Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 октября 2019 г. N 3а-691/2019 О признании недействующим приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 21 августа 2012 г. N 131/о "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан" в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на полив земельного участка

Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 25 октября 2019 г. N 3а-691/2019

 

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре - помощнике судьи Галиуллиной Л.Р.,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нурмухаметова Рима Риановича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании не действующим приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан" в части,

установил:

приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Минстрой Республики Татарстан) от 21 августа 2012 года N 131/о (далее также - приказ от 21 августа 2012 года N 131/о) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан, в том числе норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на полив земельного участка, который применяется с мая по сентябрь и составляет 0,043 кубического метра на квадратный метр в месяц.

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 августа 2012 года за N 1635, опубликован в газетах "Республика Татарстан" N 174 1 сентября 2012 года, "Ватаным Татарстан" N 173 1 сентября 2012 года, в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 12 октября 2012 года N 76, ст. 2534.

Нурмухаметов Р.Р. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным иском к Минстрою Республики Татарстан о признании несоответствующим федеральному законодательству и не действующим приказа Минстроя Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о в части утверждения им норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на полив земельного участка для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан, ссылаясь на противоречие его Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила).

По мнению административного истца, приказ Минстроя Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о в оспариваемой части не отвечает принципу обоснованности установления норматива потребления, а также климатическим условиям Республики Татарстан, обуславливающим месяцы календарного года, в которых осуществляется полив садовых и огородных культур.

В судебном заседании Нурмухаметов Р.Р. административный иск поддержал.

Представители Минстроя Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М., Министерства юстиции Республики Татарстан Слепнева Э.И. административный иск не признали.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого приказа от 21 августа 2012 года N 131/о) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил (в редакции, действовавшей на дату принятия приказа от 21 августа 2012 года N 131/о) установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Полномочие по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Минстрою Республики Татарстан - органу исполнительной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управленческие функции, в том числе в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве в Республике Татарстан, что закреплено в пункте 3.3.4 Положения о Минстрое Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 года N 313.

Таким образом, оспариваемое постановление принято Минстроем Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, а также с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования, предусмотренными пунктом 4 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" (действовавшим на дату принятия приказа от 21 августа 2012 года N 131/о), Правилами подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 года N 426 (в редакции, действовавшей на дату принятия приказа от 21 августа 2012 года N 131/о). Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

Обращаясь к доводам административного истца о том, что приказ от 21 августа 2012 года N 131/о в оспариваемой части не отвечает принципу обоснованности установления норматива потребления, а также климатическим условиям Республики Татарстан, обуславливающим месяцы календарного года, в которых осуществляется полив садовых и огородных культур, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 10 Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.

Пунктом 20 названных правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода.

В силу пункта 13 Правил нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается с использованием формулы согласно приложению N 1 к данным Правилам на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 28 Приложения N 1 к Правилам норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка (кубических метров в месяц на 1 квадратный метр земельного участка) определяется по следующей формуле:

 

(формула 27),

 

где: - расход воды на полив земельного участка (кубических метров в год на 1 квадратный метр земельного участка), определяемый уполномоченным органом;

n - количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка, устанавливаемому уполномоченным органом с учетом климатических условий субъекта Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела представитель Минстроя Республики Татарстан пояснил, что размер расхода воды на полив земельного участка и количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка, были определены органом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, на основании пункта 5.1.1 ведомственных норм технологического проектирования "Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. ВНТП-Н-97", утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 14 февраля 1995 года.

При этом представитель административного ответчика указал, что размер расхода воды на полив земельного участка рассчитан как среднее значение годового расхода воды на орошение сельскохозяйственных культур на территории Республики Татарстан ручным и дождевальным методами с учетом полива разных культур: картофеля, овощей, корнеплодов и садовых культур (таблицы 21, 22 пункта 5.1.1 ведомственных норм технологического проектирования) и составляет 0,194 кубического метра в год на 1 квадратный метр земельного участка, а количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка принято равным 4,5 месяца (расчет этих величин не представлен).

Упомянутые ведомственные нормы технологического проектирования содержат нормы годового расхода воды на орошение ручным и дождевальным методами нескольких сельскохозяйственных культур: картофеля, овощей, кормовых корнеплодов, садов на территории Республики Татарстан, однако размер данных норм составляет не более 1850 кубических метров на гектар (0,185 кубических метров на квадратный метр), то есть среднее значение этих показателей не может быть больше указанного значения.

Месяцы полива перечисленных сельскохозяйственных культур в названном нормативном правовом акте указаны следующим образом. Полив ручным методом: картофель - июль, август, сентябрь (3 месяца), овощи, кормовые корнеплоды, сады - июнь, июль, август, сентябрь (4 месяца); полив дождевальным методом: картофель - июнь, июль, август (3 месяца), овощи, кормовые корнеплоды, сады - май, июнь, июль, август (4 месяца). Следовательно, исходя из данных сведений расчет среднего значения количества месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка, произведенный административным ответчиком, не очевиден.

Кроме того, исходя из содержания приказа от 21 августа 2012 года N 131/о период использования холодной воды по указанному направлению определен с мая по сентябрь календарного года, то есть составляет 5 месяцев.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность утвержденного им норматива потребления коммунальной услуги.

Однако каких-либо относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих бесспорную экономическую обоснованность и соразмерность величины оспариваемого норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на полив земельного участка суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии приказа от 21 августа 2012 года N 131/о в оспариваемой части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что является основанием для признания его недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:

административное исковое заявление Нурмухаметова Рима Риановича удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан" в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на полив земельного участка.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

 

Судья

Э.С. Каминский

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 октября 2019 г. N 3а-691/2019


Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 2 декабря 2019 г.