Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2019 г. N 72-КГ19-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 декабря 2019 г. кассационную жалобу Петрушовой Яны Олеговны на постановление президиума Забайкальского краевого суда от 28 февраля 2019 г., которым отменены решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 17 сентября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 декабря 2018 г. об удовлетворении исковых требований
по делу N 2-3477/2018 Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края по иску Петрушовой Яны Олеговны к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о понуждении к заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г. А., выслушав мнение представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования по доверенности Рыжко С.Н.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Петрушова Яна Олеговна обратилась 31 мая 2018 г. в суд с иском к Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей.
В обоснование исковых требований Петрушова Я.О. ссылалась на то, что по окончании в июне 2017 г. обучения в федеральном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Читинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации ей выданы дипломы о высшем образовании и послевузовском профессиональном образовании (интернатуре) и присвоена квалификация врача по направлению специальности "рентгенология".
На основании трудового договора от 3 июля 2017 г. Петрушова Я.О. принята на работу в государственное учреждение здравоохранения "Читинская центральная районная больница" на должность заведующего рентгенологическим кабинетом - врача-рентгенолога. Согласно условиям трудового договора работа в организации является для работника основной; местом работы определено структурное подразделение работодателя Домнинская участковая больница, расположенная по адресу: Забайкальский край, Читинский район, село Домна, ул. Больничная, д. 4.
В связи с трудоустройством по медицинской специальности в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности Забайкальского края, Петрушова Я.О. в сентябре 2017 года обратилась в Министерство здравоохранения Забайкальского края с заявлением о получении единовременной компенсационной выплаты для медицинских работников в возрасте до 50 лет, имеющих высшее образование, прибывших в 2017 году на работу в сельский населённый пункт, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Письмом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 27 февраля 2018 г. Петрушовой Я.О. было сообщено о невозможности заключения с ней договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты ввиду отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
По мнению Петрушовой Я.О., отказ ответчика в заключении с ней договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельскую местность, расположенную на территории Забайкальского края, со ссылкой на отсутствие в бюджете Забайкальского края бюджетных средств является незаконным, в связи с чем просила суд обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей.
Определением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 26 июля 2018 г. судом к участию в деле в качестве соответчика привлечён Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в суде исковые требования не признал.
Представители ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования и третьего лица по делу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 17 сентября 2018 г. исковые требования Петрушовой Я.О. удовлетворены. Суд обязал Министерство здравоохранения Забайкальского края заключить с Петрушовой Я.О. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 декабря 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением президиума Забайкальского краевого суда от 28 февраля 2019 г. решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 17 сентября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 декабря 2018 г. отменены. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Петрушовой Я.О.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Петрушовой Я.О. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены постановления президиума Забайкальского краевого суда от 28 февраля 2019 г. как незаконного и оставления в силе решения Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 17 сентября 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 декабря 2018 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 2 августа 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 8 ноября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Петрушова Я.О., представители ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края и третьего лица по делу территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края в письменном отзыве на кассационную жалобу просил рассмотреть дело без участия его представителя, Петрушова Я.О. и представитель Министерства здравоохранения Забайкальского края сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные отзывы на неё директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края и представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования, заслушав мнение представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования, явившегося в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судом кассационной инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований Петрушовой Я.О. были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что Петрушова Я.О., ... года рождения, в мае 2017 года окончила обучение в федеральном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Читинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации, ей присвоена квалификация врача по направлению специальности "рентгенология".
С 21 июня 2017 г. Петрушова Я.О. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Забайкальский край, ...
На основании трудового договора от 3 июля 2017 г. Петрушова Я.О. принята на работу в государственное учреждение здравоохранения "Читинская центральная районная больница" на должность заведующего рентгенологическим кабинетом - врача-рентгенолога.
Согласно условиям трудового договора, заключённого с Петрушовой Я.О., местом её работы определено структурное подразделение работодателя Домнинская участковая больница, расположенная по адресу: Забайкальский край, Читинский район, село Домна, ул. Больничная, д.4.; работа в организации является для работника основной; трудовой договор заключён на неопределённый срок.
В связи с наличием высшего медицинского образования и прибытием на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в сельском населённом пункте Забайкальского края, в сентябре 2017 года Петрушова Я.О. обратилась в Министерство здравоохранения Забайкальского края с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Письмом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 27 февраля 2018 г. N 34-к Петрушовой Я.О. было сообщено о невозможности заключения с ней договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты со ссылкой на то, что лимиты бюджетных обязательств на софинансирование региональным бюджетом Забайкальского края программы "Земский доктор" на 2017 год были исчерпаны, дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на эти цели не выделено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Петрушовой Я.О. о возложении на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлением Правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 "О некоторых мерах по реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и пришёл к выводу о наличии у Петрушовой Я.О. права на предоставление ей единовременной компенсационный выплаты. При этом суд первой инстанции исходил из того, что обязанность Министерства здравоохранения Забайкальского края заключить с Петрушовой Я.О. договор о предоставлении ей единовременной компенсационный выплаты следует из юридического факта заключения в 2017 году истцом трудового договора с государственным учреждением здравоохранения и её переездом в сельскую местность с целью осуществления трудовой деятельности по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени.
Суд первой инстанции указал, что субъект Российской Федерации в лице Забайкальского края, не предусмотрев в бюджете Забайкальского края в 2017 году расходы на реализацию положений Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", произвольно отказался от исполнения государственных публично-правовых обязательств по материальной поддержке медицинских работников, прибывших на работу в сельский населённый пункт, а произвольный отказ от выполнения государством принятых на себя обязательств по осуществлению имеющей целевое назначение единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населённый пункт, является недопустимым.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда, дополнительно высказав суждение о том, что перечень оснований для отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, предусмотренный постановлением Правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 "О некоторых мерах по реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является исчерпывающим, и отсутствие объёма бюджетных ассигнований, как основание для отказа в предоставлении спорной выплаты, названным постановлением не поименовано. По мнению суда апелляционной инстанции, окончание финансового года и отсутствие возможности внесения в лимиты бюджетных обязательств Забайкальского края, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки работникам учреждения здравоохранения в 2017 году, не может влиять на реализацию права медицинских работников, прибывших на работу в сельский населённый пункт, на получение спорной выплаты.
Суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы ответчика о возможности реализации Петрушовой Я.О. права на получение единовременной компенсационной выплаты в 2018 году на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", указав на то, что наличие иных программ, предоставляющих социальные гарантии медицинским работникам, не влияет на реализацию Петрушовой Я.О. права на получение спорной выплаты, установленного частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
С выводами судов первой и апелляционной инстанций не согласился президиум Забайкальского краевого суда.
Отменяя решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Петрушовой Я.О., суд кассационной инстанции со ссылкой на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и постановление Правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 "О некоторых мерах по реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" указал, что Министерство здравоохранения Забайкальского края при рассмотрении заявления Петрушовой Я.О. о заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты было обязано учитывать предельные объёмы выделенных в 2017 году на эти цели денежных средств. Суд кассационной инстанции признал имеющими юридическое значение доводы ответчиков в обоснование отказа Петрушовой Я.О. в заключении договора об исчерпании в 2017 году лимитов бюджетных обязательств, выделенных на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края.
Кроме того, суд кассационной инстанции в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований Петрушовой Я.О. сослался на изменение с 1 января 2018 г. порядка финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Суд кассационной инстанции указал, что в соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Забайкальского края от 27 февраля 2018 г. N 79 утверждён Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек. Названным порядком предусмотрено такое основание для отказа в заключении договора о предоставлении спорной выплаты, как недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год.
По мнению суда кассационной инстанции, приведённые обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для возложения на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности заключить с Петрушовой Я.О. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы суда кассационной инстанции неправомерными ввиду следующего.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьёй 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счёт средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки (пункт 1 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом (пункт 2 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определённом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьёй условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (пункт 4 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В соответствии со статьёй 12.4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчётности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.
Контроль за использованием средств, предусмотренных на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, осуществляется Федеральным фондом, территориальными фондами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации (статья 12.5 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, в целях организации работ по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам правительством Забайкальского края принято постановление от 13 февраля 2012 г. N 52 "О некоторых мерах по реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 установлено, что Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее также - Министерство) является уполномоченным органом, в частности: по ежемесячному представлению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования; по заключению договора с медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству, в порядке, установленном настоящим постановлением (пункт 2 постановления правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52).
Пунктом 5 постановления правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 определено, что единовременная компенсационная выплата медицинским работникам в 2017 году осуществляется в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Забайкальского края в соотношении 60 и 40 процентов. Предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам осуществляется Министерством здравоохранения Забайкальского края в пределах объёмов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых Министерству здравоохранения Забайкальского края на указанные цели в 2017 году.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 февраля 2012 г. N 52 утверждён Порядок заключения Министерством здравоохранения Забайкальского края договора с медицинским работником, которым определены правила заключения Министерством здравоохранения Забайкальского края договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты с медицинским работником (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка определено, что Министерство в 2017 году заключает договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству.
Пунктом 3 Порядка установлен перечень документов, представляемых медицинским работником в Министерство для заключения договора и предписано, что документы представляются до 10 ноября текущего года.
В течение трёх рабочих дней с даты регистрации документов, указанных в пункте 3 Порядка, Министерство осуществляет проверку достоверности и полноты персональных данных и иных сведений, включённых в документы, представленные медицинским работником. Документы, указанные в пункте 3 Порядка, рассматриваются на заседаниях комиссии, образованной Министерством (далее - Комиссия). Порядок работы и состав Комиссии утверждаются приказом Министерства. На основании протокола заседания Комиссии приказом Министерства утверждается список медицинских работников для заключения договоров. В течение трёх рабочих дней со дня принятия Министерством вышеуказанного приказа медицинскому работнику, включённому в список, направляется решение о заключении договора, а также сообщается о необходимости прибыть в Министерство для заключения договора (пункт 5 Порядка).
В случае если в представленных документах выявлены обстоятельства, препятствующие получению медицинским работником единовременной компенсационной выплаты в связи с несоответствием документов требованиям, установленным пунктом 2 Порядка, в течение трёх рабочих дней Министерство направляет медицинскому работнику уведомление об отказе в заключении договора (пункт 6 Порядка).
Решение Министерства о заключении договора либо уведомление Министерства об отказе в заключении договора может быть обжаловано в вышестоящий орган либо в судебном порядке (пункт 8 Порядка).
Из приведённого нормативного правового регулирования отношений по предоставлению в 2017 году медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее медицинское образование и прибывшим в 2017 году на работу в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности на территории Забайкальского края, единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населённые пункты, рабочие посёлки, посёлки городского типа, расположенные на территории Забайкальского края, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населённых пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населёнными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населённые пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику, осуществляющему трудовую деятельность в сельской местности Забайкальского края, на основании заключённого договора между медицинским работником и Министерством здравоохранения Забайкальского края.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2017 году, осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджета субъекта Российской Федерации - Забайкальского края. Иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджет субъекта Российской Федерации (Забайкальский край) при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Забайкальского края нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок предоставления Министерством здравоохранения Забайкальского края, как уполномоченным органом, медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты.
При принятии президиумом Забайкальского краевого суда решения об отказе в удовлетворении исковых требований Петрушовой Я.О. о возложении на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2017 году приведённые нормативные положения федерального и регионального законодательства, регулирующие порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность на территории Забайкальского края, судом кассационной инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Петрушова Я.О. является медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеет высшее медицинское образование.
На основании трудового договора от 3 июля 2017 г. Петрушова Я.О. принята на работу в государственное учреждение здравоохранения "Читинская центральная районная больница" на должность заведующего рентгенологическим кабинетом - врача-рентгенолога, местом её работы согласно условиям трудового договора определено структурное подразделение работодателя - Домнинская участковая больница, расположенная по адресу: Забайкальский край, Читинский район, село Домна, ул. Больничная, д. 4. С 21 июня 2017 г. Петрушова Я.О. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Забайкальский край, Читинский район, село Домна, ул. Станционная, д. 4, кв. 1.
В сентябре 2017 года Петрушова Я.О. обратилась в Министерство здравоохранения Забайкальского края с заявлением о получении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населённые пункты и рабочие посёлки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
Таким образом, при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.
Право медицинских работников в возрасте до 50 лет, имеющих высшее медицинское образование, на предоставление им единовременной компенсационной выплаты в 2017 году связано в силу приведённого выше правового регулирования с фактом прибытия медицинского работника в сельскую местность, расположенную на территории Забайкальского края, с целью осуществления в этой местности трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на основании трудового договора, и обращения такого работника до 10 ноября текущего года с приложением необходимых документов в Министерство здравоохранения Забайкальского края с заявлением о заключении с ним договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Петрушовой Я. О. все установленные нормативными правовыми актами условия для получения спорной выплаты соблюдены, ввиду этого вывод суда кассационной инстанции об отсутствии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности заключить с Петрушовой Я.О. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", не соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела судом первой инстанции обстоятельствам, а потому является неправомерным.
Доводы суда кассационной инстанции в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Петрушовой Я.О. со ссылкой на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что, что Министерство здравоохранения Забайкальского края при рассмотрении заявления Петрушовой Я.О. о заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты было обязано учитывать предельные объёмы выделенных в 2017 году на эти цели денежных средств, объём которых был в 2017 году исчерпан, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает несостоятельными.
Судом кассационной инстанции не учтено, что Петрушова Я.О. в соответствии с положениями части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" как медицинский работник, прибывший в 2017 году на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности на территории Забайкальского края, приобрела право на предоставление единовременной компенсационной выплаты, следовательно была вправе рассчитывать на получение спорной выплаты в 2017 году. Отсутствие же у субъекта Российской Федерации (Забайкальского края) бюджетных средств на эти цели (исчерпание бюджетных средств) не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять необходимые меры по обеспечению Петрушовой Я.О. такой выплатой путём заключения с ней соответствующего договора.
Кроме того, следует учитывать, что исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Петрушовой Я.О. на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и нормативными правовыми актами Забайкальского края, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию в Забайкальском крае мероприятий по обеспечению такой выплатой медицинских работников, прибывших в 2017 году на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности на территории Забайкальского края.
Принимая во внимание изложенное, определение суда кассационной инстанции нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления с оставлением в силе решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, разрешивших исковые требования Петрушовой Я.О. в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
постановление президиума Забайкальского краевого суда от 28 февраля 2019 г. по делу N 2-3477/2018 Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края отменить.
Оставить в силе решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 17 сентября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 декабря 2018 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2019 г. N 72-КГ19-5
Текст определения опубликован не был