Постановление Администрации Алтайского края от 26 мая 2010 г. N 228 "Об утверждении концепции сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года"

Постановление Администрации Алтайского края от 26 мая 2010 г. N 228
"Об утверждении концепции сохранения, использования, популяризации
объектов культурного наследия в Алтайском крае на период
до 2020 года"

 

Во исполнение Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", закона Алтайского края от 12.05.2005 N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае" и с целью организации системной работы в области охраны культурного наследия постановляю:

1. Утвердить прилагаемую концепцию сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ларина Б.В.

Губернатор Алтайского края

А.Б.Карлин

 

I. Общие положения

 

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную культурную, духовную, социальную и экономическую ценность, обладают постоянно накапливающимся историческим потенциалом, который в настоящее время недооценен обществом и, как следствие, не востребован в должной мере.

Принимая во внимание сложный и многообразный характер межведомственных отношений в области охраны культурного наследия, решение вопросов обеспечения его сохранности целесообразно осуществлять на основе долгосрочной государственной политики.

Деятельность по сохранению объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В осуществлении данной деятельности имеется ряд проблем, суть которых заключается в следующем:

недостаточно разработана нормативная правовая база в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия;

отсутствует эффективная и объективная система учета объектов культурного наследия;

отсутствуют регламенты деятельности по охране и сохранению объектов культурного наследия;

отсутствует порядок государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

требует существенной доработки механизм осуществления полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Концепция сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года (далее - "Концепция") определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Алтайского края. В ней определены также основные проблемы в области охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и достопримечательных мест, проблемы реконструкции объектов культурного наследия и нового строительства в исторических центрах городов Алтайского края. Концепция призвана обеспечить деятельность по решению указанных проблем.

Особенностью данной Концепции является комплексный подход к сохранению культурного наследия, включающий инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором.

Следует стимулировать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия, используя все доступные ресурсы. Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами охраны объектов культурного наследия, но также теми структурами, которые занимаются вопросами земельных правоотношений, градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.

Сохранение культурного наследия положительно воздействует на экономический рост в различных областях: строительстве, рынке недвижимости, туризме. Мировой и российский опыт показывает, что наиболее эффективным для сохранения объектов культурного наследия является включение их в программы социально-экономического развития территорий.

Для сохранения историко-культурного наследия Алтайского края необходимо выработать систему комплексного финансирования мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, координирующую бюджеты всех уровней, внебюджетные источники для максимально эффективного использования средств.

При разработке Концепции учитывался опыт в решении проблем сохранения памятников истории и культуры, накопленный управлением Алтайского края по культуре и архивному делу, краевым государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края". В Концепции закрепляются цели, задачи и основные направления деятельности в области охраны и сохранения объектов культурного наследия, относящиеся к компетенции органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления на период до 2020 года.

Концепция сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года разработана на основании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.

II. Краткая характеристика культурного наследия Алтайского края

 

Алтайский край обладает значительным историко-культурным наследием. На территории региона расположено 4519 памятников истории и культуры, из них памятников архитектуры - 623, памятников археологии - 2265, памятников истории - 1631, в том числе памятников Великой Отечественной войны - 1047, памятников монументального искусства - 29, памятников гражданской войны - 555. Вновь выявленных памятников археологии - более 500.

Объектов наследия, отнесённых к категории регионального значения - 4391, федерального значения - 128, в том числе памятников истории - 8, архитектуры - 22, археологии - 98.

В соответствии с результатами мониторинга объектов культурного наследия и сведениями, предоставленными администрациями муниципальных образований края, 117 памятников истории, 30 памятников архитектуры и 1562 памятника археологии находятся в аварийном состоянии, вызванном воздействием антропогенных и природных факторов.

Особый интерес представляют памятники, связанные с периодом освоения русскими Сибири: медеплавильные и сереброплавильные заводы, рудники, шахты, гидротехнические сооружения, шлифовальная фабрика, а также оборонительные сооружения Колывано-Кузнецкой укрепленной линии. Неотделима от памятников промышленного комплекса история научно-технических открытий и изобретений, связанных с деятельностью на Колывано-Воскресенских заводах Ивана Ползунова, Козьмы и Петра Фроловых.

Горно-заводские комплексы Алтая относятся к памятникам универсальной исторической, эстетической и духовной ценности. В регионе сохранились Барнаульский и Павловский медеплавильные и сереброплавильные заводы, Змеиногорский горно-рудный комплекс, Колыванская шлифовальная фабрика, построенная на месте первого из Колывано-Воскресенских медеплавильных заводов.

Большая часть памятников архитектуры края представлена зданиями, возникшими на рубеже XIX-XX вв. Многие их них расположены в городе Бийске. В Алтайском крае сохранились памятники деревянного зодчества. К памятникам советской архитектуры принадлежат общественные здания, театры, дворцы культуры, а также жилые дома, формирующие застройку центральных улиц городов Барнаула, Бийска, Славгорода, Рубцовска, Новоалтайска.

Значительное количество памятников истории края связано с событиями гражданской и Великой Отечественной войн. Памятники, связанные с установлением советской власти на Алтае, в основном представлены братскими могилами участников военных действий, местами боёв, мемориальными зданиями. К памятникам Великой Отечественной войны относятся здания, в которых размещались госпитали, братские могилы солдат, умерших от ран в эвакуированных госпиталях, мемориальные комплексы, монументы и обелиски, бюсты Героев Советского Союза.

Небольшую группу объектов культурного наследия составляют памятники монументального искусства.

Археологические памятники на территории края представлены поселениями, курганами, грунтовыми могильниками, горными выработками и другими объектами, отражающими историю развития человека с эпохи палеолита до этнографической современности.

К наиболее значимым объектам культурного наследия края в г. Барнауле относятся:

комплекс зданий и сооружений Барнаульского сереброплавильного завода XVIII-XIX вв. (ул. Ползунова, 37), в составе которого две плавильные фабрики, важня, кузница, контора, плотина;

здания исторической застройки на улице Ползунова: канцелярия Колывано-Воскресенских заводов (ул. Ползунова, 41), инструментальный магазин (ул. Ползунова, 39), лаборатория горная (ул. Ползунова, 46), Народный дом (ул. Ползунова, 35), аптека горная (ул. Ползунова, 42);

ансамбль Демидовской площади с обелиском, посвященным 100-летию горного дела на Алтае;

усадьба купца Полякова конца XIX - начала XX вв. - единственная сохранившаяся купеческая усадьба с памятниками архитектуры: торговый дом Полякова (просп. Ленина, 14), дом Полякова (ул. Гоголя, 44). склады купца Полякова (ул. Гоголя, 42);

дом Лесневского (ул. Ползунова, 56) - один из немногих памятников Алтайского края стиля модерн в деревянной архитектуре;

частная гимназия Будкевич (просп. Красноармейский, 14) - яркий образец архитектуры начала XX века;

аптека Крюгера (ул. Пушкина, 64) - единственный в крае объект, имеющий деревянный резной декор в интерьерах;

ансамбли площади Октября, площади Советов, проспекта Ленина и проспекта Строителей - примеры советской архитектуры;

мемориал Славы на площади Победы - памятник истории и монументального искусства.

В г. Бийске наиболее ярко представлена купеческая архитектура: улицы Толстого и Советская, имеющие плотную застройку конца XIX - начала XX вв., пассажи Фирсова и Второва (ул. Толстого, 144-146), дом Осипова (ул. Толстого, 148-150), здание бывшего народного дома (ул. Советская, 25), здание бывшего городского собрания (ул. Советская, 21а), усадьба купца Асанова (ул. Ленина, 144). К памятникам храмовой архитектуры относятся Успенский собор и бывшее архиерейское подворье, которое передается в собственность Алтайской епархии.

В г. Камне-на-Оби сохранился дом купца Винокурова (ул. Ленина, 49). Двухэтажное здание имеет внутренний двор, оригинальные интерьеры.

Поселок Колывань Курьинского района привлекателен благодаря сохранившемуся месторасположению первого медеплавильного завода и Колыванской шлифовальной фабрики. Фабричный комплекс, состоящий из производственных корпусов, гидротехнических сооружений, остаётся действующим производством, продолжая традиции камнерезного искусства.

Сохранившийся в г. Змеиногорске горно-рудный комплекс XVIII-XIX вв. включает в себя гидротехнические сооружения и систему подземных и наземных рудников и шахт. Ряд сооружений, таких, как Бергамт, Дом офицеров, музей истории развития горного дела на Алтае, являются уникальными.

Одним из значимых объектов промышленной архитектуры является конный манеж в пос. Заводском Тюменцевского района. Манеж - круглое в плане сооружение диаметром 37 метров. Он интересен оригинальным инженерно-конструктивным решением перекрытия центрального объема диаметром 21 метр с применением висячих стропил.

Особое место в культурном наследии края занимают памятные места, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей: В.М. Шукшина (с. Сростки Бийского района), Г.С. Титова (с. Полковниково Косихинского района), М.Т. Калашникова (с. Курья).

III. Правовая основа Концепции

 

Концепция разработана с учетом положений следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

Федеральный закон от 25.(06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 407 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия";

постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе";

приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 03.02.2009 N 15 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия";

приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27.02.2009 N 37 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";

приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27.02.2009 N 38 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия";

закон Алтайского края от 12.05.2005 N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае";

постановление Администрации края от 24.12.2009 N 537 "Об утверждении Положения об управлении Алтайского края по культуре и архивному делу".

IV. Цели и задачи реализации Концепции

 

Целью данной Концепции является сохранение объектов культурного наследия в Алтайском крае, обеспечение общедоступности культурных ценностей для всех граждан, создание условий для всеобщего патриотического и эстетического воспитания населения, совершенствование системы государственного управления в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия.

Реализация положений Концепции призвана обеспечить:

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина на доступ к культурным ценностям;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления в Алтайском крае в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия;

улучшение технического состояния объектов культурного наследия;

создание системы охраны объектов культурного наследия на краевом и муниципальном уровнях;

совершенствование законодательной базы, обеспечивающей деятельность по сохранению историко-культурного наследия;

совершенствование порядка учета объектов культурного наследия;

подготовку учетной документации на объекты культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства, вступившими в силу с 1 января 2010 года;

создание системы эффективного использования национального наследия в культурно-просветительских и туристских целях, развитие образовательной и научной деятельности;

создание системы финансово-экономического обеспечения деятельности в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия.

V. Основные направления Концепции

 

5.1. Государственная охрана объектов культурного наследия.

Государственный учет объектов историко-культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников. В настоящее время основной задачей, стоящей перед органами охраны объектов культурного наследия, является формирование единого государственного реестра объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - "Реестр").

Реестр является информационной основой системы государственной охраны объектов культурного наследия. Сведения, содержащиеся в нем, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ведение Реестра возложено на федеральный орган охраны объектов культурного наследия. Согласно Положению о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27.02.2009 N 37, к полномочиям субъектов Российской Федерации относится государственный учет в специальных документах объектов, представляющих собой историко-культурную ценность.

Мероприятия по подготовке документов, необходимых для формирования единого государственного реестра объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры) Алтайского края осуществляются краевым государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края".

В данном направлении необходимо:

проведение мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия;

выполнение паспортизации объектов культурного наследия;

организация работы по выявлению объектов, представляющих историко-культурную ценность;

проведение мероприятий по уточнению пообъектного состава памятников и ансамблей и их инвентаризации;

внесение изменений в ранее принятые нормативные акты, утверждающие списки памятников истории и культуры Алтайского края;

осуществление разграничения объектов культурного наследия по категориям значимости - краевого и местного (муниципального) значения;

завершение работы по согласованию перечней объектов культурного наследия федерального значения, необходимых для обеспечения осуществления Алтайским краем, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации;

активизация работы по подготовке документации на особо значимые памятники Алтайского края для включения их в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

придание отдельным территориям исторических поселений статуса достопримечательного места, историко-культурного заповедника;

принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок включения объекта культурного наследия в Реестр, порядок исключения объекта культурного наследия из Реестра, порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, порядка проведения историко-культурной экспертизы;

систематизация сбора и обработки информации по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной, краевой и муниципальной собственности.

Приоритетными направлениями деятельности в сфере государственной охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае являются:

разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия городов Барнаула, Бийска, Камня-на-Оби, Змеиногорска;

принятие нормативных правовых актов Алтайского края по утверждению границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных территорий и зон охраны;

разработка Правил землепользования и застройки районов и городов Алтайского края, включающих в себя карту градостроительного зонирования, на которой указываются границы территорий объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использования территории (в частности, зоны охраны объектов культурного наследия) и градостроительные регламенты, содержащие предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в этих зонах;

согласование с органами охраны объектов культурного наследия земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

установление порядка отнесения земель к категории земель историко-культурного назначения краевого значения;

внесение в документы, удостоверяющие право граждан и юридических лиц на земельные участки, в пределах которых находятся земли историко-культурного назначения, ограничений при использовании данных участков;

разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;

утверждение порядка установки на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

обеспечение контроля за состоянием объектов культурного наследия с целью своевременного выявления нарушений использования и установления ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия.

5.2. Сохранение и использование объектов культурного наследия.

Определение способа сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия должно осуществляться на основе комплексного анализа норм международного права, федерального и краевого законодательства, историко-культурной и художественной значимости объекта, существующей и перспективной градостроительной ситуации в зоне расположения объекта и его инвестиционной привлекательности. При этом главная цель - сбалансировать задачи сохранения культурного наследия и интересы инвесторов.

Решения, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления в сферах строительства и благоустройства зданий и сооружений, должны учитывать влияние историко-культурного наследия на развитие Алтайского края.

Главное направление мероприятий по сохранению и использованию памятников истории и культуры заключается в установлении градостроительных ограничений использования территорий, определяемых видами объектов культурного наследия: памятники (объекты истории, в том числе военной, архитектуры, археологии, монументального искусства), ансамбли, достопримечательные места и исторические поселения.

Для обеспечения сохранности и использования объектов культурного наследия необходимо предусмотреть:

оформление охранных обязательств по каждому памятнику, находящемуся в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан;

регистрацию муниципальной собственности на объекты культурного наследия;

норму о возможности выделения собственнику объекта культурного наследия бюджетных субсидий на финансирование расходов по сохранению объекта культурного наследия в случае, если режим хозяйственной деятельности этого объекта, установленный в целях его сохранения, не позволяет обеспечивать рентабельное использование объекта;

возможность освобождения от налогообложения организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, относящихся к категории земель историко-культурного значения;

обязательное страхование рисков утраты и повреждения объектов культурного наследия при проведении ремонтно-строительных работ, а также в случае стихийного бедствия с условием, что страховое возмещение, выплачиваемое при наступлении страхового случая, направляется исключительно на восстановление утраченного или поврежденного объекта культурного наследия.

Основные мероприятия по сохранению памятников истории:

проведение работ по обследованию объектов Колывано-Кузнецкой укрепленной линии, горно-рудного производства (шахты, карьеры) с выполнением охранно-учетной документации;

разработка и реализация ведомственной целевой программы, направленной на обеспечение сохранности памятников периода гражданской войны на территории Алтайского края;

продолжение работ по ремонту и благоустройству памятников Великой Отечественной войны в Алтайском крае;

выявление, учет и обеспечение сохранности мемориальных памятников, связанных с деятелями науки и культуры, исторических некрополей.

Основные мероприятия по сохранению объектов архитектурного наследия:

сокращение источников загрязнения и вибрации (отвод автотранспорта, ограничение парковок, запрет на движение транспортных средств вблизи особо ценных памятников; вывод промышленных предприятий, наносящих вред памятникам, с прилегающей территории и ее оздоровление);

эффективное использование зданий-памятников, не угрожающее их сохранности;

запрет на применение при реставрации, консервации и ремонте непригодных для этих целей и вредных материалов;

разработка и реализация оптимальной транспортной схемы в крупных населенных пунктах;

проведение инженерных мероприятий по понижению уровня грунтовых вод;

оснащение памятников истории и архитектуры современными средствами пожаротушения и автоматическими средствами пожарной безопасности;

обеспечение своевременного и качественного проведения ремонтно-реставрационных работ на памятниках.

Государственная поддержка работ по сохранению объектов культурного наследия может осуществляться прямо или косвенно. Финансирование указанных работ должно предусматриваться в бюджетах всех уровней.

Программа экономического стимулирования сохранения культурного наследия Алтайского края должна предусматривать:

рост заказов на реставрационные работы со стороны федеральных, краевых органов государственной власти, органов местного самоуправления;

поощрение проведения реставрации и реконструкции объектов культурного наследия инвесторами за счет собственных средств;

активный поиск новых видов использования старых зданий;

ремонт и реставрацию объектов культурного наследия за счет ссуд, грантов, налоговых льгот и оборотных средств;

применение двух видов субсидий: безвозвратных для нерентабельных работ (реставрация), возвратных - для работ, которые придают зданию существенную дополнительную стоимость (восстановление и реконструкция);

учреждение с участием Администрации Алтайского края фондов, деятельность которых будет направлена на восстановление и реставрацию объектов культурного наследия на территории региона.

С учетом сложности современной социально-экономической ситуации, принимая во внимание необходимость одновременного решения ряда социальных проблем, следует расширять возможности финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия за счет внебюджетных источников.

Важным источником получения средств от туристических фирм, использующих памятники истории и культуры, является направление части доходов на сохранение и восстановление объектов культурного наследия. Сотрудничество с организациями, работающими в сфере туризма, может стать главным механизмом превращения культурно-просветительного потенциала объектов культурного наследия в экономический ресурс.

5.3. Популяризация историко-культурного наследия.

Важным условием успеха в области сохранения культурного наследия является активное и творческое участие в этом процессе всех слоев населения.

Следует обеспечить формирование общественно-государственного партнерства в деле сохранения наследия, шире привлекать общественность к проведению историко-культурной экспертизы, оказывать постоянную поддержку общественным организациям, работающим в данной сфере, содействовать публикации в СМИ выступлений ученых, общественных деятелей по проблемам охраны и использования памятников, создать тематический раздел на интернет-сайте управления Алтайского края по культуре и архивному делу, обеспечивающий открытый доступ к информации о культурном наследии края.

Необходимо выработать эффективные формы противодействия проявлениям вандализма:

усиление воспитательной и просветительной работы в сочетании с комплексом правоохранительных мер (милицейские посты, маршруты патрулей, видеонаблюдение);

развитие добровольных обществ, объединений молодежи, ведущих работу по сохранению культурного наследия;

проведение акций, связанных с памятниками истории и культуры;

широкое информирование общественности об опасностях, грозящих культурному наследию, а также о мерах, принимаемых для его сохранения.

Комплексный подход к популяризации культурного наследия включает широкий спектр форм, способствующих повышению общественного престижа деятельности по охране, сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия:

публикацию научных, научно-популярных и справочно-информационных изданий, в том числе подготовку и издание Свода памятников истории и культуры Алтайского края на основе современного уровня знаний об объектах культурного наследия;

проведение массовых мероприятий и акций, связанных с Международным днем памятников и достопримечательных мест;

организацию и проведение научно-практических конференций по проблемам сохранения и использования культурного наследия;

установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия;

организацию тематических выставок;

учреждение грантов Алтайского края, ориентированных на реализацию мероприятий по музеефикации памятников, для использования объектов в сфере туризма;

пропаганда результатов реставрационных работ с помощью выставок, конкурсов;

проведение краевых смотров-конкурсов среди государственных, муниципальных, общественных организаций, собственников и пользователей объектов культурного наследия, учебных заведений, творческих союзов, СМИ;

представление публичного отчета о деятельности органа охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае.

VI. Координатор, ответственные исполнители
и порядок реализации Концепции

 

Координатором реализации Концепции является управление Алтайского края по культуре и архивному делу.

Выполнение проектов, включенных в Концепцию, осуществляется в рамках федеральных целевых программ, краевых целевых программ, ведомственных целевых программ, муниципальных целевых программ, планов работы органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления.

Неотъемлемой частью Концепции является план её мероприятий.

Ответственными исполнителями мероприятий Концепции являются органы исполнительной власти Алтайского края, органы местного самоуправления поселений и городских округов, краевое государственное учреждение культуры "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края".

VII. Источники финансирования проектов Концепции

 

Реализация проектов Концепции осуществляется:

за счет средств федерального бюджета;

за счет средств краевого бюджета;

за счет местных бюджетов.

План мероприятий концепции сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года не устанавливает расходных обязательств Алтайского края, а определяет перечень приоритетных направлений и последовательность реализации мероприятий.

Расходы на выполнение мероприятий Концепции устанавливаются в соответствующих бюджетах на очередной финансовый период и обосновываются в федеральных, краевых и ведомственных целевых программах, содержащих эти мероприятия.

VIII. Основные этапы реализации
Концепции и ожидаемые результаты

 

Срок реализации Концепции - 2010-2020 годы. В ее реализации выделяются два основных этапа.

На первом этапе (2010-2012 годы) предполагается:

осуществить нормативное правовое обеспечение деятельности по сохранению историко-культурного наследия;

создать систему государственной охраны объектов культурного наследия краевого значения;

создать систему государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Алтайского края, и государственной охраны объектов культурного наследия краевого значения;

создать электронный каталог объектов культурного наследия в Алтайском крае;

обеспечить осуществление полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

На втором этапе (2013-2020 годы) предполагается:

обеспечить сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Алтайского края;

обеспечить популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Алтайского края;

обеспечить сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;

выполнить учетную документацию на объекты культурного наследия;

выдать охранные обязательства пользователям (собственникам) объектов культурного наследия краевого значения;

создать систему охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территориях поселений или городских округов.

В результате реализации Концепции к 2020 году должны быть достигнуты следующие результаты:

регенерация уникальных комплексов г. Барнаула;

выполнение проектов зон охраны 4 исторических городов и поселений Алтайского края;

реставрация и воссоздание объектов культурного наследия (5 объектов деревянного зодчества, 14 объектов архитектурного наследия, 6 объектов культурного наследия религиозного назначения);

наличие в 729 поселениях и 11 городских округах нормативных правовых актов, определяющих полномочия муниципального образования в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и устанавливающих соответствующие расходные обязательства муниципального бюджета;

обеспечение охранно-учетной документацией 4519 объектов культурного наследия, расположенных на территории края;

создание электронного каталога 4519 объектов культурного наследия, расположенных на территории края.

 

План
мероприятий концепции сохранения, использования,
популяризации объектов культурного наследия
в Алтайском крае на период до 2020 года

 

Мероприятия

Исполнители

Срок реализации

Примечания

1. Регенерация уникальных комплексов г. Барнаула

1.1. Восстановление комплекса "Ансамбль горнозаводской площади"

 

 

 

1.1.1. Реставрация следующих объектов:

 

 

 

Горный госпиталь, расположенный по адресу: г. Барнаул, просп. Красноармейский, 19

ФГОУ "Алтайский государственный аграрный университет" (по согласованию), управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2010-2015 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Горное училище, расположенное по адресу: г. Барнаул, просп. Красноармейский, 21

ФГОУ "Алтайский государственный аграрный университет" (по согласованию), управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2010-2015 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Церковь святителя Димитрия Ростовского, расположенная по адресу: г. Барнаул, пл. Спартака, 10

Барнаульская епархия Русской православной церкви по согласованию), управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2010-2011 годы

подготовлена проектно-сметная документация

1.1.2. Благоустройство Демидовской площади

администрация г. Барнаула (по согласованию)

2011-2012 годы

подготовлена проектно-сметная документация

1.2. Создание пешеходной зоны и реставрация объектов, расположенных по ул. Ползунова

 

 

 

1.2.1. Реставрация следующих объектов:

 

 

 

Здание канцелярии Колывано-Воскресенских заводов, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 41

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2010-2012 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Здание горной лаборатории, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 46

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2010-2012 годы

выполняется проектно-сметная документация

Здание аптеки, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 42

Главное управление имущественных отношений Алтайского края, управление Алтайского края по культуре и архивному делу, ОАО "Алтайский букет" (по согласованию)

2010-2012 годы

подготовлена проектно-сметная документация

1.2.2. Благоустройство ул. Ползунова

администрация г. Барнаула

2011-2012 годы

 

1.3. Восстановление объектов, входящих в состав ансамбля "Комплекс: Казармы Барнаульского стрелкового полка", расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова, 49

ГОУ ВПО "Барнаульский юридический институт МВД России" (по согласованию)

2010-2014 годы

 

1.4. Восстановление объектов, входящих в состав ансамбля "Завод сереброплавильный", расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 37-37а

ОАО "Алтайград" (по согласованию)

2010-2020 годы

выполняется проектно-сметная документация

II. Реставрация и воссоздание объектов культурного наследия

2.1. Реставрация и воссоздание следующих объектов деревянного зодчества:

 

 

 

Дом жилой, расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 56

администрация г. Барнаула (по согласованию)

2011-2013 годы

 

Управление Алтайского округа, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 40

администрация г. Барнаула (по согласованию)

2011-2015 годы

 

Гимназия Будкевич, расположенная по адресу: г. Барнаул, просп. Красноармейский, 14

Главное управление имущественных отношений Алтайского края, управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2010-2012 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Здание манежа, расположенное по адресу: Тюменцевский район, пос. Заводской

администрация Тюменцевского района (по согласованию), ОАО "Алтайский конный завод" (по согласованию)

2011-2013 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Здание бывшей школы, в которой учился Калашников М.Т., дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР, изобретатель стрелкового оружия, расположенное по адресу: Курьинский район, с. Курья, ул. Советская, 65

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, администрация Курьинского района (по согласованию)

2010-2012 годы

 

2.2. Реставрация и воссоздание следующих объектов архитектурного наследия:

 

 

 

Средняя школа, расположенная по адресу: г. Барнаул, просп. Калинина, 1/просп. Ленина, 88

управление Алтайского края по культуре и архивному делу

2010-2012 годы

выполняется проектно-сметная документация

Дом культуры меланжевого комбината, расположенный по адресу, г. Барнаул, просп. Калинина, 2

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2010-2011 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Городское четырехклассное училище, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Короленко, 51

собственники объекта наследия (по согласованию)

2011-2015 годы

 

Дом купца Поскотникова, расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Малая Олонская, 21

Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (по согласованию)

2011-2015 годы

 

Универмаг торгового дома "Сухов с сыновьями", расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Мало-Тобольская, 36

Главное управление имущественных отношений Алтайского края, управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2012-2016 годы

 

Дворец культуры Бийского химического комбината, расположенный по адресу:

г. Бийск, ул. Горно-Алтайская, 56

администрация г. Бийска (по согласованию)

2012-2015 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Особняк Кричевцева, расположенный по адресу: г. Бийск, ул. Короткая, 46

Главное управление имущественных отношений Алтайского края, управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2012-2015 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Усадьба Асанова, расположенная по адресу: г. Бийск, ул. Ленина, 134

администрация г. Бийска по согласованию)

2012-2015 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Пассаж Фирсова, расположенный по адресу: г. Бийск, ул. Л.Толстого, 144

администрация г. Бийска по согласованию)

2012-2014 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Пассаж Второва, расположенный по адресу: г. Бийск, ул. Л.Толстого, 146

администрация г. Бийска по согласованию)

2012-2014 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Дом купца А.И. Хакина, расположенный по адресу: г.Бийск, ул. Л.Толстого, 148

администрация г. Бийска (по согласованию)

2012-2013 годы

подготовлена проектно-сметная документация

Торговый дом А.И. Винокурова, расположенный по адресу: г. Камень-на-Оби, ул. Ленина, 49

администрация г. Камня-на-Оби по согласованию)

2011-2017 годы

 

Торговая контора куца# Селютина, расположенная по адресу: г. Славгород, ул. К, Либкнехта, 143

администрация г. Славгорода по согласованию)

2013-2016 годы

 

Дом культуры "Химик", расположенный по адресу: г. Яровое, ул. Ленина, 9

администрация г. Яровое по согласованию)

2011-2013 годы

 

2.3. Реставрация и воссоздание следующих объектов культурного наследия религиозного назначения:

 

 

 

Церковь Покровская, расположенная по адресу: г. Барнаул, ул. Никитина, 137

Барнаульская епархия Русской православной церкви (по согласованию)

2011-2016 годы

 

Никольская полковая церковь, расположенная по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 36

Барнаульская епархия Русской православной церкви (по согласованию)

2015-2018 годы

 

Церковь иконы Казанской Божьей Матери, расположенная по адресу: Усть-Пристанский район, с. Коробейниково

Барнаульская епархия Русской православной церкви (по согласованию)

2012-2015 годы

 

Церковь Димитрия Ростовского, расположенная по адресу: г. Бийск, ул. Мухачёва, 230/3

Барнаульская епархия Русской православной церкви (по согласованию)

2013-2014 годы

 

Церковь Покрова, расположенная по адресу: г. Камень-на-Оби, ул. Ленина, 4-6

Барнаульская епархия Русской православной церкви (по согласованию)

2013-2014 годы

 

Церковь Знамения, расположенная по адресу: Курьинский район, с. Курья, ул. Советская, 56

Барнаульская епархия Русской православной церкви (по согласованию)

2011-2020 годы

 

III. Выполнение проектов зон охраны исторических городов и поселений Алтайского края

3.1. Разработка проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Барнаула

администрация г. Барнаула (по согласованию)

2011 год

 

3.2. Разработка проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Бийска

администрация г. Бийска (по согласованию)

2012 год

 

3.3. Разработка проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Змеиногорска

администрация г. Змеиногорска (по согласованию)

2013 год

 

3.4. Разработка проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Камень-на-Оби

администрация г. Камень-на-Оби (по согласованию)

2013 год

 

IV. Мероприятия по сохранению объектов культурного наследия

4.1. Мониторинг состояния и использования памятников истории и культуры

НПЦ "Наследие"

ежегодно

планируется подготовка 1000 объектов культурного наследия для формирования базы данных

4.2. Паспортизация и выполнение учетно-охранной документации на объекты культурного наследия

НПЦ "Наследие"

ежегодно

планируется обеспечение 1100 памятников учетной документацией для включения в единый государственный реестр

4.3. Учет и систематизация памятников деревянного зодчества

НПЦ "Наследие"

2010-2011 годы

 

4.4. Оцифровка и перевод на электронные носители материалов архива НПЦ "Наследие"

НПЦ "Наследие"

ежегодно

планируется систематизация и оптимизация использования архивных документов, обеспечение сохранности оригиналов документов

4.5. Разработка и реализация мероприятий ведомственной целевой программы, направленной на обеспечение сохранности памятников периода гражданской войны на территории Алтайского края

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2011-2014 годы

планируется проведение работ по ремонту и благоустройству территорий 547 памятников периода гражданской войны

4.6. Разработка и реализация мероприятий ведомственной целевой программы, направленной на обеспечение сохранности памятников археологии, их использование в научно-познавательных и туристических целях

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2012-2015 годы

планируется проведение аварийно-спасательных работ на более 1000 кв.м аварийной площади разрушающихся объектов археологии, определение границ 1000 памятников археологии

4.7. Издание свода памятников истории и культуры Алтайского края

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2012,2014, 2016,2018, 2020 годы

 

4.8. Организация подготовки и издания иллюстрированных каталогов объектов культурного наследия

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

2011,2012, 2014,2015 годы

планируется издание каталогов: памятников гражданской войны, памятников деревянного зодчества, памятников архитектуры, памятников культового зодчества

4.9. Изготовление и установка мемориальных и охранных досок на памятники истории и культуры Алтайского края

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

ежегодно

 

4.10. Организация работы по выявлению объектов истории и культуры, представляющих собой ценность с точки зрения архитектуры, истории и археологии

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

ежегодно

планируется проведение комплексного обследования 25 районов

4.11. Популяризация деятельности в сфере сохранения объектов культурного наследия

управление Алтайского края по культуре и архивному делу, НПЦ "Наследие"

ежегодно

планируется организация и проведение тематических выставок, конкурсов

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

С целью сохранения объектов культурного наследия в Алтайском крае, обеспечения общедоступности культурных ценностей для всех граждан, создания условий для всеобщего патриотического и эстетического воспитания населения, совершенствования системы государственного управления в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия утверждена Концепция. Основными направлениями Концепции являются государственная охрана объектов культурного наследия, сохранение и использование объектов культурного наследия, популяризация историко-культурного наследия. Срок выполнения Концепции - 2010-2020 годы. В ее реализации выделяются два основных этапа. Координатором является управление Алтайского края по культуре и архивному делу. Финансирование осуществляется за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов.



Постановление Администрации Алтайского края от 26 мая 2010 г. N 228 "Об утверждении концепции сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года"


Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 5 июня 2010 г. N 173, Сборнике законодательства Алтайского края, май 2010 г. N 169, ч.1, с.306