Письмо Минфина России от 28 октября 2019 г. N 02-02-08/82595
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо (далее - Минсельхозпрод) по вопросу разъяснения возможности проведения Минсельхозпродом выездных проверок в отношении юридических лиц, являющихся получателями межбюджетных субсидий и иных субсидий на возмещение части фактически понесенных затрат и на поддержку малых форм хозяйствования, и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Минфин России считает возможным высказать мнение по поставленным в письме вопросам.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ определено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг могут предусматриваться субсидии, в том числе бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (далее - субсидии, гранты).
Порядок предоставления указанных субсидий (грантов) из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Также, исходя из положений пункта 7 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие предоставление грантов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - правовые акты), должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 г. N 322, правовые акты должны содержать, в том числе, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления грантов, которые включают в себя положение об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и предоставления грантов получателями грантов.
Таким образом, учитывая в совокупности вышеуказанные нормы бюджетного законодательства, главный распорядитель бюджетных средств определяет методы и формы проведения контрольных действий в отношении получателей субсидий (грантов), исходя из положений правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий (грантов), и (или) соглашений (договоров) о предоставлении субсидий (грантов) в части установленного этими правовыми актами, соглашениями (договорами) порядка осуществления главным распорядителем бюджетных средств контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий, грантов.
В случаях если порядок контроля не содержит методы и формы проведения главным распорядителем бюджетных средств контрольных действий в отношении получателей субсидий (грантов), то главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет их исходя из необходимости реализации полномочий, закрепленных статьей 158 БК РФ.
Это означает, что контрольные действия могут быть реализованы главным распорядителем бюджетных средств как камерально, то есть путем рассмотрения представленных получателем субсидии (гранта) отчетов о расходах, финансовым обеспечением которых является субсидия (грант), отчетов о достижении показателей эффективности (результативности) представления средств субсидии (гранта) (в случае их установления), так и путем проведения главным распорядителем бюджетных средств выездных контрольных действий в целях фактического подтверждения соблюдения получателями субсидий (грантов) условий, целей и порядка предоставления этих субсидий (грантов), а также достижения показателей результативности использования указанных средств.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин подготовил разъяснения о предоставлении регионами субсидий (грантов) производителям товаров, работ, услуг.
Главный распорядитель бюджетных средств определяет методы и формы контроля в отношении получателей субсидий (грантов) исходя из положений правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий (грантов), и (или) соглашений (договоров) об их выделении.
Если порядок контроля не содержит методы и формы проведения главным распорядителем бюджетных средств контрольных действий, то он самостоятельно определяет их исходя из необходимости реализации полномочий, закрепленных БК.
Это означает, что контрольные действия могут быть реализованы главным распорядителем бюджетных средств как камерально, так и выездным путем.
Письмо Минфина России от 28 октября 2019 г. N 02-02-08/82595
Текст письма опубликован не был