Психологические особенности бухгалтерской профессии
и личностные качества бухгалтера
Бухгалтерские способности - это талант особого рода. Хотя со стороны работа, выполняемая бухгалтером, выглядит монотонной, скучной и несложной. Однако следует отметить, что бухгалтерами скорее рождаются, чем становятся, и выбор профессии предопределен характером. Психологический портрет отечественных бухгалтеров указывает на их отличительные от других людей черты: точность, надежность, выносливость при выполнении однообразных умственных действий, усидчивость, обязательность, ответственность, коммуникабельность и честность.
Каждая профессия имеет две стороны, одну парадную - привлекающая в силу сложившегося мнения о профессии, вернее о выгодах, которые можно получить, освоив ее, а другую будничную - издержки профессии.
Профессия - бухгалтер, как множество других профессий, противоречива. С одной стороны она очень популярна в силу востребованности и хорошей оплачиваемости результатов работы, особенно с точки зрения людей, мало с ней знакомых. С другой стороны она очень сложна, так как трудности и проблемы данной стрессовой профессии не всегда осознаются. Причем это явление характерно не только для людей, далеких от профессии и знающих о ней только понаслышке, но для людей, относящихся к составу высшего управления организацией.
Не облегчает ситуацию и сложившаяся система образования и подготовки бухгалтеров, поддерживающая сложившееся заблуждение о том, что бухгалтер работает исключительно с бумажками, и если он владеет навыками в области права, учета и налогообложения, то становится профессионалом. Следует отметить, что такие представления о бухгалтере, как о служащем в нарукавниках, в очках и с карандашом в руках устарели. "Ручной учет" заменен мощными компьютерами - современными средствами работы бухгалтера, а осуществлять постоянный бухгалтерский контроль весьма непросто. Эта работа требует особой тщательности и аккуратности, терпения и исключительной ответственности.
Именно поэтому на современном этапе к общепрофессиональным умениям и навыкам, которыми должен обладать бухгалтер, относят:
- наличие профессионального чутья;
- самомотивация;
- умение убеждать;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- умение экономить средства организации;
- умение контролировать;
- умение использовать экономико-математические методы, модели и современные технические средства;
- умение обрабатывать и анализировать полученные результаты;
- умение владеть рациональными приемами поиска и использования экономической информации;
- умение работать в команде;
- отличное знание бухгалтерского учета;
- базовые знания в бизнес-администрировании, экономике, налоговом законодательстве.
Анализ сущности профессии позволяет прийти к выводу, что на современном этапе бухгалтеру недостаточно просто в совершенстве владеть профессиональными навыками (специализированным), впрочем, как и любой менеджер должен обладать также следующими умениями и навыками:
- коммуникативными - навыки бизнес-коммуникаций. В работе бухгалтера выделяется два вида коммуникаций: внешние (с контролирующими органами, контрагентами организации и т.д.) и внутренние (с руководством, персоналом и т.д.). Под коммуникативными навыками понимается умение эффективно общаться; достигать взаимопонимания, правильно аргументировать свою профессиональную позицию; ясно и четко выражать свои мысли, то есть то, что ослабляет внутрифирменные и межличностные конфликты и, как следствие, способствует более продуктивному течению бизнеса;
- организационными (для главного бухгалтера) - умение организовать потоки финансовые, документальные и информационные, исходя из поставленных целей и задач как внутри бухгалтерии, так и с прочими подразделениями организации с учетом их интересов; правильно распределить работу между сотрудниками бухгалтерии и определить их компетенции и т.д.;
- управленческими - умение управлять подчиненными и оценивать их работу; организовать эффективные межличностные коммуникации; управлять конфликтом; делегировать полномочия и осуществлять контроль над выполнением задач; определить наиболее рациональные методы мотивации труда сотрудников с учетом их личных психологических качеств и интересов; распознавать манипуляции и отделять их от объективных рабочих моментов.
Считается, что основными личностными качествами бухгалтера являются следующие:
- аналитические способности;
- логическое мышление;
- трудолюбие;
- терпеливость;
- аккуратность;
- бережливость;
- неприятие коррупции;
- сочувствие людям;
- общительность;
- способность к овладению техническими средствами.
В жизни бухгалтера присутствуют все амбивалентные явления: командование - подчинение, терпение - контролирование, ожидание - принятие решений, страдания от "неадекватной" оценки и оценивание других, падение и воодушевление. Считается, что сильные личностные стороны настоящего бухгалтера - это повышенная чувствительность, способность рассчитывать свои силы, умение прогнозировать. Профессионально важные качества: осторожность + прогнозирование.
Но нельзя не уделять внимания проблемам профессии, возникающим вследствие наличия постоянных стрессов и перегрузок и влекущим к нарушению сна, возникновению неврозов, характерных для профессии; ухудшению самочувствия; изменчивости настроения; появлению эмоциональных срывов, неумению расслабляться и быть способным анализировать собственное поведение и поведение других, так как все это может привести к профессиональной деформации.
В психологии существует понятие "деформация личности профессиональная". Под ним понимается изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Если сказать проще, то профессиональная деформация - это когда профессиональные стереотипы человек применяет к личной жизни. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного "выправления", поэтому даже в личной жизни он продолжает нести на себе "деформирующий отпечаток" своей профессии. Особенно это заметно в профессиях, где надо работать с людьми, - учитель, социальный работник, врач, менеджер по продажам и т.д.
Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.
Что у бухгалтера? У экономистов, бухгалтеров требования к их профессии формируют способность к длительному сосредоточенному вниманию, чтобы за отдельными цифрами отчетов и планов увидеть экономическую картину целиком. А значит, им присуща некоторая дотошность, скрупулезность, желание однозначности в информации. Считается, что профессиональная деформация у бухгалтеров редко бывает такой, что мешает жить, однако с этим достаточно сложно согласиться. Попробуем обосновать свое предположение. Какие факторы являются причиной профессиональной деформации в профессии бухгалтера?
Под такого рода факторами понимаются профессиональные рамки, в которые помещает себя бухгалтер: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, должностные обязанности, условия работы и пр.
Попытаемся рассмотреть эти факторы более детально.
1. К основному фактору относится объемность, непостоянство и противоречивость действующего законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения. Все это способствует развитию гипенгиофобии (боязни ответственности) и страха новизны, ошибочно принимаемого за консерватизм, чувство беспомощного одиночества во враждебном мире. Бухгалтеру необходимо не только постоянно поддерживать в актуальном состоянии свои знания о многочисленных нормах закона, но и оценивать их влияние на текущую деятельность. Дополнительным фактором, логически следующим из указанного, является необходимость постоянного обучения.
2. Частые изменения нормативных актов также оказывают влияние на бухгалтеров. Вся деятельность бухгалтера регламентирована ими. Такие документы изданы разными ведомствами и в разное время, а жизнь развивается гораздо быстрее, чем законодательство, поэтому пробелы в данной системе неизбежны. Это не недостаток, а явление совершенно естественное и неизбежное во все времена во всех странах. Существуют определенные правила, выработанные веками, как работать в таких условиях, а любой пробел в законодательстве можно использовать в своих интересах. Нельзя считать, что любые новшества существуют, только чтобы ухудшить жизнь и усложнить работу. Но, изучая изменения норм закона, бухгалтер заранее настраивается на то, что снова увидит подвох.
Бухгалтер должен усвоить значимость тех или иных предписаний. Иногда усвоение идет своеобразно: заранее зная, что так делать нельзя, он прикидывает: "а что за это будет?". Если принятая норма не влечет за собой санкций, она нередко игнорируется, даже если ее выполнение выгодно хозяйствующему субъекту.
3. Следующим фактором и, наверное, основополагающим является ответственность перед государством за правильность исчисления налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, собственниками, руководством и т.д. Из этого следует, что бухгалтер осуществляет свою деятельность в условиях агрессивной среды, требующей от него постоянно находиться в "тонусе" и поддерживать свой ум в работоспособном состоянии круглосуточно.
В случае наличия у бухгалтера в подчинении сотрудников фактор усугубляется, потому что на него возлагается дополнительная ответственность за качество выполняемой ими работы, а скорее всего за вероятность допущения ошибок персоналом бухгалтерии, за которые в итоге будет отвечать не персонал, их допустивший, а главный бухгалтер, в подчинении у которого этот персонал находится.
4. Бухгалтер постоянно должен принимать рискованные решения. В большинстве случаев этот риск навязывают бухгалтеру, как в своей организации, так и вне ее. Риск, связанный с проведением этих решений в жизнь, велик, и отсюда рождается страх - частый спутник жизни бухгалтера. Это относится и к тем, кто честно выполняет свой долг, не боится быть безработным, основательно изучил требования нормативных документов. И, тем не менее, добиться успеха или хотя бы никогда не нервничать по поводу своей работы удается лишь немногим.
5. Немаловажным фактором является ограничение творчества и необходимость осуществления деятельности в заданных параметрах. Так как бухгалтерский и налоговый учет фактически представляют собой определенного рода алгоритмы - строгие правила и подчас противоречивые, несоблюдение которых может повлечь к серьезным финансовым последствиям, а также к конфликтам с окружающими. Многие специфические бухгалтерские проблемы объяснимы с помощью теории рефлексов. Ее упрощенно можно представить в виде схемы "Стимул Реакция". Типичным примером является учет затрат и калькулирование себестоимости. Стимулом (воздействием внешней среды) служит норматив затрат, в который надо уложиться. Для бухгалтера важно, чтобы расходы не превышали установленных норм. Для менеджеров - чтобы технологический цикл производства и реализации дал запланированный результат. Стимулом, вызывающим столкновения бухгалтера и персонала, а подчас и администрации, является перерасход нормативов.
Не лучшим образом в данной ситуации действует сложившееся заблуждение персонала и руководства организации в том, что бухгалтер, во-первых, работает на государство, исчисляя и уплачивая налоги, во-вторых, не привносит ничего полезного в деятельность организации, обюрокрачивая ее и ограничивая творчество предъявлением жестких требований к совершению операций и оформлению первичных учетных документов. В свою очередь у бухгалтера зачастую формируется мнение, что все сослуживцы заняты только тем, как усложнить ему жизнь или, того хуже - подставить под удар.
6. Дополнительным раздражающим фактором является сам предмет деятельности бухгалтера: учет денежных средств и материальных ценностей, при этом не своих, а чужих. Постоянно работая со значительными суммами, бухгалтер получает скромную, по сравнению с ними, зарплату. Удержаться от соблазна удается не всем, о чем свидетельствует уголовная хроника. Во времена Луки Пачолли, создателя системы двойной записи, бухгалтер приносил обет "бедности и нестяжательства". Сейчас давать клятвы не принято, но, выбирая учетную профессию, надо быть готовым к тому, что богачом на этом поприще не стать. Тому, кто не готов к такому испытанию, лучше поискать другое занятие.
Анализ факторов, являющихся причиной профессиональных деформаций, позволяет определить личностные качества, которыми должен обладать бухгалтер:
- ассертивность - естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него;
- усидчивость;
- склонность к аналитическому мышлению;
- плановость работы;
- внимательность;
- оперативность;
- устойчивость к монотонной работе;
- низкая утомляемость;
- стрессоустойчивость - совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить стресс - значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, - без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья;
- обучаемость;
- лояльность к руководителю.
В обобщение вышесказанного следует заметить, что большинство из перечисленных компетенций можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости грамотной просветительской работы среди людей, желающих выбрать данную профессию, а также корректировке образовательных стандартов, основанных на объеме профессиональных компетенций, которые должен получить за время обучения студент, и совершенно не учитывающих личностные качества, которыми должен обладать будущий специалист.
К.э.н., доцент ВЗФЭИ
региональной кафедры бухгалтерского учета,
аудита, статистики филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле | Филипьев Д.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Психологические особенности бухгалтерской профессии и личностные качества бухгалтера
Автор
Дмитрий Юрьевич Филипьев - к.э.н., доцент региональной кафедры бухгалтерского учета, аудита, статистики филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле