Распоряжение Администрации Алтайского края от 9 сентября 2011 г. N 376-р
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.
В целях определения параметров социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период:
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края
на 2012 год и на период до 2014 года
(утв. распоряжением Администрации Алтайского края от 9 сентября 2011 г. N 376-р)
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные условия") разработаны на основе сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2010 году и в январе-июне 2011 года.
Сценарные условия учитывают цели и приоритеты, соответствующие программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.04.2010 N 25-ЗС, а также определяют прогнозные параметры развития Алтайского края на ближайшие три года (приложение).
Основные тенденции социально-экономического развития
Алтайского края в январе-июне и оценка параметров 2011 года
В первом полугодии 2011 года продолжаются восстановительные процессы в экономике, наблюдавшиеся в 2010 году. Промышленное производство, инвестиции, оборот розничной торговли уже вышли на докризисные показатели. Объемы производства в строительном секторе за счет более длительного периода спада восстановятся только к концу прогнозного периода.
В промышленности с начала текущего года индекс производства составил 109,2%. В стоимостном выражении отгружено продукции на 105,3 млрд. рублей. Высокие темпы роста наблюдаются в отдельных видах обрабатывающих производств: производстве готовых металлических изделий, текстильном производстве, деревообработке. Так, существенно превышен прошлогодний уровень производства котлов водогрейных центрального отопления и котлов паровых (в 1,7 и 2,6 раза соответственно). В 1,5 раза увеличился объем выпуска трикотажных изделий. В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс производства составил 142,8%. По итогам июня положительная динамика сложилась в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (индекс производства - 107,5%), что позволило обеспечить рост по итогам полугодия (100,7%) против спада в январе-мае текущего года (99,6%). В целом в обрабатывающем секторе промышленности объемы производства увеличились на 14%.
Объем отгруженной продукции добывающих производств в 1,7 раза превысил показатель января-июня предыдущего года. При этом индекс производства сложился на уровне 110,8% (за I полугодие 2010 года - 69,9%).
Индекс промышленного производства в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 88,2%. Вызвано это снижением производства в крае электроэнергии (на 13,1%) в связи с постепенным восстановлением выработки электроэнергии на Саяно-Шушенской ГЭС и соответствующей корректировкой диспетчерских графиков энергосистемы Сибири.
В целом по 2011 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 106%, в том числе в обрабатывающих производствах - 108,4%. Наибольший рост ожидается в производстве готовых металлических изделий, обработке древесины, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов.
Экономическая ситуация в сельском хозяйстве края в 1 полугодии 2011 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 31,2 млрд. рублей, индекс производства - 101,9%. Посевные площади зерновых и зернобобовых культур, сахарной свеклы и подсолнечника в текущем году увеличены в целом на 367 тыс. га и составляют 5,5 млн. га. Наблюдается увеличение объемов производства основных видов животноводческой продукции.
С учетом относительно благоприятных погодных условий для растениеводческой сферы, а также продолжения тенденции роста в животноводстве в целом по году индекс производства оценивается на уровне 102,1%, а объем валовой продукции может составить около 84,9 млрд. рублей.
Несмотря на высокие темпы инвестиционной активности в целом по 2010 году (118%), в текущем году они продолжают нарастать. За первое полугодие по всем организациям прирост составил 28,8%. На развитие экономики и социальной сферы края направлено инвестиций на сумму 22 млрд. рублей. В целом по году ожидается рост на уровне 110%, а объем инвестиционных вложений оценивается в пределах 69 млрд. рублей. Ожидаемый ввод жилья в 2011 году может составить 700 тыс. кв. м. С начала 2011 года происходит постепенное улучшение показателей уровня жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 1 полугодии реальные располагаемые денежные доходы жителей края возросли на 5%, их прирост в целом по году составит не менее 5,5%.
Реальная заработная плата за январь-май составила 102,1%. В номинальном выражении средняя заработная плата возросла на 11,7% относительно аналогичного периода 2010 года. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в следующих сферах: добыче полезных ископаемых (135,8%), сельском хозяйстве (более 138,4%), строительстве (126,8%). С учетом сохранения тенденции роста заработной платы в экономике и предусмотренной в текущем году индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений в целом по 2011 году ожидается прирост заработной платы на 14,2%, в реальном выражении - на 4,9%.
Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению потребительских расходов домашних хозяйств: расходы на покупку товаров за 1 полугодие увеличились на 21%, на оплату услуг - на 9%. Сохранение тенденции роста платежеспособного спроса населения обеспечит увеличение оборота розничной торговли в 2011 году в сопоставимых ценах на 12% (1 полугодие - 10,7%), платных услуг - на 2,8% (1 полугодие - 0,3%).
В 2011 году наблюдается более благоприятная в сравнении с предыдущим годом ситуация на регистрируемом рынке труда. С начала года в связи с ростом производства увеличился спрос на труд: заявленная потребность работодателей в работниках возросла на 6,5% относительно аналогичного периода 2010 года; емкость краевого банка вакансий увеличилась в 1,7 раза; коэффициент напряженности на рынке труда снизился в 2,4 раза. За I полугодие трудоустроено по направлению службы занятости населения 34,8 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду предыдущего года снизилась на 29,4%. По предварительной оценке, уровень официально зарегистрированных безработных к концу 2011 года не превысит 3%.
Стабилизация макроэкономической ситуации в крае происходит на фоне умеренных инфляционных процессов: индекс потребительских цен за 1 полугодие составил 104,3%, что на 0,7 процентного пункта ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и на 0,4 процентного пункта ниже, чем по Сибирскому федеральному округу. В целом на 2011 год уровень инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров ожидается в пределах 7,9%.
Ожидаемый рост основных показателей базовых отраслей экономики края в текущем году по отношению к предыдущему году и повышение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать увеличение объема валового регионального продукта по итогам 2011 года примерно на 5,1% к уровню 2010 года. Его объем может составить более 370 млрд. рублей.
Характеристика базового варианта прогноза социально-экономического развития
Алтайского края в 2012-2014 годах
Сценарные условия разрабатываются на многовариантной основе в зависимости от внешних и внутренних факторов развития. В текущем году Министерством экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза предложен один вариант (базовый). Он связан с происходящими заметными изменениями в характере экономического роста, в значениях и роли факторов, определяющих развитие экономики. Предложенный вариант прогноза основан на минимизации влияния внешних факторов развития, связанных с умеренной динамикой цен за баррель нефти в течение прогнозного периода, и усилении внутренних факторов развития.
Базовый вариант развития экономики предполагает реализацию активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизацию производства, а также на повышение эффективности расходов бюджета. При общей социальной направленности расходов бюджета планируется рост расходов на программы жилищного строительства, здравоохранения и образования. Базовый вариант предусматривает также рост объемов выдачи банковских кредитов и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов.
Прогнозные параметры, которые предлагается учитывать при разработке параметров краевого бюджета на 2012-2014 годы, рассчитаны по одному базовому варианту.
Параметры социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов). К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство. В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, скорость реализации крупных инвестиционных проектов, включая проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья", создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорной зоны, а также осуществление мероприятий по оптимизации бюджетной сферы Алтайского края.
Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического
развития Алтайского края
Наиболее значимым внешним фактором прогноза социально-экономического развития края, который сказывается на всех без исключения его параметрах, является инфляция. Неблагоприятная ситуация на российском рынке сельхозпродукции вследствие засухи и неурожая 2010 года в центральной части России отразилась на сохранении высокого роста потребительских цен в начале 2011 года. Однако, достигнув к концу января уровня 102,3% за месяц (продовольственные товары - 102,5%), рост цен существенно замедлился (в июне - 100%, в том числе на продовольственные товары - 99,4%).
За январь-июнь 2011 года рост потребительских цен составил 104,3%, в том числе на продовольственные товары - 103%, на непродовольственные -103,1%, на платные услуги - 108,5%.
Основным фактором замедления инфляции становится снижение роста цен на продовольственные товары после их существенного роста с 4 квартала 2010 по февраль 2011 года. На ослабление роста цен на продовольствие и потребительскую инфляцию повлияло:
увеличение предложения продуктов за счет роста продовольственного импорта, в том числе в результате принятых мер по его стимулированию (отмена ввозных пошлин на картофель, ряд овощей и другие продукты);
начавшееся снижение мировых цен на сахар, масло, зерно и замедление роста цен на мясо, молочные и другие товары на мировых рынках, что отразилось на замедлении роста внутренних цен на сельхозпродукцию - в марте рост цен замедлился до 0,6% после 6,2% за январь-февраль.
Ожидается, что за год инфляция составит 7,9%. В 2012-2014 годах ее уровень будет зависеть от динамики потребительских расходов населения, ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках, динамики цен и тарифов субъектов естественных монополий. В 2012 году инфляция прогнозируется в пределах 6%, в 2012 и 2013 годах - 5,5% и 4,5% соответственно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции в целом по России.
Определенные риски для инфляции и экономического роста в 2012-2014 годах могут быть связаны с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и, прежде всего, на электроэнергию. Такая ситуация обусловлена либерализацией рынка электроэнергии и мощности, введением долгосрочного рынка мощности, а также включением энергетическими компаниями инвестиционной составляющей в регулируемые тарифы.
В связи с этим приоритетной задачей тарифной политики в 2012-2014 годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.
Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий
в 2012-2014 годах в среднем по Алтайскому краю
(в среднем за год к предыдущему году, %)
Показатель |
2011 г. оценка |
Прогноз |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Электрическая энергия | ||||
Доля потребления по нерегулируемым ценам |
66 |
66 |
66 |
66 |
Рост конечных цен в среднем для всех категорий потребителей |
113-115 |
111-113 |
110-112 |
109-110 |
Рост регулируемых тарифов в среднем для населения |
110 |
110 |
110 |
110 |
Тепловая энергия | ||||
Тепловая энергия (регулируемые цены) |
116,5 |
115,4 |
110-111 |
109-110 |
Природный газ | ||||
Регулируемые оптовые цены, в среднем для всех |
115,3 |
115 |
115 |
115 |
Регулируемые тарифы для населения |
113,5 |
115 |
115 |
115 |
Регулируемые тарифы для прочих потребителей |
115 |
115 |
115 |
115 |
Железнодорожные перевозки | ||||
Железнодорожные перевозки грузов |
108 |
107,4 |
106,4 |
105-105,5 |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе |
110 |
110 |
110 |
110 |
Электрическая энергия в полном объеме, за исключением поставляемой населению (34% от общего объема потребления), в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.
Подлежат государственному регулированию в составе цены (тарифа) на электрическую энергию:
тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций;
сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
оплата услуг инфраструктурных организаций оптового рынка.
При определении параметров роста тарифов на электроэнергию учтен рост необходимой валовой выручки филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Алтайэнерго", рассчитанной на долгосрочный период регулирования 2011-2015 годы с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Также учтен переход на государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года в форме установления долгосрочных тарифов.
Необходимая валовая выручка филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Алтайэнерго" включает его затраты на услуги ОАО "ФСК ЕЭС", тарифы на которые установлены ФСТ России с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Рост затрат филиала на услуги ОАО "ФСК ЕЭС" по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети с учетом тарифов, установленных ФСТ России, составит на 2012 и 2013 годы 124,3%, на 2014 год - 101,8%.
При переходе территориальных сетевых компаний к регулированию долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе по методу доходности инвестированного капитала, в инвестиционные программы будут включаться средства на реализацию мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и снижению издержек. При этом организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг.
В случае принятия на федеральном уровне решения об обязательном применении социальной нормы рост регулируемых тарифов для населения может быть выше 10% в отношении объемов электроэнергии, потребляемой сверх социальной нормы, и будет отражать их экономически обоснованный уровень.
Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и необходимого объема инвестиций. Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся диспропорций между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса. Исходя из вышеуказанных факторов рост регулируемых оптовых цен на газ на 2012-2014 гг. предполагается в размере 115% в год для всех категорий потребителей.
Розничные цены на газ природный, реализуемый населению края, рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста оптовых цен, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, утверждаемых Федеральной службой по тарифам.
Предполагается, что при переходе к использованию метода доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, намеченном на 2012-2014 годы, удастся избежать ускоренного роста тарифов. Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011 году в среднем по Алтайскому краю составит 116,5%, в 2012 году - 115,4%, к 2014 году снизится до 109-110%.
Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию учитывает рост затрат на топливо, электрическую энергию, рост затрат на оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, другие обоснованные затраты, не учтенные при установлении тарифов на тепловую энергию в предыдущие периоды регулирования. Затраты на оплату труда и прочие операционные затраты планируются в соответствии с прогнозом инфляции.
Ограничение роста цен (тарифов) на тепловую энергию будет стимулировать теплоснабжающие организации сдерживать рост издержек и позволит также ограничить рост размера платы граждан за коммунальные услуги.
Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в прогнозный период составит в среднем: в 2012 году - 7,4%, в 2013 и 2014 годах - 6,4 и 5,5% соответственно. Предельный среднегодовой прирост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе не превысит 10% в год.
Среди налоговых нововведений в сценарных условиях учтены принятые с 1 января 2011 года налоговые ставки, а также изменения порядка начисления, взимания и освобождения от обложения по основным статьям налогообложения: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и налога на доходы физических лиц. Также учтено изменение ставки и порогов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам. С 2012 года предполагается понижение ставок страховых взносов во внебюджетные фонды - с 34 до 30%, а для малого бизнеса - до 20%.
Политика Правительства Российской Федерации по увеличению заработной платы в бюджетных отраслях предусматривает осуществление ее ежегодной индексации в соответствии с уровнем инфляции. В текущем году фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений проиндексирован на 6,5% с 1 июня. Исходя из финансовых ресурсов государства возможно проведение дополнительной индексации осенью текущего года.
В прогнозный период продолжится увеличение размера материнского капитала. К 2014 году его величина составит 430 тыс. рублей. Планируется ежегодная индексация размера пособий семьям с детьми: в 2012 году - на 6%, в последующие два года - на 5,5 и 5% соответственно.
В 2011 году изменился порядок индексации социальных пенсий. Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.
В среднесрочной перспективе предусматриваются достаточно высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии. В целом за 2011-2014 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,43 раза. При этом прожиточный минимум пенсионера за этот период возрастет в 1,47 раза. Опережающий рост прожиточного минимума пенсионера связан с планируемым введением с 2013 года новой потребительской корзины, что приведет к значительному увеличению прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения.
С 2013 года предполагается переход на нормативно-статистический метод расчета величины прожиточного минимума, в соответствии с которым продукты питания будут включаться в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги - по их доле в общих потребительских расходах. Использование новой методики расчета может привести к увеличению величины прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения в среднем на 4%, что в свою очередь может отразиться на изменении численности малоимущего населения.
Внутренние условия (факторы) для формирования вариантов
социально-экономического развития
В 2012-2014 годах социально-экономическое развитие Алтайского края будет формироваться под влиянием:
повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса;
наращивания темпов модернизации основных секторов экономики; активизации инновационной деятельности в регионе;
повышения эффективности расходов регионального и местных бюджетов.
Основным фактором роста социально-экономических показателей края выступят уже запущенные масштабные инвестиционные проекты, активная реализация мероприятий целевых программ, краевой программы по улучшению инвестиционного климата в регионе и программ модернизации здравоохранения и образования.
Рост валового регионального продукта в 2012 году по сравнению с оценкой 2011 года может составить 105,5%, его номинальный объем прогнозируется в размере 413 млрд. рублей. В 2013-2014 годах темп роста ВРП в сопоставимых ценах может ускориться до 107% и 108% соответственно. В целом за прогнозный период прирост ВРП составит 21,9%.
Основной вклад в прирост ВРП внесут виды деятельности, относящиеся к производству товаров: промышленность (обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых), строительство, торговля, транспорт и связь. Не менее весомый вклад в прирост ВРП внесут отдельные виды деятельности, относящиеся к услугам, чему будет способствовать создание в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны, а также рост потребительского спроса на услуги со стороны населения.
В достижении параметров роста валового регионального продукта в 2011-2012 годах решающим фактором будет рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств. Причем доля сектора домашних хозяйств и в целом расходов на конечное потребление в общем объеме ВРП будет увеличиваться в течение всего указанного периода. К концу прогнозного периода валовой региональный продукт будет формироваться в большей мере под воздействием инвестиционного спроса. Доля накопления основного капитала в общем объеме ВРП увеличится с 18,8% в 2011 году до 24,1% в 2014 году.
Инвестиционная политика
Прогноз инвестиций в 2012-2014 годах основан на реализации мероприятий, предусмотренных программой социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, первоочередных инвестиционных проектов, вошедших в состав Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, а также мероприятий принятой краевой программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011-2016 годы. Приток бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу региона обеспечит реализация 34 долгосрочных и 37 ведомственных целевых программ, участие в 20 государственных программах, а также реализация краевой адресной инвестиционной программы, включая Программу "75x75".
В 2012 году и до конца прогнозного периода продолжится тенденция увеличения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных вложений, и к 2014 г. она может составить 55%. Способствовать этому будет дальнейшая стабилизация и развитие деятельности предприятий реального сектора экономики, в том числе субъектов малого предпринимательства.
Среди привлеченных средств прогнозируется снижение доли бюджетных средств (в 2012 г. - 37%, в 2014 г. - 30%). При этом около 70% бюджетных инвестиций будет приходиться на средства федерального бюджета.
В частности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" продолжится софинансирование расходных обязательств края, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий сельских жителей, в том числе молодых семей и молодых специалистов, а также мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности.
Кроме того, средства федерального бюджета будут направлены на развитие транспортной системы, строительство футбольных полей, площадок с искусственным покрытием и спортивных центров, на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.
За счет средств краевого бюджета в текущем году будет завершено строительство мостового перехода через р. Катунь у с. Ая и участка автомобильной дороги "Алтайское - Ая - Нижнекаянча - "Бирюзовая Катунь".
В рамках Программы "75x75" планируется провести реконструкцию и капитальный ремонт 17 средних общеобразовательных школ и детских садов, 19 городских и центральных районных больниц, 6 сельских домов культуры. Будут проведены работы по расширению площадей, устройству кровли, усилению фундамента, замене полов, окон и дверей, перепланировке помещений, внутренней отделке, устройству вентиляции, пожарной сигнализации и др.
К 75-летию образования Алтайского края будут построены: 8 школ на 2580 учащихся, 4 детских сада на 755 мест, 6 лечебных учреждений (поликлиники на 1958 посещений в смену, лечебные отделения на 464 койки), Дом культуры на 822 места, 4 спортивно-оздоровительных комплекса, два спортивных центра с плавательными бассейнами, сети водоснабжения протяженностью 22,42 км, водозаборные и водопроводные сооружения, мост через реку Алей (г. Рубцовск); завершится строительство объектов инфраструктуры комплексной компактной застройки сельского поселения в Мамонтовском районе.
Ускоренными темпами в прогнозном периоде предполагается рост количества выдаваемых банковских кредитов, вследствие чего доля банковского кредитования в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства) в 2014 году может составить более 13% (факт 2010 г. - 9,3%).
Наиболее крупными секторами распределения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в общем объеме инвестиций будут сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом. Значительные инвестиционные вложения планируется направить в туристическую сферу региона.
Росту инвестиций в сельское хозяйство будет способствовать реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, программ "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае" на 2011-2013 годы и "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы, ведомственных целевых программ, а также проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья".
Проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья" имеет стратегическое значение для Алтайского края и Российской Федерации в решении вопроса стабилизации внутреннего агропродовольственного рынка и продовольственной безопасности страны. В ходе реализации проекта решаются системные задачи по переводу агропромышленного комплекса края и сопряженных секторов экономики на инновационную модель развития.
В единый мегапроект под общим названием "Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири", вошедший в перечень первоочередных проектов Сибирского федерального округа (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 5 июля 2010 года), включены 12 наиболее крупных инвестиционных проектов региона.
Семь проектов в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции и строительства транспортно-логистического терминала реализуются в рамках создаваемого агропромышленного кластера. Это проекты, реализуемые ООО "Алтаймясопром" (стоимость - 6,2 млрд. рублей), ЗАО "Алтайский Бекон" (стоимость - 4,7 млрд. рублей), ЗАО "Алтайский бройлер" (стоимость - 6,9 млрд. рублей), ООО "Западное" (стоимость - 5,4 млрд. рублей), ОАО "Пава" (стоимость - 10,5 млрд. рублей), ООО "Агро-СибРаздолье" (стоимость - 2,1 млрд. рублей), ООО "НПО "Алтайский лен" (стоимость - 0,5 млрд. рублей) и ООО "МОпСТ (стоимость - 1,5 млрд. рублей).
Два проекта по производству глюкозы, аскорбиновой кислоты и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО "НПФ "Алтайский букет" стоимостью 1,2 млрд. рублей, ООО НПК "Карбоник" стоимостью 6,4 млрд. рублей) предусмотрены в рамках биофармацевтического кластера.
В рамках туристско-рекреационного кластера реализуется проект создания и развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" (стоимость - 30,0 млрд. рублей); топливно-энергетического кластера - проект по строительству Алтайской конденсационной электрической станции мощностью 660 МВт и Мунайского угольного разреза производительностью 4 млн. тонн угля в год (стоимость - 55,2 млрд. рублей).
Ввод в эксплуатацию производственных мощностей в рамках указанных проектов предусмотрен в период с 2011 по 2015 годы.
В настоящее время 10 первоочередных проектов из 12 предложенных осуществляются на принципах и механизмах государственно-частного партнерства с привлечением кредитных ресурсов Сбербанка России, Россельхозбанка и Внешэкономбанка с применением механизма субсидирования процентной ставки за счет средств федерального и краевого бюджетов. Проекты по глубокой переработке пшеницы на реконструированном мелькомбинате (ОАО "Пава") и строительство Алтайской конденсационной электрической станции (ООО "Алтайская КЭС") претендуют на получение бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда России и краевого бюджета для софинансирования строительства объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
В результате реализации обозначенных мероприятий, а также активизации инвестиционной деятельности со стороны субъектов малого предпринимательства, которые продемонстрировали высокие темпы роста в 2010 году (более 130%), в 2012-2014 годах прирост инвестиций в основной капитал по краю прогнозируется на уровне 48%. При этом общий объем инвестиций к 2014 г. может составить более 129 млрд. рублей.
Привлечение инвестиций на строительство и приобретение жилья в прогнозируемый период будет поддерживаться спросом со стороны населения. С учетом собственных средств населения, средств бюджетов всех уровней, а также за счет привлечения внебюджетных источников в целях стимулирования строительства и реализации жилищных программ, которые аккумулированы в долгосрочной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, к 2014 году планируемый ввод жилья составит 1 млн. кв. м.
В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг техники и оборудования; субсидирование части банковской процентной ставки, в том числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и налога на прибыль. В качестве специального оператора по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в регионе будет выступать созданное в текущем году краевое автономное учреждение "Алтайский Центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций". В регионе будет продолжена работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через государственные программы, федеральную адресную инвестиционную программу, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.
Кроме того, в крае создается региональный инвестиционный фонд, средства которого предполагается направлять на софинансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры - инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.
Туризм
В последние годы туристическая сфера стала одним из приоритетных направлений развития региона, что находит отражение в действующих документах стратегического планирования. В среднесрочный период на территории Алтайского края предполагается сформировать туристско-рекреационный комплекс международного значения, ориентированный на максимальное использование природно-ресурсного и историко-культурного потенциала региона.
Основными задачами, которые предстоит решить в рамках достижения поставленной цели, являются:
создание системы туристских кластеров для обеспечения развития объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, привлечение инвестиций в туристскую индустрию;
улучшение качества туристских и сопутствующих услуг;
формирование имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма.
"Локомотивами" развития туристского комплекса края в среднесрочной перспективе станет функционирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", формирование игорной зоны "Сибирская монета", автотуристского кластера "Золотые ворота" в г. Бийске и крупного туристско-рекреационного кластера "Белокуриха" на территории одноименного города-курорта и Смоленского района.
В результате реализации проекта по созданию особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь" на территории Алтайского края будет создан первый в России крупный единый комплекс природного и экстремального туризма в горах, с четким разделением на молодежно-экстремальную зону и зону с эксклюзивными и комфортабельными гостиницами. Общая стоимость проекта оценивается в 30 млрд. рублей с периодом реализации 2007-2027 годы.
В ходе создания зоны предполагается строительство гостиничных комплексов на 3,5 тыс. мест единовременного размещения, горнолыжных комплексов, центра экстремальных водных видов спорта, деревни "Русское подворье", охотничьего хозяйства, спортивно-оздоровительных центров и т.д. Планируемый поток туристов в особую экономическую зону может превысить 1,1 млн. человек ежегодно.
Данный проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства и предполагает строительство объектов инфраструктуры за счет государства, а объектов туристско-рекреационного назначения - за счет частных инвесторов (резидентов особой экономической зоны).
Стоимость создания внутренней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" за счет средств бюджетов всех уровней составит более 8 млрд. рублей, часть из которых уже освоена (2,1 млрд. рублей), другая часть может быть освоена в 2011-2012 годах.
Сегодня на территории ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" зарегистрировано 14 компаний-резидентов, совокупный объем инвестиций которых в соответствии с представленными бизнес-планами составит около 9 млрд. рублей. До 2014 года возможна реализация еще 4 проектов потенциальных резидентов с общим объемом заявленных инвестиций около 250 млн. рублей.
Строительство инфраструктурных и игорно-развлекательных объектов игорной зоны "Сибирская монета" ведется за счет средств частных инвесторов.
Согласно разработанному проекту планировки на территории игорной зоны площадью 2,3 тыс. га будут построены следующие основные объекты:
45 казино разного стилевого оформления, ориентированных на разные целевые группы;
57 гостиничных комплексов на 3000 мест размещения, в том числе гостиничные комплексы 3-5*, семейные мини-отели, гостиницы - виллы 5*, конференц-отели и т.д.;
конноспортивный манеж с гостиницей, центр парапланеризма и планеризма, теннисные корты, городок для автогонок;
горнолыжный комплекс, скалодром, сноуборд-парк;
центральный киноконцертный комплекс, открытые танцевальные площадки, летние кинотеатры, аквапарк круглогодичного действия;
культурно-развлекательные, торговые, спортивные центры;
вертолетная площадка.
В 2010 году на конкурсной основе компании ООО "АЛТИ" в аренду предоставлены два земельных участка под строительство двух гостиничных комплексов с казино на 100 мест каждый, а также двух гостиниц бизнес-класса уровня "5 звезд". Совокупный объем инвестиций составит свыше 420 млн. рублей. Предполагается, что первое игорно-развлекательное заведение на территории игорной зоны начнет функционировать в конце 2011 года (срок окончания строительства всех объектов данного комплекса - 2013 год).
На строительство внешней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета" будет направлено более 4,7 млрд. рублей.
Пилотными в плане применения кластерного подхода к развитию сферы туризма станут проекты "Золотые ворота" (г. Бийск) и "Белокуриха" (г. Белокуриха, Смоленский район).
В соответствии с долгосрочной целевой программой "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011-2016 годы, начиная с 2013 года в Алтайском крае планируется создание еще 9 туристско-рекреационных кластеров:
"Алтайское", Алтайский район;
"Горная Колывань", Змеиногорский, Краснощековский, Курьинский районы;
"Завьялово-Гуселетово", Завьяловский, Романовский районы;
"Егорьевка", Егорьевский район;
"Сибирь изначальная", Смоленский район;
"Солонешенский", Солонешенский район;
"Чарышский", Чарышский район;
автотуристского кластера "Красногорье", Красногорский район;
туристско-рекреационного (санаторно-оздоровительного) кластера "Яровое", г. Яровое.
Предполагается, что каждый кластер будет выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе, отличаться своими видами туризма и рекреации.
Успешные технологии развития туристической сферы, применяемые в пилотных туристско-рекреационных кластерах, формирование которых проходит в рамках проекта федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации", предполагается внедрить во все региональные кластеры, тем самым обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных инвестиций.
В ходе реализации проекта "Белокуриха" будут созданы коллективные средства размещения и другие туристские объекты (в том числе объекты инженерной и транспортной инфраструктуры), построены и реконструированы линии электропередач для туристских комплексов, произведено берегоукрепление и обустройство прибрежных зон туристских территорий, осуществлено строительство объектов водоснабжения для туристских комплексов, построены необходимые очистные сооружения.
Создание автотуристского кластера "Золотые ворота" в г. Бийске изменит направления туристских потоков в пределах предгорного и горного Алтая и окажет позитивное влияние на развитие туристской индустрии в Алтайском крае.
Туристический район "Змеиногорск - Горная Колывань - Горный Чарыш" будет специализироваться на экологическом, культурно-познавательном, оздоровительном туризме, экстрим-туризме и пантолечении. Данная функциональная зона может принимать ежегодно до 100-150 тыс. туристов.
Развитие кластеров на Кулундинской равнине (Завьяловский район, г. Яровое) будет направлено на семейный оздоровительный туризм на основе местных бальнеологических ресурсов. В перспективе туристический поток может составить до 100 тыс. туристов в год.
Уже в среднесрочной перспективе туризм станет высокоэффективным и конкурентоспособным сектором экономики края. В результате к концу прогнозного периода поток отдыхающих в крае туристов может возрасти с 0,97 до 1,2 млн. человек, число занятых непосредственно в туристическом секторе - с 15,3 до 20 тыс. человек, налоговые платежи в региональный бюджет увеличатся до 1 млрд. рублей в год, доля отрасли туризма в ВРП составит примерно 2,5-3%.
Инновационная политика
Важнейшим направлением инновационной политики в среднесрочной перспективе станет формирование основ финансовой и технологической поддержки кластерного взаимодействия предприятий и полюсов инновационного развития в сфере биофармацевтики, нанотехнологий, энергосбережения и агропромышленности в сотрудничестве с учреждениями научно-образовательного комплекса и ведущими институтами развития страны.
НП "Алтайский биофармацевтический кластер" (г. Бийск) сконцентрирует усилия на реализации инвестиционных проектов по четырем направлениям производства: лекарственные средства, биологически активные добавки к пище и продукты функционального питания, профилактические средства, а также медицинская техника.
Ассоциация "Межрегиональный центр наноиндустрии" (г. Бийск) в рамках научно-исследовательского проекта "Анализ состояния наноиндустрии Алтайского края и оценка потенциала его развития на период до 2015 года" планирует создать нанотехнологический центр при участии ГК "Роснано".
"Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий" (г. Барнаул) будет способствовать кооперации предприятий региона в области научно-технических разработок, производства энергетического и электротехнического оборудования с выполнением полного спектра ремонтных и восстановительных работ.
Предприятия НП "Алтайский кластер аграрного машиностроения" (г. Рубцовск) продолжат реконструкцию производственных мощностей и разработку сельскохозяйственной техники в рамках программы "Система машин в земледелии Алтайского края".
Особая роль отводится наукограду Российской Федерации г. Бийску, задача которого - реализация приоритетных проектов в сфере науки, технологий и техники путем создания объектов обеспечивающей инфраструктуры, в частности, технопарка.
Инструментами государственной поддержки обозначенных инициатив являются:
на региональном уровне - конкурсы и премии, гранты малым инновационным компаниям; субсидирование расходов на разработку новых продуктов, патентование, приобретение оборудования и технологий, маркетинговые исследования, участие в выставочных мероприятиях и "деловых миссиях"; создание центров коллективного пользования оборудованием и оснащение лабораторий Бийского бизнес-инкубатора;
на федеральном уровне - участие в конкурсах: в рамках программ "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", "Развитие научного потенциала высшей школы"; постановлений Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" и от 09.04.2010 N 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" и др.
Созданные для активизации и развития инновационной деятельности условия позволят в среднесрочной перспективе обеспечить существенное повышение уровня инновационной активности предприятий региона.
Промышленность
Темпы прироста промышленного производства в 2012-2014 годах прогнозируются на уровне 4,4-5,3%. В целом за три года индекс промышленного производства может составить 115,4%. Объем отгруженных товаров собственного производства к 2014 году возрастет до 314 млрд. рублей.
Высокие темпы роста в 2012-2014 годах прогнозируются в добывающем секторе (в среднем - 110%) за счет освоения Таловского, Корбалихинского месторождений полиметаллических руд, разработки золоторудных месторождений в Курьинском и Краснощековском районах, а также увеличения добычи нерудных строительных материалов. За три года добыча полезных ископаемых может увеличиться на 32%, а объем отгруженных товаров в стоимостном выражении достигнет 9,8 млрд. рублей.
В обрабатывающих производствах среднегодовой индекс физического объема в прогнозный период составит 105,5%, в целом за 2012-2014 гг. - 117,3%.
В ведущей отрасли обрабатывающего сектора - производстве пищевых продуктов, доля которой по итогам 2010 года составила 36%, темп роста в сопоставимых ценах за период 2012-2014 гг. составит 112,7%.
Значительный рост ожидается в масложировой промышленности (к концу прогнозного периода - в 1,5 раза) в результате выхода на проектную мощность завода по производству рафинированного подсолнечного масла ООО "АгроСиб-Раздолье". Модернизация производства, внедрение новых технологий и оборудования, расширение ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества предприятиями молочной отрасли края (ЗАО "Барнаульский молочный комбинат", ООО "Алтайская буренка", ОАО "Славгородский молочный комбинат") обеспечит в прогнозном периоде рост объемов производства цельномолочной продукции на уровне 110%. Кроме того, с целью прироста объемов закупа молока и улучшения его качества предприятия молочной промышленности продолжат работу по строительству и модернизации стационарных приемных пунктов молока, предназначенных для первичной обработки молока и его охлаждения.
Развитию мясной отрасли края будет способствовать деятельность организаций по обновлению оборудования, освоению новых современных технологий производства пищевых продуктов, а также реализация проектов по строительству крупных свинокомплексов с законченным циклом производства мясной продукции.
Реализация инвестиционного проекта по организации производства продукции глубокой переработки зерна пшеницы ОАО "Пава" в период 2012-2013 годов позволит увеличить объемы производства зерноперерабатывающей отрасли, более полно использовать все компоненты зерна и получать не только традиционные продукты мукомольно-крупяной промышленности, но и крахмал, из которого вырабатывают глюкозные и фруктозные сиропы, глютен.
Нарастить в 1,6 раза объемы производства сахарного песка в Алтайском крае позволит увеличение производственной мощности ОАО "Черемновский сахарный завод" (с 2,8 до 4,5 тысяч тонн в сутки), а также газификация и автоматизация производственного процесса, строительство линий по сушке паром и грануляции свекловичного жома, установка прессов глубокого прессования для снижения энергозатрат на ООО "Бийский сахарный завод".
С целью увеличения производства консервированных продуктов в прогнозном периоде до 2014 года предприятиями плодоовощеконсервной промышленности края предполагается произвести реконструкцию существующего овощехранилища (КФ "Флора"), внедрить глубокую переработку растительного сырья на основе жимолости, облепихи и черноплодной рябины (ЗАО "Агровит-сад" Калманского района). ООО НПФ "Алтайский букет" продолжит реализацию проекта по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья
К концу 2014 года объемы производства в деревообработке и производстве готовых металлических изделий достигнут уровня, в 2 раза превышающего докризисный. Вместе с тем лишь к концу прогнозного периода докризисного уровня достигнет производство в машиностроительной отрасли, промышленности строительных материалов.
К концу прогнозного периода произойдут структурные изменения в объеме производства обрабатывающего сектора за счет увеличения доли продукции стройиндустрии, химического производства, производства готовых металлических изделий и соответствующего сокращения доли производства кокса и пищевых продуктов.
Медленнее остальных будут расти объемы производства в электроэнергетике (100,5-101%) за счет невысоких темпов роста внешнего спроса и внутренних ограничений. В среднесрочном периоде продолжится работа по внедрению энергосберегающих технологий, газификации края, созданию собственной угледобывающей отрасли.
Государственная поддержка организациям промышленного комплекса будет оказываться в рамках мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2010-2012 годы. Кроме того, в крае будут продолжать действовать такие механизмы господдержки, как:
содействие повышению доступности финансовых ресурсов путем предоставления государственных гарантий Алтайского края;
содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса в получении ими государственного заказа;
реализация комплексных инвестиционных планов моногородов;
содействие продвижению продукции в другие регионы Российской Федерации и на внешние рынки через участие в выставках-ярмарках и др.
Сельское хозяйство
Индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2014 году по отношению к оценке 2011 года прогнозируется в пределах 112%.
Существенное влияние на развитие сельхозпроизводства в крае оказывают меры государственной поддержки. Ее приоритетами являются интенсивное развитие животноводства, приобретение средств химизации, обеспечение общих условий развития отрасли, технической и технологической модернизации АПК, развитие малых форм хозяйствования на селе.
В текущем и прогнозном периоде предполагается ускорение темпов роста производства животноводческой продукции. Наращивание объемов производства молока планируется за счет роста продуктивности дойного стада до 4000 кг. Значительный прирост производства свинины в крае ожидается в 2013-2014 годах в связи с завершением и выходом на полную мощность двух крупных инвестиционных проектов - ООО "Алтаймясопром" и ЗАО "Алтайский бекон" (годовой объем производства каждого - 32 тыс. тонн свинины).
С 2011 года реализуется краевая программа "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае" на 2011-2013 годы, что также будет способствовать наращиванию объемов производства продукции животноводства, в т. ч. за счет диверсификации производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах края, создания малых и семейных ферм.
В результате прогнозируемый прирост производства скота и птицы на убой (в живом весе) составит 17,3%, молока - 6,1%. В целом темп роста животноводческой продукции в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 111,6%.
Обеспечение высокой культуры земледелия, увеличение объемов внесения минеральных и органических удобрений, проведение мероприятий по восстановлению материально-технической базы сельскохозяйственных организаций, внедрение новых технологий позволят повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Среднегодовой валовой сбор зерновых культур в прогнозируемом периоде составит 4860 тыс. тонн. Предполагается увеличение посевных площадей, занимаемых техническими культурами. С учетом благоприятных погодных условий темп роста объемов производства в растениеводстве за три года составит 112,2%.
В среднесрочной перспективе в рамках действующих программ и новых направлений государственной поддержки, предусмотренных разработанной долгосрочной программой "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы, предполагается увеличение объемов финансовых вложений, направленных на развитие производственной и социальной инфраструктуры села. Особое внимание будет уделено комплексному развитию сельских территорий, формированию нового уклада жизни в сельской местности.
Потребительский рынок
В прогнозный период предполагается рост потребительской активности населения, вследствие чего оборот розничной торговли к 2014 году может возрасти в 1,4 раза и составить 357,4 млрд. рублей.
В разрезе видов торговли сохранится тенденция динамичного развития стационарной торговли и замедление продажи товаров на розничных рынках и ярмарках. Дальнейшее развитие получат крупноформатные торговые объекты, оснащенные новейшим оборудованием и предлагающие широкий ассортимент товаров. Предполагается вхождение в край крупных сетевых структур международного уровня ("МЕТРО Кэш энд Керри"), способствующих развитию конкуренции на потребительском рынке и повышению качества услуг.
Значительно усилил конкуренцию на рынке общественного питания и сделал его более разнообразным приход в край сетевых компаний из других регионов. В среднесрочной перспективе в данной сфере планируется развитие объектов, предоставляющих услуги средней ценовой категории (кафе, закусочные, столовые, трактиры, блинные и т.д.); расширение общедоступной сети предприятий быстрого питания; развитие услуг общественного питания, предоставляемых в туристическо-гостиничных комплексах. По прогнозным расчетам, оборот общественного питания в 2014 году может превысить уровень 2011 года на 27,4% и составить 10,5 млрд. рублей.
В прогнозируемый период объемы оказываемых населению края платных услуг могут возрасти на 20,8% и составить 82,9 млрд. рублей. Наиболее динамично будут развиваться услуги туризма и сопутствующие им услуги транспорта и связи. Это обусловлено активной реализацией проекта по созданию в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны, началом реализации других проектов в сфере туризма.
Демографические тенденции и рынок труда
В среднесрочный период демографическая ситуация в регионе будет постепенно стабилизироваться. Абсолютное сокращение среднегодовой численности постоянного населения в 2011 году оценивается на уровне 8,2 тыс. человек, а к 2014 году составит 0,4 тыс. человек, что будет обусловлено ростом рождаемости, сокращением смертности, преодолением миграционной убыли населения. Ожидаемая продолжительность жизни может возрасти к концу прогнозного периода до 71 года (69,2 года - уровень 2010 г.).
Способствовать стабилизации численности населения будет реализация программы демографического развития, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, ряда федеральных и региональных целевых программ, в т.ч. региональной программы модернизации здравоохранения.
Вместе с тем предстоящие годы будут характеризоваться влиянием ряда неблагоприятных демографических факторов, обусловленных изменением структуры населения. Численность населения в трудоспособном возрасте будет ежегодно сокращаться. Трудоспособного возраста достигают поколения, родившиеся в 1990-е годы (когда отмечался спад рождаемости). В то же время выходят на пенсию поколения, родившиеся после войны (пик рождаемости). Увеличение населения старших возрастов приведет к росту демографической нагрузки. Вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте в прогнозном периоде намечается сокращение численности трудовых ресурсов на 31,3 тыс. человек.
Обратная тенденция на рынке труда будет происходить в сфере занятости населения. В связи с положительными тенденциями в экономике и ростом выпуска товаров и оказания услуг численность занятых в экономике края будет постепенно восстанавливаться и к 2014 году может составить 1,1 млн. человек. Основное увеличение численности занятых предполагается в обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, строительстве, сельском хозяйстве.
В результате реализации мер поддержки рынка труда, ускоренного роста экономики регистрируемая безработица за три года снизится более чем на 2 тыс. человек, а ее уровень (по отношению к численности экономически активного населения) составит 2,9%.
Уровень жизни населения
В прогнозный период ожидается достаточно высокий рост показателей уровня жизни населения за счет всех составляющих: заработной платы, социальных трансфертов, доходов от имущества, но прежде всего, доходов от предпринимательской деятельности. В целом за 2012-2014 годы денежные доходы в расчете на душу населения в номинальном выражении могут увеличиться в 1,4 раза, реальные располагаемые - на 20,9%.
Рост заработной платы будет обусловлен усилением темпов экономического развития, а также осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы федерального и регионального уровней. Прирост реальной заработной платы за прогнозный период составит 15,5%. Фонд заработной платы в целом за 3 года увеличится на 37,5%.
Создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а также меры по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и социальной поддержке семей с детьми позволят снизить долю населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 22% в 2011 году до 18,5% в 2014 году.
Приложение
к Сценарным условиям социально-экономического
развития Алтайского края на 2012 год
и на период до 2014 года
Основные показатели прогноза социально-экономического развития
Алтайского края на 2011-2013 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (факт) |
2011 год (оценка) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
прогноз | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
2421,9 |
2414 |
2408 |
2405 |
2405 |
Инфляция: на конец года |
% |
108,2 |
107,9 |
106,0 |
105,5 |
104,5 |
в среднем за год |
% |
106,4 |
108,9 |
106,8 |
105,6 |
105,0 |
Валовой региональный продукт |
млрд. руб. |
317,0 |
371,4 |
413,0 |
468,0 |
536,3 |
темп роста |
% |
108,0 |
105,1 |
105,5 |
107,0 |
108,0 |
Объем отгруженной промышленной продукции |
млрд. руб. |
189,4 |
231,3 |
253,5 |
281,7 |
313,6 |
Индекс промышленного производства |
% |
120,9 |
106,0 |
104,4 |
105,0 |
105,3 |
в том числе по видам деятельности: |
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
млрд. руб. |
4,2 |
5,8 |
6,6 |
7,6 |
9,0 |
индекс производства |
% |
75,8 |
114,3 |
108,0 |
109,0 |
112,0 |
обрабатывающие производства |
млрд. руб. |
154,4 |
192,1 |
210,4 |
233,3 |
259,5 |
индекс производства |
% |
125,8 |
108,4 |
105,0 |
105,6 |
105,8 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млрд. руб. |
30,8 |
33,3 |
36,5 |
40,8 |
45,1 |
индекс производства |
% |
108,4 |
93,0 |
100,5 |
100,8 |
101,0 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
млрд. руб. |
77,1 |
84,9 |
92,1 |
98,7 |
107,0 |
индекс производства |
% |
95,5 |
102,1 |
103,5 |
103,7 |
104,2 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млрд. руб. |
55,8 |
70,0 |
85,0 |
105,0 |
129,3 |
индекс физического объема |
% |
118,0 |
114,0 |
112,5 |
114,5 |
115,0 |
Оборот розничной торговли |
млрд. руб. |
180,4 |
220,2 |
261,4 |
307,5 |
357,4 |
темп роста в сопоставимых ценах |
% |
106,6 |
112,0 |
112,2 |
111,5 |
111,0 |
Оборот общественного питания |
млрд. руб. |
5,0 |
6,2 |
7,5 |
8,9 |
10,5 |
темп роста в сопоставимых ценах |
% |
105,8 |
108,0 |
108,2 |
108,4 |
108,6 |
Объем платных услуг |
млрд. руб. |
50,0 |
55,4 |
63,2 |
72,4 |
82,9 |
темп роста в сопоставимых ценах |
% |
101,5 |
102,8 |
105,8 |
106,5 |
107,2 |
Внешнеторговый оборот, всего |
млн. долл. США |
947,3 |
871,7 |
937,4 |
1056,3 |
1130,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
экспорт |
|
512,7 |
522,6 |
577,5 |
688,3 |
730,0 |
импорт |
|
434,6 |
349,1 |
359,9 |
368,0 |
400,0 |
Прибыль по всем видам деятельности |
млрд. руб. |
47,6 |
60,3 |
66,3 |
72,3 |
78,1 |
Денежные доходы населения |
млрд. руб. |
316,4 |
365,6 |
413,9 |
465,5 |
523,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
% |
103,5 |
106,2 |
106,0 |
106,5 |
107,1 |
руб. |
5529,5 |
6182,0 |
6707,0 |
7559,0 |
8141,0 |
|
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения |
% |
24,3 |
22,2 |
20,5 |
19,3 |
18,5 |
Фонд заработной платы, всего |
млрд. руб. |
99,9 |
113,1 |
126,1 |
140,2 |
155,5 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата |
руб. |
12051 |
13760 |
15320 |
17010 |
18840 |
Реальная заработная плата |
% |
104,1 |
104,9 |
104,2 |
105,1 |
105,5 |
Численность работников |
тыс. чел. |
691,1 |
685,0 |
686,0 |
687,0 |
688,0 |
Численность занятого в экономике населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
1079,4 |
1090,2 |
1095,6 |
1098,9 |
1100,0 |
Уровень безработицы: общей |
% |
8,8 |
8,7 |
8,7 |
8,7 |
8,6 |
официально зарегистрированной |
% |
3,2 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сценарные условия разработаны на многовариантной основе в зависимости от внешних и внутренних факторов развития. Приоритетной задачей тарифной политики в 2012-2014 годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.
В среднесрочной перспективе предусматриваются достаточно высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии. В целом за 2011-2014 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,43 раза.
В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края. В среднесрочной перспективе туризм станет высокоэффективным и конкурентоспособным сектором экономики края. В прогнозный период ожидается достаточно высокий рост показателей уровня жизни населения за счет всех составляющих: заработной платы, социальных трансфертов, доходов от имущества, но прежде всего, доходов от предпринимательской деятельности.
Распоряжение Администрации Алтайского края от 9 сентября 2011 г. N 376-р
Текст распоряжения официально опубликован не был
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.