Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение ООО относительно установления публичного сервитута для размещения линейных объектов и в части своей компетенции сообщает.
По вопросу 1.
Положениями статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлены переходные положения, в соответствии с которыми право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка, оформленные с целью размещения объектов, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК) могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформляются на публичный сервитут.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения права аренды земельного участка, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о котором внесены в ЕГРН.
При этом в силу положений главы V.7 ЗК, требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 541 "Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения", публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта, в том числе подземных элементов линейного объекта.
С учетом изложенного размещение линейного объекта частично на условиях публичного сервитута и частично на земельных участках, ранее предоставленных для размещения указанного объекта на праве арены или постоянного (бессрочного) пользования, не допускается.
По вопросу 2.
Департамент недвижимости обращает внимание, что пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Таким образом, в переходный период, предусмотренный пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК не применяются при предоставлении указанных в нем земельных участков в аренду (за исключением переоформления права постоянного (бессрочного) пользования), соответственно, собственники линейных объектов, которые могут размещаться на условиях публичного сервитута, вправе до 1 января 2022 года приобрести земельные участки для размещения таких объектов в аренду при условии, что права на такие земельные участки у них отсутствуют, а права на линейные объекты возникли до 1 сентября 2018 года.
При этом заключение договора аренды земельного участка в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, осуществляется по общим правилам, установленным земельным и гражданским законодательством, в том числе в части срока действия договора аренды.
Следует отметить, что собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом-основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 542).
По вопросу 3.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Таким образом, собственники земельных участков, которые ранее были предоставлены в аренду для размещения сооружений правообладателям таких сооружений, после установления публичного сервитута для размещения указанных сооружений в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, не вправе требовать платы за публичный сервитут.
При этом собственник линейного объекта не освобождается от обязанности возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении такого линейного объекта.
По вопросу 4.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, в решении об установлении публичного сервитута указываются сроки и график выполнения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
Согласно пункту 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ в указанных случаях публичный сервитут устанавливается в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК, что подразумевает в том числе обращение заинтересованного лица с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Следует отметить, что статьей 39.41 ЗК, а также требованиями к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 542 (далее - Требования), не предусмотрено указание срока и графика выполнения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в случае, если публичный сервитут устанавливается для размещения сооружений, поскольку положения пункта 5 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ установлены в рамках регулирования переходного периода.
Исходя из того, что положения статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ связаны с особенностями установления публичного сервитута при переоформлении прав на земельные участки либо установления такого сервитута под существующими линейными объектами в рамках переходного периода, Департамент недвижимости полагает, что в ходатайстве об установлении публичного сервитута в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, должны быть указаны также сроки и график выполнения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, с целью отражения соответствующих сведений в решении об установлении публичного сервитута.
По вопросу 5.
Согласно пункту 6 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ лица, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с ЗК. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.
Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, обладатель публичного сервитута приступает к осуществлению деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в соответствии с графиком выполнения работ, указанном в решении об установлении публичного сервитута.
При этом положения пункта 1 статьи 39.50 ЗК не применяются в рамках регулирования переходного периода, установленного статьей 3.6 Закона N 137-ФЗ.
По вопросу 6.
Пунктом 6 статьи 39.41 ЗК установлено, что границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 ЗК, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
Указанные требования не распространяются на определение границ публичных сервитутов в отношении существующих объектов, поскольку требование о разработке таких документов для целей эксплуатации существующих объектов законодательством не установлено.
По мнению Департамента недвижимости, в случае если при размещении существующих инженерных сооружений разработка документации по планировке территории не осуществлялась, то границы публичного сервитута должны определяться в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
По вопросам 7, 8 и 9.
Согласно пункту 1 статьи 39.41 ЗК ходатайство об установлении публичного сервитута должно содержать в том числе обоснование необходимости установления публичного сервитута.
С учетом подпункта "л" пункта 3 Требований обязательными сведениями при обосновании необходимости установления публичного сервитута в целях установления публичного сервитута в отношении существующего объекта электросетевого хозяйства для его реконструкции или эксплуатации являются реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на соответствующий объект.
При этом в целях установления публичного сервитута для эксплуатации существующего объекта подготовка документации по планировке территории не осуществляется. Следовательно, положения пункта 3 статьи 39.41 ЗК также не подлежат применению.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2019 г. N Д23и-6636 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был