) списание (восстановление) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором доходов бюджета на основании решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 года N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации".
Пунктами 1 и 2 статьи 47.2 Бюджетного кодекса определен закрытый перечень случаев, при которых платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию.
Признание банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, как случай, по которому задолженность по платежам в бюджет, не уплаченным в установленный срок, признается безнадежной к взысканию, положениями статьи 47.2 Бюджетного кодекса не предусмотрено.
Принимая во внимание вышеизложенное признание безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет по иным основаниям, не предусмотренным положениями Бюджетного кодекса, по мнению Департамента, неправомерно.
Вместе с этим обращаем внимание, согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 32н (далее - СГС "Доходы") положения СГС "Доходы" применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
Пунктом 11 СГС "Доходы" предусмотрено, что сомнительной задолженностью является дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок - просроченная дебиторская задолженность, которая не соответствует критериям признания актива.
При рассмотрении соответствия дебиторской задолженности по доходам критериям определения актива следует руководствоваться положениями СГС "Концептуальные основы".
Согласно СГС "Концептуальные основы" и Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных), учрежденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, к финансовым активам относится дебиторская задолженность, в отношении которой субъектом учета осуществляются, в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, полномочия администратора доходов бюджета, в том числе контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и от которой ожидается поступление экономических выгод - поступления доходов в бюджет.
Согласно пункту 48 СГС "Концептуальные основы" прекращение признания (выбытие с балансового учета) объекта бухгалтерского учета - дебиторской задолженности перед бюджетом осуществляется на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из перечисленных в пункте 47 СГС "Концептуальные основы" условий, в том числе при выявлении несоответствия объекта бухгалтерского учета - дебиторской задолженности по доходам бюджета, ранее признанного в составе актива (дохода) критериям (определению) актива (дохода).
Таким образом, в случае, когда у администратора доходов бюджета (субъекта учета) отсутствует уверенность по поступлению в обозримом будущем (не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность) денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) дебиторской задолженности, в отношении такой задолженности не соблюдаются требования о соответствии задолженности критериям признания актива и соответственно такая задолженность не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов - признается сомнительной.
Обращаем внимание, что прекращение признания (выбытия) с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала.
В случае если в отношении задолженности по доходам, в том числе учтенной на забалансовых счетах, принято, с учетом положений статьи 47.2 БК РФ и общих требований к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393, решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета субъекта учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам - суммы отраженной на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность").
Вместе с этим считаем необходимым отметить, что Министерством финансов Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий уточнение случаев, при которых задолженность по платежам в бюджет признается безнадежной к взысканию, в том числе, в случае признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной в связи с освобождением гражданина от обязательств по их уплате после завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (рег. N 804315-7).
Согласно пункту 6 статьи 47.2 Бюджетного кодекса положения названной статьи не распространяются на платежи, установленные законодательством о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, на денежные обязательства перед публично-правовым образованием.
Правое регулирование вопросов по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, а также реструктуризация денежных обязательств перед публично-правовым образованием и иные способы урегулирования задолженности по ним предусмотрено, в том числе нормами статьи 93.7 и статьи 93.8 Бюджетного кодекса.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
БК РФ определен закрытый перечень случаев, при которых платежи в бюджет, не уплаченные в срок, признаются безнадежными к взысканию. В него не входит признание гражданина банкротом.
Если у администратора доходов бюджета (субъекта учета) нет уверенности в погашении в обозримом будущем дебиторской задолженности, она не соответствует критериям признания актива и не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов, то такая задолженность признается сомнительной.
Разъяснено, как списать сомнительную задолженность.
Минфин предлагает включить в перечень случаев, при которых задолженность по платежам в бюджет признается безнадежной к взысканию, признание гражданина банкротом. Соответствующий законопроект рассматривает Госдума.
Письмо Минфина России от 25 октября 2019 г. N 02-07-10/82363
Текст письма опубликован не был