Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Прокофьевой Е.Д.,
членов Комиссии:
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с ТО Управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами Дубовкиной Е.С.,
старшего государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Эминовой В.Г.,
главного специалиста-эксперта отдела нормотворчества и взаимодействия с ТО Управления контроля размещения государственного заказа Маушовой С.С. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "Почта России": Наливкина О.И. (доверенность от 01.10.2019 N 77АГ 1751400),
ООО "Лига": Михайловой М.А. (доверенность от 14.10.2019 N 65), Муравьева А.А. (доверенность от 14.10.2019 N 66),
рассмотрев жалобу ООО "Лига" от 03.10.2019 N 62 на действия (бездействие) заказчика АО "Почта России" при проведении аукциона на право заключения договора на поставку контейнеров почтовых штабелируемых (извещение N 31908178322), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Лига" (далее - Заявитель) от 03.10.2019 N 62 (вх. 178064-ЭП/19 от 10.10.2019) (далее - Жалоба) на действия (бездействие) заказчика АО "Почта России" (далее - Заказчик) при проведении аукциона на право заключения договора на поставку контейнеров почтовых штабелируемых (извещение N 31908178322) (далее - Аукцион).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Почта России", утвержденным Советом директоров АО "Почта России" (протокол от 09.10.2019 N 01-2019) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 07.08.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 667 360 000 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 29.08.2019;
4. Дата рассмотрения первых частей заявок - 04.09.2019;
5. Дата проведения торгов - 05.09.2019;
6. Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Аукциона - 11.09.2019;
7. На участие в Аукционе подано 9 заявок, признаны соответствующими требованиям Документации 5 заявок.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, поскольку Заказчиком при заключении договора по результатам проведения Аукциона неправомерно изменена цена договора.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 Постановлением Правительства от 16.09.2019 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925), принятого в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
Согласно пункту "г" части 5 Постановления N 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующего сведения, определенного Положение о закупке:
- условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
Пунктом 12.4.1 Документации установлено аналогичное условие предоставления приоритета согласно Постановлению N 925.
Согласно протоколу заседания комиссии от 11.09.2019 б/н Заявитель признан победителем Аукциона с ценой предложения 300 322 400,00 рублей, в том числе НДС.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем в заявке на участие в Аукционе не указана страна происхождения предлагаемого товара, в связи с чем, в соответствии с пунктом НАЛ Документации заявка Заявителя признана содержащей продукцию иностранного происхождения. При этом, учитывая, что заявки участников Аукциона содержат предложения о поставке товара российского происхождения, при заключении договора с Заявителем цена договора, предложенная Заявителем в ходе заключения договора по результатам проведения Аукциона, снижена на 15% на основании части 3 Постановления N 925.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в снижении предложенной Заявителем цены при заключении договора по результатам Аукциона на 15%, не противоречат Закону о закупках, Положению о закупках, Документации.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заказчиком 23.09.2019 сформирован и размещен на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" проект договора содержащий цену договору не сниженную на 15% в соответствии с Постановлением N 925.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона поскольку Заказчиком в адрес Заявителя 30.09.2019 направлен надлежащий проект договора.
Также учитывая, что Жалоба содержит указание на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией ФАС России установлены следующие нарушения Закона о закупках.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Комиссией ФАС России уставлено, что Заказчиком в ЕИС не размещен протокол проведения Аукциона от 05.09.2019.
Кроме того, представитель Заказчика подтвердил отсутствие вышеуказанного договора в ЕИС.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего протокол проведения Аукциона в ЕИС нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона, поскольку не повлекли ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Лига" (ИНН: 5252038731, ОГРН: 1165252050490) от 03.10.2019 N 62 на действия (бездействие) заказчика АО "Почта России" (ИНН: 7724490000, ОГРН: 1197746000000) при проведении аукциона на право заключения договора на поставку контейнеров почтовых штабелируемых (извещение N 31908178322) необоснованной.
2. Признать в действиях АО "Почта России" нарушения пункта 1 части 8 статьи 3, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 16.10.2019 N 223ФЗ-978/19, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 16.10.2019 N 223ФЗ-978/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание |
Е.Д. Прокофьева |
Члены Комиссии |
Е.С. Дубовкина |
|
В.Г. Эминова |
|
С.С. Маушова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 октября 2019 г. N 223ФЗ-978/19 "По результатам рассмотрения жалобы ООО "Лига" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был