Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 ноября 2019 г. N 03-11-11/85064
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ПСН устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется в отношении, в том числе, вида предпринимательской деятельности по ремонту, чистке, окраске и пошиву обуви.
По первому вопросу сообщается, что согласно пункту 5 статьи 346.43 Кодекса при применении ПСН индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.
При этом право на привлечение на договорной основе для выполнения отдельных услуг сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей для целей налогообложения в рамках ПСН Кодексом не предусмотрено.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН не вправе для выполнения определенных работ (оказания услуг) привлекать юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
По второму и третьему вопросам сообщается, что при наличии у индивидуального предпринимателя патента по ремонту, чистке, окраске и пошиву обуви такой индивидуальный предприниматель вправе осуществлять реализацию изделий в рамках указанного вида деятельности без приобретения патента по предпринимательской деятельности, предусмотренной подпунктами 45 и 46 пунктами 2 статьи 346.43 Кодекса.
При этом главой 26.5 Кодекса не установлено ограничений в части оказания услуг (выполнения работ) в рамках вышеуказанного вида деятельности по заказам как физических, так и юридических лиц.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН и осуществляющий предпринимательскую деятельность по ремонту, чистке, окраске и пошиву обуви, вправе реализовать изготовленную продукцию юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям.
На основании подпункта 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса налогоплательщик ПСН вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
В то же время отмечаем, что согласно пункту 3 статьи 346.43 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Таким образом, в целях главы 26.5 Кодекса комиссионная торговля или торговля через посредников как один из видов розничной торговли подпадает под налогообложение ПСН в соответствии с подпунктом 45 или 46 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.
Учитывая изложенное, в случае если индивидуальный предприниматель, кроме предпринимательской деятельности, указанной в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, осуществляет также предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли покупными товарами в рамках договоров розничной купли-продажи, такую деятельность следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, в отношении которой может применяться ПСН или иной режим налогообложения.
По четвертому вопросу обращаем внимание, что глава 26.5 Кодекса не предусматривает запрета налогоплательщикам, применяющим ПСН и осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по ремонту, чистке, окраске и пошиву обуви реализовывать свою продукцию с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рамках указанного патента.
По пятому вопросу сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, могут не вести бухгалтерский учет результатов предпринимательской деятельности.
Согласно подпунктам 3 и 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах и представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.53 Кодекс налогоплательщики ПСН в целях подпункта 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса ведут учет доходов от реализации, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и порядков их заполнения".
Учет расходов индивидуальным предпринимателем, применяющим ПСН, в частности, обязанность ведения и хранения документации, связанной с осуществлением таким индивидуальным предпринимателем расходов, положениями главы 26.5 Кодекса, а также формой и порядком заполнения Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, не предусмотрены.
При этом пунктом 6 статьи 346.53 Кодекса установлено, что индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН и осуществляющий иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых им применяется иной режим налогообложения, обязан вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках соответствующего режима налогообложения.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 ноября 2019 г. N 03-11-11/85064
Текст письма опубликован не был