Письмо Минфина России от 20 декабря 2019 г. N 02-06-10/100272
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо (далее - письмо), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Правовой механизм регулирования бухгалтерского учета и единые требования к бухгалтерскому учету установлены положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Положениями статьи 4 Закона N 402-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ и положениями федеральных стандартов независимо от вида экономической деятельности (для организаций бюджетной сферы - положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов) условия признания в учете, прекращения признания (выбытия с бухгалтерского учета) объектов бухгалтерского учета определяются федеральными стандартами.
Единые требования к бухгалтерскому учету нефинансовых активов (в частности, объектов концессионных соглашений) установлены положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, положения которой применяются одновременно с положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в рассматриваемом случае: Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н) и "Концессионные соглашения" (утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 N 146н) (далее - СГС "Концессионные соглашения").
В соответствии с пунктом 5 СГС "Концессионные соглашения" в случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, уполномоченный субъект учета отражает такое имущество концедента на предназначенном для этого забалансовом счете. В указанном случае передача и возврат имущества концедента по концессионному соглашению отражается учреждением как внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов на дату подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи.
Таким образом, при передаче имущества концедента по концессионному соглашению без прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, указанное имущество не выбывает с бухгалтерского учета передающей стороны.
Пунктом 6 СГС "Концессионные соглашения" установлено, что в случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, амортизацию по имуществу концедента продолжает начислять учреждение, являющееся балансодержателем передаваемого имущества.
Концессионер признает в бухгалтерском учете объекты учета, возникающие в результате исполнения концессионных соглашений, по правилам, установленным положениями по бухгалтерскому учету (федеральными стандартами бухгалтерского учета), утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.
По вопросу отражения в бухгалтерском учете уполномоченного субъекта учета прироста имущества (увеличения стоимости имущества концедента) сообщаем следующее.
Из информации, представленной в письме, не представляется возможным однозначно определить стадию концессионного соглашения, в связи с чем не представляется возможным сформировать позицию Департамента по указанному вопросу.
Вместе с тем отмечаем, что согласно Методическим рекомендациям по первому применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения" (письмо Минфина России от 29.10.2019 N 02-06-07/84753) в случае, когда в текущем отчетном периоде (в 2019 году) концессионное соглашение находится на этапе осуществления инвестиций (создания (реконструкции) объекта), концедент по итогам проведения инвентаризации выявляет сметную стоимость, фактический объем произведенных инвестиций, который отразится на забалансовых счетах в межотчетный период.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При передаче имущества концедента по концессионному соглашению без прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия оно не выбывает с бухучета передающей стороны.
Амортизацию по такому имуществу концедента продолжает начислять учреждение, являющееся балансодержателем.
Если в 2019 г. концессионное соглашение находится на этапе осуществления инвестиций (создания (реконструкции) объекта), концедент по итогам инвентаризации выявляет сметную стоимость, фактический объем произведенных инвестиций, который отразится на забалансовых счетах в межотчетный период.
Письмо Минфина России от 20 декабря 2019 г. N 02-06-10/100272
Текст письма опубликован не был