Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 3. Методика расчета показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях

Приложение N 3
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки,
Министерства просвещения
Российской Федерации,
Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377

 

Методика расчета показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях

С изменениями и дополнениями от:

19 апреля 2021 г., 29 сентября 2022 г.

 

Информация об изменениях:

Глава I изменена с 18 июля 2021 г. - Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 19 апреля 2021 г. N 519/180/304

См. предыдущую редакцию

I. Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже).

1.1. Показатель рассчитывается ежегодно в период с 2019 по 2024 год в соответствии с паспортом национального проекта "Образование" и в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Информация об изменениях:

Пункт 1.2 изменен с 14 ноября 2022 г. - Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 29 сентября 2022 г. N 1038/868/936

См. предыдущую редакцию

1.2. При расчете показателя учитываются результаты Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях, относящиеся к оценке уровня общеобразовательной подготовки обучающихся:

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование качества чтения и понимания текста (далее - PIRLS). Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Исследование проводится один раз в 5 лет.

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования (далее - TIMSS). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Исследование проводится один раз в 4 года.

Абзац утратил силу с 14 ноября 2022 г. - Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 29 сентября 2022 г. N 1038/868/936

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

Общероссийская оценка по модели PISA - исследование качества общего образования, позволяющее получать результаты по международной шкале PISA.

Информация об изменениях:

Пункт 1.3 изменен с 14 ноября 2022 г. - Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 29 сентября 2022 г. N 1038/868/936

См. предыдущую редакцию

1.3. Источниками данных для расчета показателя являются результаты следующих процедур:

а) результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS соответственно;

б) результаты специально организованных по модели PISA процедур оценки качества подготовки обучающихся (общероссийская оценка по модели PISA).

Информация об изменениях:

Пункт 1.4 изменен с 14 ноября 2022 г. - Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 29 сентября 2022 г. N 1038/868/936

См. предыдущую редакцию

1.4. Показатель определяется по формуле:

 

,

 

где:

- Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований;

- место Российской Федерации в i-м исследовании:

- PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста;

- TIMSS (4 класс) по математическому направлению;

- TIMSS (4 класс) по естественно-научному направлению;

- TIMSS (8 класс) по математическому направлению;

- TIMSS (8 класс) по естественно-научному направлению;

- PISA по направлению читательская грамотность;

- PISA по направлению математическая грамотность;

- PISA по направлению естественно-научная грамотность.

 

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 14 ноября 2022 г. - Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 29 сентября 2022 г. N 1038/868/936

См. предыдущую редакцию

II. Удельный вес численности лиц, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (изучение качества чтения и понимания текста (PIRLS), исследование качества математического и естественно-научного общего образования (TIMSS), оценка образовательных достижений обучающихся (общероссийская оценка по модели PISA), в общей численности российских обучающихся общеобразовательных организаций.

 

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 14 ноября 2022 г. - Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 29 сентября 2022 г. N 1038/868/936

См. предыдущую редакцию

2.1. Удельный вес численности лиц, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (изучение качества чтения и понимания текста (PIRLS), исследование качества математического и естественно-научного общего образования (TIMSS), оценка образовательных достижений обучающихся (общероссийская оценка по модели PISA), в общей численности российских обучающихся общеобразовательных организаций:

международное исследование PIRLS;

международное исследование TIMSS:

математика (4 класс);

математика (8 класс);

естествознание (4 класс);

естествознание (8 класс);

общероссийская оценка по модели PISA:

читательская грамотность;

математическая грамотность;

естественно-научная грамотность.

 

(ЧП PWi / ЧП Wi) * 100, где: i = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,

 

ЧП РWi - численность российских обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS) и общероссийской оценке по модели PISA:

ЧП PW1 - международное исследование PIRLS;

международное исследование TIMSS:

ЧП PW2 - математика (4 класс);

ЧП PW3 - математика (8 класс);

ЧП PW4 - естествознание (4 класс);

ЧП PW5 - естествознание (8 класс),

общероссийская оценка по модели PISA:

ЧП PW6 - читательская грамотность;

ЧП PW7 - математическая грамотность;

ЧП PW8 - естественно-научная грамотность.

ЧП Wi - общая численность российских обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, принимавших участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS) и общероссийской оценке по модели PISA:

ЧП W1 - международное исследование PIRLS;

международное исследование TIMSS:

ЧП W2 - математика (4 класс);

ЧП W3 - математика (8 класс);

ЧПw 4 - естествознание (4 класс);

ЧП W5 - естествознание (8 класс).

общероссийская оценка по модели PISA:

ЧП W6 - читательская грамотность;

ЧП W7 - математическая грамотность;

ЧП W8 - естественно-научная грамотность.

 

Информация об изменениях:

Глава III изменена с 18 июля 2021 г. - Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 19 апреля 2021 г. N 519/180/304

См. предыдущую редакцию

III. Доли обучающихся образовательных организаций, достигших минимального уровня подготовки:

в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования и среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

3.1. Доля обучающихся общеобразовательных организаций, достигших минимального уровня подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (далее - ФГОС НОО), основного общего образования (далее - ФГОС ООО), среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) и среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), рассчитывается на основе результатов оценочной процедуры, реализуемой Рособрнадзором в форме всероссийских проверочных работ (далее - ВПР).

3.2. ВПР проводятся:

а) для обучающихся общеобразовательных организаций:

в 4 классе по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир;

в 5 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, биология;

в 6 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология, обществознание;

в 7 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология, обществознание, физика, иностранные языки (английский, немецкий, французский);

в 8 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология, обществознание, физика, химия;

в 10 классе по учебному предмету география;

в 11 классе по учебным предметам: история, география, биология, физика, химия, иностранные языки (английский, немецкий, французский);

б) для обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования в очной форме обучения (за исключением обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы):

на 1 курсе в части оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО;

на 1 курсе по учебным предметам, выбранным по решению образовательной организации из числа общеобразовательных учебных предметов, которые являются профильными для осваиваемой специальности: русский язык, математика, физика, химия, биология, естествознание, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский), информатика (выполняется только обучающимися по программам подготовки специалистов среднего звена);

на 2 и (или) 3 курсе (в зависимости от учебного плана) по итогам освоения образовательных программ среднего общего образования в предыдущем учебном году в части оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС СОО;

на 2 и (или) 3 курсе (в зависимости от учебного плана) по итогам освоения образовательных программ среднего общего образования в предыдущем учебном году по учебным предметам, выбранным по решению образовательной организации из числа общеобразовательных учебных предметов, которые являются профильными для осваиваемой специальности: русский язык, математика, физика, химия, биология, естествознание, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский), информатика (выполняется только обучающимися по программам подготовки специалистов среднего звена).

3.3. Доля обучающихся общеобразовательных организаций, достигших минимального уровня подготовки в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО по образовательным программам, определяется для каждой параллели учебных классов и каждого учебного предмета как доля обучающихся, принявших участие в ВПР в данной параллели учебных классов по данному учебному предмету и набравших балл, соответствующий нижней границе отметки "удовлетворительно" в соответствии с описанием проверочной работы по данному учебному предмету, от общего числа обучающихся, принявших участие в ВПР в данной параллели учебных классов по данному учебному предмету (Р):

 

,

 

где:

m - параллель учебных классов;

i - учебный предмет;

- число обучающихся, принявших участие в ВПР в данной параллели учебных классов по данному учебному предмету и набравших балл, соответствующий нижней границе отметки "удовлетворительно" в соответствии с описанием проверочной работы по данному учебному предмету;

- число обучающихся, принявших участие в ВПР в данной параллели учебных классов по данному учебному предмету.

3.4. Доля обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования, достигших минимального уровня подготовки в соответствии с ФГОС ООО, определяется отдельно для обучающихся 1 курса и в соответствии с ФГОС СОО для обучающихся 2 и (или) 3 курсов, завершивших освоение образовательных программ среднего общего образования, суммарно в части оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО как доля обучающихся, принявших участие в ВПР на данном курсе и набравших балл, соответствующий нижней границе отметки "удовлетворительно" в соответствии с описанием проверочной работы, от общего числа обучающихся, принявших участие в ВПР на данном курсе (Р):

 

,

 

где:

m - курс/курсы;

- число обучающихся, принявших участие в ВПР: отдельно на 1 курсе и суммарно на 2 и (или) 3 курсах в части оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО и набравших балл, соответствующий нижней границе отметки "удовлетворительно" в соответствии с описанием проверочной работы;

- число обучающихся, принявших участие в ВПР: отдельно на 1 курсе и суммарно на 2 и (или) 3 курсах в части оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО.

3.5. Доля обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования, достигших минимального уровня подготовки в соответствии с ФГОС ООО, определяется отдельно для обучающихся 1 курса и в соответствии с ФГОС СОО для обучающихся 2 и (или) 3 курсов, завершивших освоение образовательных программ среднего общего образования, суммарно для каждого учебного предмета как доля обучающихся, принявших участие в ВПР на данном курсе по данному учебному предмету и набравших балл, соответствующий нижней границе отметки "удовлетворительно" в соответствии с описанием проверочной работы по данному учебному предмету, от общего числа обучающихся, принявших участие в ВПР на данном курсе по данному учебному предмету (Р):

 

,

 

m - курс/курсы;

i - учебный предмет;

- число обучающихся, принявших участие в ВПР: отдельно на 1 курсе и суммарно на 2 и (или) 3 курсах по данному учебному предмету и набравших балл, соответствующий нижней границе отметки "удовлетворительно" в соответствии с описанием проверочной работы по данному учебному предмету;

- число обучающихся, принявших участие в ВПР: отдельно на 1 курсе и суммарно на 2 и (или) 3 курсах по данному учебному предмету.

 

IV. Количество субъектов Российской Федерации, осуществляющих применение и развитие технологий и методик работы с результатами мониторинга системы образования в части оценки качества общего образования

 

4.1. Расчет данного показателя осуществляется на основе результатов экспертной оценки документов и материалов, предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации по запросу Рособрнадзора.

4.2. Направления оценки:

система оценки качества подготовки обучающихся;

система обеспечения объективности процедур оценки качества образования.

Значение показателя рассчитывается по формуле:

 

, где

 

Ni = 1 - при подтверждении применения и развития технологий и методик работы с результатами мониторинга системы образования в части оценки качества подготовки обучающихся в i-ом субъекте Российской Федерации;

Ni = 0 - в иных случаях.

 

V. Место Российской Федерации в мире по присутствию образовательных организаций высшего образования в топ-500 глобальных рейтингов образовательных организаций высшего образования

 

5.1. Расчет данного показателя осуществляется на основе общего количества российских образовательных организаций высшего образования, входящих в институциональные рейтинги образовательных организаций высшего образования.

Под глобальными рейтингами образовательных организаций высшего образования понимаются рейтинги Academic Ranking of World Universities (далее - рейтинг ARWU), Times Higher Education World University Rankings (далее - рейтинг THE) и World University Rankings (далее - рейтинг QS).

Общим (институциональным) рейтингом образовательных организаций высшего образования является рейтинг, в рамках которого ранжируются образовательные организации высшего образования различных стран на основе комплексного подхода и с учетом их деятельности во всех областях науки и преподавания.

Предметным (отраслевым) рейтингом образовательных организаций высшего образования является рейтинг, в рамках которого ранжируются образовательные организации высшего образования различных стран по определенному предметному (отраслевому) направлению и учитываются достижения образовательных организаций высшего образования в конкретной научной области.

Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

Мрфtop-500 = РАНГрф(СОРТУ(М)), где:

 

РАНГрф - функция, возвращающая порядковый номер элемента в списке;

СОРТУ - функция, сортирующая множество по убыванию;

М - множество, элементами которого является количество образовательных организаций высшего образования без дублирования, входящих в институциональные рейтинги.

 

М={М1, М2...Мn},

 

где:

n - количество стран, чьи образовательные организации высшего образования входят в институциональные рейтинги образовательных организаций высшего образования;

Mi - количество образовательных организаций высшего образования без дублирования, входящих в институциональные рейтинги образовательных организаций высшего образования.

 

,

где:

CARD - функция, возвращающая количество элементов множества (мощность множества);

- оператор объединения множеств;

i - номер страны, образовательные организации высшего образования которой входят в глобальные рейтинги образовательных организаций высшего образования;

- множество образовательных организаций высшего образования i-й страны в топ-500 общего (институционального) рейтинга ARWU;

- множество образовательных организаций высшего образования i-й страны в топ-500 общего (институционального) рейтинга THE;

- множество образовательных организаций высшего образования i-й страны в топ-500 общего (институционального) рейтинга QS.

 

При определении позиции образовательных организаций высшего образования в топ-500 глобальных рейтингов одна образовательная организация высшего образования учитывается только один раз.

 

VI. Количество российских образовательных организаций высшего образования, входящих в мировые рейтинги образовательных организаций высшего образования

 

6.1. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

,

 

где:

- российская образовательная организация высшего образования, вошедшая в отчетном году как минимум в один глобальный рейтинг образовательных организаций высшего образования (общий (институциональный) и предметный (отраслевой) рейтинги).

 

6.2. При определении количества образовательных организаций высшего образования, входящих в мировые рейтинги образовательных организаций высшего образования, одна образовательная организация высшего образования вне зависимости от количества рейтингов, в которые она входит, учитывается только один раз.

 

VII. Количество российских образовательных организаций высшего образования, входящих не менее 2 лет подряд в топ-100 глобальных рейтингов образовательных организаций высшего образования.

 

7.1. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

,

 

где:

- российская образовательная организация высшего образования, входящая в отчетном году и предшествующем ему году в топ-100 одного и того же предметного рейтинга образовательных организаций высшего образования: QS, THE, ARWU.

 

7.2. При определении количества образовательных организаций высшего образования, входящих в мировые рейтинги, одна образовательная организация высшего образования вне зависимости от количества рейтингов, в которые она входит, учитывается только один раз.