В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451; 2016, N 14, ст. 1904; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4289; 2018, N 22, ст. 3042; N 32, ст. 5135; N 53, ст. 8452; 2019, N 12, ст. 1230), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661; N 28, ст. 4741; N 48, ст. 6789; 2017, N 12, ст. 1729; N 26, ст. 3847; 2018, N 29, ст. 4438), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к физической защите судов с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания, судов, транспортирующих ядерные материалы, и плавучих атомных станций" (НП-085-19).
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2019 г.
Регистрационный N 56593
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 1 апреля 2019 г. N 126
Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии "Требования к физической защите судов с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания, судов, транспортирующих ядерные материалы, и плавучих атомных станций"
(НП-085-19)
См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии
I. Назначение и область применения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к физической защите судов с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания, судов, транспортирующих ядерные материалы, и плавучих атомных станций" (НП-085-19) (далее - Нормы и правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 2012, N 51, ст. 7203).
2. Настоящие Нормы и правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты:
судов и других плавсредств с ядерными реакторами, в том числе плавучих атомных энергоблоков с ядерными материалами (далее - плавучий энергоблок), за исключением ядерных энергетических установок военного назначения;
судов, осуществляющих межобъектовые перевозки и транспортирование ядерных материалов;
судов атомно-технологического обслуживания (специализированных судов, осуществляющих транспортирование, хранение, выполнение технологических операций и перегрузку ядерного топлива);
плавучих атомных станций.
В настоящих Нормах и правилах под плавучей атомной станцией понимается ядерный объект, на территории которого эксплуатируется плавучий энергоблок, а также расположены при необходимости инженерные объекты обеспечения его стоянки, береговая площадка с производственными зданиями, сооружениями, обеспечивающими передачу тепловой и электрической энергии потребителю, административными зданиями и прилегающий участок водной поверхности и подводной части в установленных границах ядерного объекта.
3. Требования настоящих Норм и правил должны соблюдаться при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации судов, указанных в пункте 2 настоящих Норм и правил (далее - суда), и плавучих атомных станций и учитываться при их проектировании.
Для судов, осуществляющих межобъектовые перевозки и транспортирование ядерных материалов, требования настоящих Норм и правил должны соблюдаться к моменту погрузки ядерных материалов на судно и до момента полной выгрузки указанных материалов с судна.
4. В случае отнесения плавучего энергоблока к важным государственным объектам, подлежащим охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, при проектировании комплекса инженерно-технических средств физической защиты плавучего энергоблока в отношении мест его эксплуатации на береговой площадке и в акватории плавучей атомной станции, кроме требований, содержащихся в нормативных правовых актах по вопросам физической защиты, применяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 646.
II. Физическая защита судов
5. Для осуществления физической защиты судна на нем должна быть создана система физической защиты, включающая комплекс инженерно-технических средств физической защиты, персонал физической защиты 1 и совокупность организационных мер.
6. Система физической защиты судна должна выполнять следующие задачи:
предупреждение несанкционированных действий;
своевременное обнаружение несанкционированных действий;
задержку (замедление) проникновения (продвижения) нарушителя;
реагирование на несанкционированные действия и нейтрализацию нарушителей (при наличии сил охраны).
7. Предметы физической защиты должны размещаться в охраняемых зонах и зонах ограниченного доступа согласно Правилам физической защиты.
8. Система физической защиты судна не должна создавать помех мерам обеспечения безопасности на судне (в том числе транспортной безопасности), эксплуатации судна и не должна снижать его живучесть.
9. Физическая защита должна обеспечиваться круглосуточно и непрерывно к моменту погрузки ядерных материалов на судно и до момента полной выгрузки указанных материалов с судна.
10. Физическая защита судна в порту обеспечивается персоналом физической защиты во взаимодействии с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации, на которые возложено осуществление охраны мест стоянки судов в соответствии с их полномочиями.
11. Физическая защита не должна препятствовать своевременному и безопасному выходу людей из любого помещения и отсека (трюма) судна в случае аварийной ситуации.
12. Для обеспечения физической защиты ядерной установки и ядерных материалов, находящихся на судне, должны быть выполнены следующие требования:
назначено руководителем эксплуатирующей организации или капитаном судна должностное лицо командного состава, ответственное за обеспечение физической защиты;
определен и документально оформлен список персонала физической защиты судна;
выделены и документально оформлены охраняемые зоны и зоны ограниченного доступа в соответствии с требованиями Правил физической защиты;
введены в действие судовые документы по организации и обеспечению физической защиты;
осуществлены планирование и организация функционирования системы физической защиты, включая эксплуатацию инженерно-технических средств физической защиты;
осуществлен контроль выполнения требований к физической защите судна.
13. Категорирование предметов физической защиты должно осуществляться в соответствии с Правилами физической защиты.
14. На судне должны быть предусмотрены меры по защите информации об организации и функционировании системы физической защиты в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и иной информации ограниченного распространения.
15. В соответствии с пунктом 51 Правил физической защиты в исключительных случаях при невозможности выполнения на судне в полном объеме требований к физической защите, установленных настоящими Нормами и правилами, эксплуатирующая организация обязана принять компенсирующие организационно-технические меры. Достаточность принятых мер должна быть подтверждена оценкой эффективности системы физической защиты (далее - оценка эффективности) и согласована с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
16. При создании и совершенствовании системы физической защиты судна должны учитываться результаты анализа уязвимости судна (далее - анализ уязвимости) и оценки эффективности.
17. Результаты анализа уязвимости и оценки эффективности должны быть оформлены в виде отчетов, утвержденных руководителем эксплуатирующей организации.
18. Анализ уязвимости и оценка эффективности должны проводиться перед созданием или совершенствованием системы физической защиты судна, а также при всех изменениях угроз и модели нарушителей для судна и (или) характеристик судна и элементов системы физической защиты, влияющих на ее эффективность.
19. Эксплуатирующей организацией должно быть утверждено обоснованное заключение о достаточности полученного значения показателя (показателей) эффективности системы физической защиты.
Для судов, осуществляющих транспортирование ядерных материалов, указанное заключение должно быть утверждено руководителем организации, ответственной за обеспечение физической защиты при транспортировании.
20. В соответствии с пунктами 24 и 29 Правил физической защиты на судне должны быть введены в действие и храниться следующие документы:
инструкция о пропускном режиме на судне;
положение о судовом режиме;
перечень охраняемых зон и зон ограниченного доступа;
план действий персонала физической защиты и действий иных членов экипажа судна в штатных и чрезвычайных ситуациях;
план взаимодействия с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности в соответствии с их полномочиями в штатных и чрезвычайных ситуациях (далее - план взаимодействия);
план обучения и подготовки персонала физической защиты;
план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты;
план совершенствования системы физической защиты (допускается хранить в эксплуатирующей организации).
21. В соответствии с приложением к Требованиям к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 сентября 2015 г. N 343 "Об утверждении федеральных нормы и правил в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2015 г., регистрационный N 39808), (далее - НП-083-15) на судне должен быть введен в действие и храниться план физической защиты судна.
22. Инструкция о пропускном режиме на судне должна содержать:
сведения о процедурах доступа лиц на судно, в его охраняемые зоны и зоны ограниченного доступа;
виды пропусков, процедуры их выдачи и использования, указания на ответственность за нарушение пропускного режима;
мероприятия по контролю за выполнением требований инструкции.
23. Положение о судовом режиме должно определять:
обязанности и права должностных лиц и членов экипажа по организации и поддержанию судового режима;
процедуры обращения с замками и ключами, используемыми в комплексе инженерно-технических средств физической защиты судна.
24. Перечень охраняемых зон и зон ограниченного доступа должен содержать сведения об охраняемых зонах и зонах ограниченного доступа на судне, о расположении границ этих зон и о процедурах доступа в них.
25. План физической защиты судна должен:
утверждаться для судов с ядерными реакторами - руководителем эксплуатирующей организации, а для судов, осуществляющих транспортирование ядерных материалов, и судов атомно-технологического обслуживания - капитанами этих судов;
учитывать конструктивные особенности судна и особенности функционирования системы физической защиты;
определять положения по обеспечению физической защиты судна с учетом организационной структуры и особенностей транспортирования ядерных материалов, функционирования судна.
26. План физической защиты судна должен содержать:
описание структуры системы физической защиты и процедур ее функционирования в штатных и чрезвычайных ситуациях;
информацию о категорировании ядерных материалов;
мероприятия персонала физической защиты и других членов экипажа по обеспечению физической защиты в каждой из возможных ситуаций;
инструкцию по самоохране в охраняемых зонах;
мероприятия по взаимодействию и оповещению командного состава судна, персонала физической защиты и других членов экипажа в штатных и чрезвычайных ситуациях;
мероприятия по взаимодействию и информационному обмену в предусмотренных ситуациях с центрами транспортного контроля (диспетчерскими пунктами) в соответствии с планом взаимодействия;
перечень и мероприятия по применению компенсирующих мер физической защиты при отказах инженерно-технических средств физической защиты;
мероприятия по контролю за состоянием системы физической защиты командным составом судна;
мероприятия по проведению расследования по каждому факту несанкционированных действий, произошедших на судне.
При наличии на судне документов, содержащих вышеуказанную информацию, план физической защиты может включать ссылки на такие документы.
27. План действий персонала физической защиты и действий иных членов экипажа судна в штатных и чрезвычайных ситуациях должен содержать:
перечень чрезвычайных ситуаций;
мероприятия по организации и осуществлению действий командного состава судна, персонала физической защиты и других членов экипажа в штатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе решаемые задачи, организацию связи, взаимного опознавания и оповещения;
сведения о назначении лица из командного состава, ответственного за физическую защиту, в том числе за организацию подготовки экипажа к выполнению функций по обеспечению физической защиты (с указанием прав и обязанностей);
сведения о составе персонала физической защиты и его должностные обязанности;
мероприятия по взаимодействию экипажа судна с эксплуатирующей организацией и администрацией портов в штатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе процедуры информационного обмена в предусмотренных ситуациях с центрами транспортного контроля (диспетчерскими пунктами);
инструкцию о применении правила двух лиц при осуществлении доступа в особо важные зоны и выполнении работ в ней, а также при осуществлении доступа и проведении работ в помещениях, отсеках, трюмах судна, не отнесенных к особо важной зоне, если для этих помещений, отсеков, трюмов положением о судовом режиме установлено правило двух лиц.
28. План взаимодействия должен определять мероприятия по взаимодействию командного состава судна, персонала физической защиты и других членов экипажа с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности в соответствии с их полномочиями в штатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при нахождении судна в порту.
29. В плане обучения персонала должны быть предусмотрены занятия и тренировки персонала физической защиты по выполнению мер физической защиты и действиям в случаях несанкционированных действий.
Тренировки персонала физической защиты должны проводиться не реже одного раза в 6 месяцев.
30. План проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты должен определять процедуры, способы (методы) и график проведения проверок, перечень проверяемых инженерно-технических средств физической защиты, состав проверяющих лиц.
31. План совершенствования системы физической защиты должен определять перечень работ по разработке и переработке документов по вопросам физической защиты, оснащению комплекса инженерно-технических средств физической защиты дополнительными средствами, реконструкции и ремонту существующих инженерно-технических средств физической защиты, стоимость и сроки выполнения работ, а также определять лиц, ответственных за выполнение вышеуказанных работ.
32. Персонал физической защиты на судне должен быть обучен и подготовлен к выполнению должностных обязанностей по физической защите. Сведения о прохождении обучения, подготовке и получении допуска к работе персоналом должны документироваться и храниться на судне.
33. Для персонала физической защиты должны быть разработаны должностные инструкции, определяющие процедуры его действий в штатных и чрезвычайных ситуациях.
34. Находящиеся в помещениях охраняемых зон члены экипажа судна должны выполнять меры самоохраны с обеспечением функции незамедлительного сообщения информации об обнаружении несанкционированных действий и других чрезвычайных ситуаций в пункты управления системы физической защиты, вахтенной службе и командному составу судна.
35. Вахтенная служба в случае обнаружения несанкционированных действий должна передавать сообщения о них командному составу судна и принимать меры по реагированию на несанкционированные действия.
36. На судне должно осуществляться документирование информации о фактах нахождения на судне и в его охраняемых зонах лиц, не относящихся к экипажу и персоналу, обеспечивающему безопасную эксплуатацию судна, и о фактах обнаружения несанкционированных действий. Указанная информация должна храниться на судне не менее двух лет.
37. В состав комплекса инженерно-технических средств физической защиты судна должны входить следующие основные функциональные системы:
охранной сигнализации;
сбора, отображения и обработки информации;
тревожно-вызывной сигнализации;
контроля и управления доступом;
оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации;
оперативной связи и оповещения (в том числе средства проводной связи и радиосвязи);
инженерных средств;
защиты информации;
обеспечения электропитания, освещения.
38. Комплекс инженерно-технических средств физической защиты судна должен обеспечивать:
обнаружение несанкционированного проникновения;
наблюдение за границами охраняемых зон и помещений для оценки ситуации по сигналам тревоги и обнаружение несанкционированных действий;
задержку (замедление) проникновения нарушителей в охраняемые зоны и помещения судна;
формирование и передачу сигналов тревоги в пункты управления системы физической защиты;
формирование и передачу видеоинформации по сигналам тревоги в пункты управления системы физической защиты;
оперативную связь между персоналом физической защиты и пунктами управления системы физической защиты, между пунктами управления системы физической защиты и командным составом судна;
контроль состояния и работоспособности технических средств физической защиты;
сбор, обработку, хранение, выдачу и архивирование информации о функционировании системы физической защиты и о случаях несанкционированных действий;
передачу в предусмотренных судовыми документами случаях сигнала тревоги в центры транспортного контроля (диспетчерские пункты);
осуществление связи между участками охраняемых зон и пунктами управления системы физической защиты;
осуществление связи с центром (центрами) транспортного контроля (диспетчерскими пунктами) и подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности в соответствии с планом взаимодействия;
санкционированный доступ людей в охраняемые зоны и помещения;
управление функционированием инженерно-технических средств физической защиты и действиями персонала физической защиты;
определение на границах охраняемых зон времени и места несанкционированного проникновения.
39. Система охранной сигнализации и система сбора, отображения и обработки информации должны обеспечивать обнаружение проникновения нарушителей в охраняемые зоны, помещения, отсеки, трюмы судна и передачу сигналов тревоги в пункты управления системы физической защиты, а также обнаружение несанкционированных действий в отношении технических средств физической защиты.
40. Система тревожно-вызывной сигнализации должна обеспечивать выдачу сигналов тревоги в пункты управления системы физической защиты с помощью кнопок тревоги.
41. Система контроля и управления доступом должна обеспечивать санкционированный доступ лиц в охраняемые зоны и помещения и задержку (замедление) проникновения нарушителей в охраняемые зоны и помещения судна, документирование (протоколирование) информации о выдаче пропусков, контроль использования пропусков и их блокирование в случае нарушений правил пропускного режима.
Конструкции пропускных устройств системы контроля и управления доступом должны обеспечивать возможность их аварийного открывания.
42. Система оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации должна обеспечивать:
дистанционное наблюдение в пунктах управления системы физической защиты за границами охраняемых зон, обстановкой внутри помещений охраняемых зон с целью оценки ситуации на участках наблюдения и координации действий персонала физической защиты;
формирование и передачу на устройства отображения (мониторы видеонаблюдения) в пунктах управления системы физической защиты видеоинформации, позволяющей оценивать ситуацию на участках наблюдения, и информации о функционировании средств этой системы;
отображение видеоинформации на мониторах по сигналам тревоги от средств обнаружения и тревожно-вызывной сигнализации, а также по сигналам управления (включения) операторов пунктов управления;
запись видеоинформации по сигналам тревоги и по сигналам управления оператора в объемах, необходимых для последующего анализа ситуаций, а также хранение этих записей не менее одного месяца с даты последней записи на носителе;
контроль работоспособности и обнаружение отказов устройств системы оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации.
43. Система оперативной связи и оповещения должна обеспечивать:
связь центрального пункта системы физической защиты с центром (центрами) транспортного контроля (диспетчерскими пунктами), подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности в соответствии с планом взаимодействия, включая передачу сигнала тревоги в центр (центры) транспортного контроля (диспетчерские пункты) в предусмотренных случаях с использованием автоматического и (или) ручного режимов;
оповещение персонала физической защиты в случае обнаружения несанкционированных действий;
голосовую связь между должностными лицами дежурного персонала физической защиты для координации их действий.
44. К инженерным средствам физической защиты относятся следующие стационарные и переносные средства:
ограждения на периметрах охраняемых зон и зон ограниченного доступа;
физические барьеры (судовые конструкции, в том числе корпус, палубы, корпусные переборки, двери и люки в переборках, трюмах, палубах);
инженерное оборудование охраняемых зон.
Инженерные средства физической защиты должны обеспечивать:
задержку (замедление) проникновения нарушителей в охраняемые зоны и помещения способами, определенными в модели нарушителей;
воспрепятствование несанкционированному проходу людей в охраняемые зоны и помещения и из них;
защиту лиц из состава сил охраны и сотрудников службы безопасности от средств поражения нарушителями в пунктах управления системы физической защиты и в помещениях несения дежурства, а также при осуществлении нейтрализации нарушителей силами охраны.
45. Технические средства физической защиты должны сохранять работоспособность в случае отключения основного электропитания. Переход (переключение) электропитания с основного на резервное должен осуществляться автоматически с отображением информации об этом в пунктах управления системы физической защиты.
46. Аппаратура электропитания технических средств физической защиты и управления системой физической защиты должна размещаться в запертых и находящихся под охраной помещениях (отсеках, трюмах) судна.
47. Отказ или выход из строя какого-либо элемента технических средств физической защиты не должен нарушать функционирование системы физической защиты в целом. С этой целью должно быть предусмотрено резервирование элементов и функций технических средств физической защиты.
48. Технические средства физической защиты должны иметь комплекты технической и эксплуатационной документации.
49. Доступ в особо важные зоны и выполнение работ в них должны осуществляться с применением правила двух лиц.
50. Входные двери (в том числе люки, лазы) в охраняемые зоны должны быть оборудованы устройствами системы контроля и управления доступом.
51. Запасные двери (в том числе люки, лазы) в охраняемые помещения должны быть заперты и оборудованы средствами охранной сигнализации.
При этом должен обеспечиваться беспрепятственный выход людей из помещений в случае аварийной ситуации.
52. Для управления системой физической защиты судна должен быть создан центральный пункт управления системы физической защиты, оборудованный системой управления (сбора и обработки информации), средствами системы оперативной связи и оповещения, а также системой связи с центром (центрами) транспортного контроля (диспетчерскими пунктами) и подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности в соответствии с планом взаимодействия.
В зависимости от особенностей судна на нем могут дополнительно оборудоваться локальные пункты управления системы физической защиты.
53. Центральный и локальные пункты управления системы физической защиты (далее - пункты управления) должны располагаться в охраняемой зоне.
54. На пунктах управления должен круглосуточно находиться оператор (операторы) из числа персонала физической защиты судна.
55. На пункты управления должна поступать и отображаться информация, позволяющая оператору оценивать ситуацию и принимать решение о фактах несанкционированных действий. С пунктов управления системы физической защиты должно обеспечиваться оперативное управление работой технических средств физической защиты.
56. На каждом пункте управления системы физической защиты должны обеспечиваться:
защита от несанкционированного доступа к работе с пультами системы сбора и обработки информации;
документирование информации об изменениях состояния технических средств физической защиты, сигналах тревоги, отказах и отключениях технических средств физической защиты;
документирование информации о действиях оператора при работе с пультами системы сбора и обработки информации, включая информацию о приеме и передаче дежурства от одного оператора другому.
57. На каждом пункте управления системы физической защиты должна оперативно отображаться информация от технических средств:
видеоизображения от средств системы оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации;
сигналы тревоги и отказов (неисправностей) технических средств физической защиты, оперативной и справочной информации о состоянии технических средств физической защиты;
информация об изменениях состояния технических средств физической защиты (включение и выключение, постановка на охрану и снятие с охраны);
другая служебная информация, циркулирующая в комплексе инженерно-технических средств физической защиты.
58. Лица, находящиеся в пунктах управления, должны быть защищены от поражения огнем стрелкового оружия, определенного в модели нарушителей.
59. При возникновении несанкционированных действий на судне или чрезвычайной ситуации с судна в центры транспортного контроля (диспетчерские пункты) должны незамедлительно передаваться сигналы тревоги с указанием местоположения судна.
60. О выявленных случаях хищения или пропажи ядерных материалов, о попытках совершения или совершении диверсии капитан или другое уполномоченное лицо командного состава судна должны:
1) в течение часа с момента выявления случившегося направить первичное уведомление с информацией об обстоятельствах (в том числе о местоположении судна) и событиях, связанных с выявлением факта хищения ядерных материалов или совершения диверсии, попыткой совершения таких действий или обнаружением похищенных либо пропавших ядерных материалов (в том числе данные о виде и категории ядерных материалов, о количественных характеристиках ядерных материалов, имеющихся на судне), о принятых мерах, их результате и плане дальнейших действий для решения возникших проблем в следующие органы и организации:
Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом";
органы федеральной службы безопасности;
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
эксплуатирующую организацию.
2) в течение 10 календарных дней представить в указанные органы и организации письменный доклад, в котором должны быть приведены данные первичного уведомления с необходимыми дополнениями о произошедшем.
61. В случае обнаружения новых фактов, ставших известными после первичного уведомления или письменного доклада, сведения о них должны также предоставляться капитаном (иным уполномоченным лицом командного состава судна) в указанные органы и организации.
III. Физическая защита плавучей атомной станции
62. Физическая защита плавучей атомной станции при наличии в ее составе плавучего энергоблока должна соответствовать требованиям Правил физической защиты, НП-083-15 и настоящей главы.
63. На плавучей атомной станции должна быть создана система физической защиты плавучей атомной станции.
Функционирование системы физической защиты плавучей атомной станции должно быть обеспечено до прибытия плавучего энергоблока к месту постоянного базирования с учетом требований пункта 9 настоящих Норм и правил применительно к плавучему энергоблоку.
64. В состав комплекса инженерно-технических средств физической защиты плавучей атомной станции должны входить:
комплекс инженерно-технических средств физической защиты плавучего энергоблока;
комплекс инженерно-технических средств физической защиты, предназначенных для оборудования охраняемых зон и зоны ограниченного доступа на береговой площадке и в акватории.
65. При временном отсутствии плавучего энергоблока в составе плавучей атомной станции физическая защита должна осуществляться в круглосуточном режиме для предотвращения попыток подготовки к совершению диверсии после его возвращения.
66. Защищенная зона акватории должна быть оборудована техническими средствами обнаружения несанкционированных действий, средствами наблюдения и инженерными средствами, определенными проектной документацией на комплекс инженерно-технических средств физической защиты.
На береговой территории и в акватории плавучей атомной станции должны быть определены и обозначены границы защищенной зоны.
При замерзании водного участка (ледоставе) по границе защищенной зоны акватории на льду должны дополнительно устанавливаться временные заграждения и предупредительные знаки.
67. Физическая защита плавучего энергоблока при нахождении на территории судостроительного или специализированного предприятия, на котором осуществляется загрузка ядерного топлива в плавучий энергоблок и выгрузка ядерного топлива из него, должна соответствовать требованиям Правил физической защиты, НП-083-15 и настоящей главы.
68. Система физической защиты плавучего энергоблока должна быть создана на этапе его строительства и функционировать:
в автономном режиме при перегоне (буксировке) плавучего энергоблока;
в составе системы физической защиты плавучей атомной станции в месте эксплуатации во взаимодействии с дополнительными инженерно-техническими средствами и мерами физической защиты, применяемыми на береговой площадке и в акватории плавучей атомной станции;
при нахождении плавучего энергоблока, принятого в эксплуатацию, на судостроительном или специализированном предприятии в целях технического обслуживания, ремонта или вывода из эксплуатации.
69. Физическая защита плавучего энергоблока при перегоне (буксировке) должна осуществляться с момента его выхода за границу судостроительного предприятия или другой организации, имеющей лицензию на обращение с ядерными материалами, или за границу акватории плавучей атомной станции в месте эксплуатации плавучего энергоблока и должна соответствовать требованиям глав II и III настоящих Норм и правил.
70. Меры физической защиты должны определяться отдельным разделом проекта перегона (буксировки) плавучего энергоблока, утверждаемым:
руководителем судостроительного предприятия и (или) руководителем организации заказчика - при перегоне (буксировке) плавучего энергоблока для проведения испытаний и ввода в эксплуатацию в месте эксплуатации плавучего энергоблока в составе плавучей атомной станции;
руководителем эксплуатирующей организации - при перегоне (буксировке) плавучего энергоблока, принятого в эксплуатацию, в иных случаях.
71. Персонал физической защиты, выполняющий свои функции и обязанности на плавучем энергоблоке при перегоне (буксировке), должен назначаться из состава экипажа и персонала службы безопасности плавучей атомной станции.
72. В проекте перегона (буксировки) плавучего энергоблока меры его физической защиты могут дополняться мерами охраны, осуществляемыми дополнительным персоналом охраны на плавучем энергоблоке и (или) судами сопровождения с персоналом охраны.
------------------------------
1 Термины и определения, используемые в настоящих Нормах и правилах, установлены Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4081; 2009, N 18, ст. 2248; 2010, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979; N 21, ст. 2961; 2012, N 36, ст. 4914; 2013, N 8, ст. 831; 2014, N 8, ст. 820; N 12, ст. 1288; 2017, N 22, ст. 3146; 2018, N 29, ст. 4431) (далее - Правила физической защиты).
Ростехнадзор определил требования к физической защите судов с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания, судов, транспортирующих ядерные материалы, и плавучих атомных станций.
Они распространяются в т. ч. на плавучие атомные станции; на суда, осуществляющие межобъектовые перевозки и транспортирование ядерных материалов.
Определено содержание системы физической защиты. Предусмотрены комплекс инженерно-технических средств и организационные меры.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 апреля 2019 г. N 126 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к физической защите судов с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания, судов, транспортирующих ядерные материалы, и плавучих атомных станций" (НП-085-19)"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2019 г.
Регистрационный N 56593
Настоящий приказ вступает в силу с 6 декабря 2019 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 ноября 2019 г.