Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 г. N 19-АПА19-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.,
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение" (далее - Общество) о признании не действующей части 1 статьи 61 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края в редакции решения Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью на решение Ставропольского краевого суда от 18 июля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителей Ставропольской городской Думы Глызь О.П., администрации города Ставрополя и главы города Ставрополя Шафоростова Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее Правила благоустройства).
Данное решение Думы опубликовано в газете "Вечерний Ставрополь" (N 159 от 6 сентября 2017 года) и вступило в законную силу с 7 сентября 2017 года.
Частью 1 статьи 61 вышеуказанного нормативного правового акта определено, что контроль за исполнением Правил благоустройства осуществляют отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя в установленном законодательством порядке.
Общество с ограниченной ответственностью "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение" (далее - Общество, административный истец) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующей вышеприведенной нормы Правил благоустройства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что оспариваемая норма противоречит требованиям части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), частей 6 и 6.1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), поскольку при отсутствии закона Ставропольского края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями оспариваемая норма предусматривает осуществление контрольных мероприятий органами муниципального контроля за соблюдением лицензионных требований в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, воспроизведенных в Правилах благоустройства.
Решением Ставропольского краевого суда от 18 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Общества отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, указывая на то, что в отсутствие закона края о наделении органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением лицензионных требований, установленных федеральными органами власти, законодатель края не в праве был возлагать на отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя полномочия по контролю за исполнением Правил благоустройства.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Ставропольской городской Думы и прокурором представлены возражения об их несостоятельности и законности судебного акта.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, своего представителя не направил. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для отмены судебного решения исходя из следующего.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом N 131-ФЗ.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ и пункту 28 статьи 8 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 11 мая 2016 года N 847 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа.
К полномочиям Ставропольской городской Думы согласно пункту 33 части 3 статьи 31 Устава (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) относится утверждение правил благоустройства территории города Ставрополя.
С учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции, проверив соблюдение порядка принятия оспариваемого правового акта, сделал правомерный вывод о его принятии уполномоченным органом в соответствующей форме, не усмотрев процедурных нарушений при его принятии.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующей части 1 статьи 61 Правил благоустройства, суд первой инстанции не усмотрел её несоответствие имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
В соответствии с абзацем 21 части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Из положений пункта 19 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что правовое регулирование вопросов благоустройства, включая принятие Правил благоустройства, отнесено к вопросам местного значения.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 2 данного Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ органы местного самоуправления уполномочены осуществлять контроль за соблюдением муниципальных правовых актов. Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ также предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.
Согласно пункту 17 части 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования регулируются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Таким образом, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Статьей 11 Устава установлено, что администрация города Ставрополя организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами города Ставрополя, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Ставропольского края.
В соответствии со ст. 50 Устава в структуру администрации города Ставрополя могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя.
Судом установлено, что в структуру администрации города Ставрополя, утвержденную решением Ставропольской городской Думы от 27.11.2013 года N 422, входят как территориальные органы администрации, наделенные правом юридического лица (администрации Ленинского, Октябрьского и Промышленного районов города), так и отраслевые (функциональные) органы администрации города, наделенные правом юридического лица (комитеты городского хозяйства, градостроительства, финансов и бюджета администрации города Ставрополя и другие).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Ставропольская городская Дума, возлагая на отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя осуществление контроля за соблюдением Правил благоустройства, действовала в соответствии с вышеприведенным федеральным законодательством и в соответствии с частью 1 статьи 11 Устава города Ставрополя, является правильным.
При этом судом верно отмечено, что оспариваемой нормой определено, что контроль за исполнением Правил благоустройства осуществляется не произвольно или по усмотрению самих отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя, а в установленном законодательством порядке.
Вопрос же правомерности применения при рассмотрении конкретного спора оспариваемой нормы Правил благоустройства либо иных норм, не входит в компетенцию суда при рассмотрении данного административного искового требования об оспаривании нормативного правового акта.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным. При рассмотрении дела судом не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 18 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 г. N 19-АПА19-19
Текст определения опубликован не был